|
Пятигорск |
Пером и кистью
Каким увидел Пятигорск Михаил Юрьевич Лермонтов летом 1837 года? Фотографии, которая обычно помогает в таких случаях, еще не существовало. Да. сохранились воспоминания гостей Пятигорска, есть несколько живописных работ и рисунков, сделанных в те времена. Но лучше всего Лермонтовский Пятигорск нам показывает ...сам Михаил Юрьевич, изобразивший его не только пером, но и кистью. Кстати сказать, он был одним из первых, кто запечатлел местность у подножия Машука на полотне. Лермонтов был, как известно, не только мастером слова, но и прекрасным художником. И, к счастью для нас, некоторые его работыизображают наши места. Это великолепное изображение Эльбруса, освещенного рассветными лучами солнца. Это рисунок «Бештау близ Железноводска.
Окрестности Пятигорска узнаются в картине «Воспоминания о Кавказе», рисунке «Офицер и амазонка».
Сам Пятигорск изображен на рисунке 1840 года «Пятигорский бульвар» и картине «Пятигорск», написанной по впечатлениям лета 1837 года. Она наиболее важна для нас, поскольку являет взгляд автора на место действия повести «Княжна Мери». Горячеводская долина с двумя рядами домиков. Гора Горячая, испещренная сетью дорожек и тропинок. Пойма Подкумка и панорама гор с Эльбрусом на горизонте. Все запечатлено с почти фотографической точностью. На переднем плане - площадка Елизаветинского источника, и «домик с красной кровлею на ванной», известный нам по лермонтовскому тексту. Вокруг заросли деревьев и кустарников и группа скал над ними, в которых угадывается, скрытый листвой, романтический грот, считающийся местом свидания Печорина с Верой.
На площадке у источника происходит завязка повести «Княжна Мери», действие которой продолжается на бульваре - он тоже хорошо виден на картине. Там, внизу, угадывается даже дом, где, могла жить героиня. Так, Лермонтов-художник показывает нам многое из того, о чем рассказывает Лермонтов-писатель. А то, что осталось за рамками картины, находим на страницах романа. Так. описание жилища Печорина приводит нас в дом, принадлежавший семье Верзилиных. Не в тот, где произошла ссора с Мартыновым, а в другой, на диагонально противоположном углу того же квартала. Известно, что он сдавался под офицерское отделение Пятигорского военного госпиталя, куда был помещен Михаил Юрьевич. К тому же, это был единственный дом в тогдашнем Пятигорске, расположенный «на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука», откуда были хорошо видны и «пятиглавый Бешту», и Машук, и «чистенький, новенький городок» внизу.
Нам не надо гадать о том, что еще видел Лермонтов, из окон своей квартиры. Облик «лермонтовского Пятигорска» хорошо известен. Несмотря на громадные перемены, происшедшие за полтора с лишним века, он и сейчас перед нами - те же старинные улочки, взбегающие на склоны Машука, особнячки, уцелевшие с тех времен. Те же деревья на бульваре и в парках. Те же сады, роняющие по весне белые лепестки черешен. И те же горы вокруг.
Отметим лишь, что таким - обустроенным и изукрашенным - город виделся человеку, впервые в него попавшему, например, Печорину. Лермонтов же бывал здесь еще в ту пору, когда у подножья Машука располагалось лишь небольшое поселение. И, глядя вместе со своим героем на поселение у Горячих Вод, ставшее городом теперь Пятигорском, он, конечно, видел его по-своему, замечая перемены, которые произошли здесь с 1825 года.
Это улицы и переулки, едва наметившиеся тогда, а теперь застроенные или охваченные строительной горячкой. Это большие красивые здания, возведенные братьями Бернардацци - Ресторация, где происходит описанный в романе бал, Николаевские ванны - там Лермонтов принимал лечебные процедуры, Дом для неимущих офицеров, в котором помещалось управление военного коменданта, приметные жилые дома. И, что особенно важно, обилие зелени, которой Горячеводское поселение в 1825 году было совершенно лишено. Гуляя по тенистому бульвару и по аллеям Емануелевского парка, повзрослевший Лермонтов явно вспоминал, как мучительно было ходить ему, ребенку, под палящими лучами летнего солнца.
Не удивительно, что этим переменам в романе отдана солидная дань - там несколько раз упоминается гуляние «под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука», а бульвар становится местом многих сцен романа. Обращает внимание Лермонтов и на архитектурные украшения возникших зеленых зон - беседку Эолова арфа, романтический грот, в котором он устраивает встречу Печорина с любимой женщиной. Замечены так же маленькая деревянная купальня и галерея у Елизаветинского источника. Описана вьющаяся у подножья Машука дорога в немецкую колонию - там Печорин пугает княжну своим «черкесским» обликом. Отдана дань далекому Провалу, где происходит важный разговор Печорина с княжной Мери.
Вот так, сравнивая жизненные реалии Пятигорска с их отражениями в романе и на картине, мы можем довольно ясно представить себе, как воспринимал Лермонтов любимые места, делая их своего рода декорациями. Именно в них предстояло разворачиваться действиям, основанным на его впечатлениях о курортной жизни у подошвы Машука и курортной публики, среди которой он искал и находил своих героев.
|