| библиотека | дорогие гости пятигорска | пером и кистью |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Дорогие гости Пятигорска» • Пером и кистьюОГЛАВЛЕНИЕ


 Пятигорск 

Пером и кистью

Каким увидел Пятигорск Михаил Юрьевич Лермонтов летом 1837 года? Фотографии, которая обычно помогает в таких случаях, еще не существовало. Да. сохранились воспоминания гостей Пятигорска, есть несколько живописных работ и рисунков, сделанных в те времена. Но лучше всего Лермонтовский Пятигорск нам показывает ...сам Михаил Юрьевич, изобразивший его не только пером, но и кистью. Кстати сказать, он был одним из первых, кто запечатлел местность у подножия Машука на полотне. Лермонтов был, как известно, не только мастером слова, но и прекрасным художником. И, к счастью для нас, некоторые его работыизображают наши места. Это великолепное изображение Эльбруса, освещенного рассветными лучами солнца. Это рисунок «Бештау близ Железноводска. Окрестности Пятигорска узнаются в картине «Воспоминания о Кавказе», рисунке «Офицер и амазонка».

Сам Пятигорск изображен на рисунке 1840 года «Пятигорский бульвар» и картине «Пятигорск», написанной по впечатлениям лета 1837 года. Она наиболее важна для нас, поскольку являет взгляд автора на место действия повести «Княжна Мери». Горячеводская долина с двумя рядами домиков. Гора Горячая, испещренная сетью дорожек и тропинок. Пойма Подкумка и панорама гор с Эльбрусом на горизонте. Все запечатлено с почти фотографической точностью. На переднем плане - площадка Елизаветинского источника, и «домик с красной кровлею на ванной», известный нам по лермонтовскому тексту. Вокруг заросли деревьев и кустарников и группа скал над ними, в которых угадывается, скрытый листвой, романтический грот, считающийся местом свидания Печорина с Верой.

На площадке у источника происходит завязка повести «Княжна Мери», действие которой продолжается на бульваре - он тоже хорошо виден на картине. Там, внизу, угадывается даже дом, где, могла жить героиня. Так, Лермонтов-художник показывает нам многое из того, о чем рассказывает Лермонтов-писатель. А то, что осталось за рамками картины, находим на страницах романа. Так. описание жилища Печорина приводит нас в дом, принадлежавший семье Верзилиных. Не в тот, где произошла ссора с Мартыновым, а в другой, на диагонально противоположном углу того же квартала. Известно, что он сдавался под офицерское отделение Пятигорского военного госпиталя, куда был помещен Михаил Юрьевич. К тому же, это был единственный дом в тогдашнем Пятигорске, расположенный «на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука», откуда были хорошо видны и «пятиглавый Бешту», и Машук, и «чистенький, новенький городок» внизу.

Нам не надо гадать о том, что еще видел Лермонтов, из окон своей квартиры. Облик «лермонтовского Пятигорска» хорошо известен. Несмотря на громадные перемены, происшедшие за полтора с лишним века, он и сейчас перед нами - те же старинные улочки, взбегающие на склоны Машука, особнячки, уцелевшие с тех времен. Те же деревья на бульваре и в парках. Те же сады, роняющие по весне белые лепестки черешен. И те же горы вокруг.

Отметим лишь, что таким - обустроенным и изукрашенным - город виделся человеку, впервые в него попавшему, например, Печорину. Лермонтов же бывал здесь еще в ту пору, когда у подножья Машука располагалось лишь небольшое поселение. И, глядя вместе со своим героем на поселение у Горячих Вод, ставшее городом теперь Пятигорском, он, конечно, видел его по-своему, замечая перемены, которые произошли здесь с 1825 года.

