|
Пятигорск |
«...пил Александровские воды»
На скалистой вершине горы Горячей, что возвышается над знаменитым курортным парком «Цветник», стоит не менее знаменитая скульптурная композиция: орел, терзающий змею. Поставленный в начале ХХ столетия «Орел» - так все называют эту скульптуру - сделался эмблемой Кавказских Минеральных Вод. Но далеко не все знают, что скульптура была установлена на том самом месте, где двести лет назад вытекал горячий минеральный источник, давший начало курортному Пятигорску и долгое время бывший главным его целебным ключом. Именно близ него нашли вырубленную в скале старинную ванну, которой стали пользоваться и первые россияне, приезжавший сюда лечиться. Именно здесь, на вершине Горячей, были поставлены и первые деревянные купальни.
Первоначально безымянный источник стал именоваться Александровским - так назвал его доктор Гааз, - в честь императора Александра I, подписавшего рескрипт о признании Кавказских Минеральных вод лечебной местностью государственного значения. В советское время источник был назван Лермонтовским, поскольку Михаил Юрьевич лечился его водами. Считается, что первоначально эта горячая углекисло-сероводородная вода служила в основном для ванн и для питьевого лечения не использовалась. Оказывается, это не так - пить воду Александровского источника было назначено Льву Толстому, лечившемуся в Пятигорске летом 1852 года. Специального бювета у него не было - источник имел вид простого колодца. А вот галерея для пьющих его воду была построена в начале 40-х годов на месте разобранных по ветхости Александровских ванн. Ее проект был, возможно, последним творением Иосифа Бернардацци.
Монументальное сооружение со множеством арочных проемов, венчавшее уступ горы Горячей, можно видеть лишь на немногих гравюрах середины века - Александровская галерея была деревянной, а потому и недолговечной. Во времена Толстого курортная публика ее охотно посещала. Лев Николаевич тоже не раз заглядывал туда, когда пил воду, делая это очень старательно. «Галерея очень забавна, вранье офицеров, щегольство франтов и знакомства, которые там делаются» - отмечал он в дневнике.
В 70-х годах галерею убрали. Ну, а тот, самый первый источник, водой которого лечился Толстой - он - что же - исчез совершенно? Оказывается, нет, жив курилка! И даже время от времени пытается пробиться на поверхность через трещины в скале, составляющей подножие Орла. Чтобы не допустить самовольно изливания, его приходится блокировать бетонными плитами и железными листами. Их видно всякому, кто поднимается к популярной скульптуре. А если, остановившись там, прислушаться, то можно уловить шум бегущей под ними воды. И в воздухе ощутить довольно сильный запах сероводорода. Это напоминает о себе целебный ключ, некогда возвращавший здоровье великому писателю.
|