Это улицы и переулки, едва наметившиеся тогда, а теперь застроенные или охваченные строительной горячкой. Это большие красивые здания, возведенные братьями Бернардацци - Ресторация, где происходит описанный в романе бал, Николаевские ванны - там Лермонтов принимал лечебные процедуры, Дом для неимущих офицеров, в котором помещалось управление военного коменданта, приметные жилые дома. И, что особенно важно, обилие зелени, которой Горячеводское поселение в 1825 году было совершенно лишено. Гуляя по тенистому бульвару и по аллеям Емануелевского парка, повзрослевший Лермонтов явно вспоминал, как мучительно было ходить ему, ребенку, под палящими лучами летнего солнца.

Не удивительно, что этим переменам в романе отдана солидная дань - там несколько раз упоминается гуляние «под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука», а бульвар становится местом многих сцен романа. Обращает внимание Лермонтов и на архитектурные украшения возникших зеленых зон - беседку Эолова арфа, романтический грот, в котором он устраивает встречу Печорина с любимой женщиной. Замечены так же маленькая деревянная купальня и галерея у Елизаветинского источника. Описана вьющаяся у подножья Машука дорога в немецкую колонию - там Печорин пугает княжну своим «черкесским» обликом. Отдана дань далекому Провалу, где происходит важный разговор Печорина с княжной Мери.

Вот так, сравнивая жизненные реалии Пятигорска с их отражениями в романе и на картине, мы можем довольно ясно представить себе, как воспринимал Лермонтов любимые места, делая их своего рода декорациями. Именно в них предстояло разворачиваться действиям, основанным на его впечатлениях о курортной жизни у подошвы Машука и курортной публики, среди которой он искал и находил своих героев.


БИБЛИОТЕКА
Предисловие

АЛЕКСАНДР ПУШКИН. УЖАСНЫЙ КРАЙ ЧУДЕС
Волшебное прикосновение Кавказа
Назвался недорослем
Пути-дороги поэта
«...Все селение расположено в 2 улицы»
Встреча с английским шпионом
«Мы здесь в лагере, как цыгане...»
Природы дикой и угрюмой
У Кислых Вод
«Нашёл я большую перемену...»
Рождение замысла
«Герой моего воображения»
Мария - Алина - Александра
«Действующие лица и исполнители»
Водяное общество
Уроки «Романа на Кавказских Водах»
Хранят память о поэте
Железная галерея
Блистательный ансамбль
«Странствующий сквер»

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ. КРЕМНИСТЫЙ ПУТЬ
Год 1825:
Кремнистый путь
Дорога на Воды
Загадочное озеро
Замыкая Горячеводскую долину
«...Друг друга они не узнали»
Горы во сне и наяву
Год 1837:
«Вчера я приехал в Пятигорск»
Пером и кистью
Сквозь «магический кристалл»
Тайна старого дома
Год 1841:
«Полтинник судьбы»
«Нанял квартиру на краю города»
«Выхожу один я на дорогу»
Эхо давнего бала
Роковая диагональ Верзилиных?
Для стрельбы готовы пистолеты
Гроза в Пятигорске
К девяти часам все утихло
Год 2014:
Навечно вписан в нашу жизнь
Сердце лермонтовской России
Дарили поэту свои целительные силы
Секреты «Грота Калипсо»
На поляне у подножья Машука
На старинном кладбище под Машуком
Квадратура памяти
«Юбилейная» остановка
Главная улица «Сказочной страны»
Школа у парка
Симфония металла и стекла
Близ колодца «Богатырь-воды»
Лермонтовский уголок у горы Железной
Город имени поэта
Лермонтовский Кавказ

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШ ЭТОТ КРАЙ...»
Соприкосновение
Кавказские Воды. XIX век, полдень
Встречи, знакомста, общение
Курортное бытие
Рождение писателя
Дорогие адреса
«На Кабардинской слободке 252 №»
«...В доме священника Василия Эрастова»
«...назвался к Дроздову»
«Встал рано, купался...»
«Пил воды Елизаветинские»
«...пил Александровские воды»
«Обедал у Найтаки...»
«...сидел на бульваре»
«...был в церкви»
«Был в концерте Кристиани»
«Ходил на провал...»
«...утром пойду в парк»
«...я был у коменданта»
«...был на почте»
«...был на ярмарке, купил лошадь»
Город помнит









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!