|
Пятигорск |
«Был в концерте Кристиани»
Запись в дневнике Льва Николаевича о посещении им концерта известной французской виолончелистки выглядит довольно странно: «...был в концерте Кристиани. Плохо». Неужели любивший серьезную классическую музыку Толстой не оценил исполнительское мастерство той, которой в Копенгагене присвоили титул «королевской виолончелистки», а в Швеции называли «французской Сен-Сесиль», считавшейся покровительницей всех музыкантов? Той, для которой Мендельсон специально написал свою знаменитую «Песню без слов» для виолончели? Иные из пишущих о Толстом соглашаются с этой мыслью, пытаясь объяснить это «плохо» тем, что, мол, не понравилась писателю музыка, исполняемая публично.
Думается, дело совсем в другом. «Плохо» нужно соединять не с предшествующей, а с последующей фразой. Тогда получится: «...был в концерте Кристиани. Плохо. Отчего никто не любит меня? Я не дурак, не урод, не дурной человек, не невежа. Непостижимо. Неужели я не для этого круга?». Надо полагать, в театре произошло нечто, заставившее Льва Николаевича думать, что он неприятен окружающим - вот оното и «плохо». А Кристиани и ее музыка здесь совершенно не при чем.
Запись эта открывает нам важную страницу истории культурной жизни Пятигорска - нигде больше не зафиксирован приезд сюда Лиз Кристиани, покорившей Европу своим искусством и в 1852 году начавшей гастроли в России. Важна эта запись и тем, что указывает нам еще одно место, связанное с великим писателем - городской театр, где он бывал, возможно, не только на концерте Кристоини. Построен театр был во многом благодаря наместнику Кавказа М. С. Воронцову, немало способствовавшему развитию культуры и просвещения на Северном Кавказе. Сообщения о первыхего спектаклях появляются в 1851 году. Они получили высокую оценку зрителей. В театре с успехом выступали как российские, так и зарубежные гастролеры, в том числе М. Г. Савина, а так же итальянская оперная труппа под управлением известного певца Франческо Корона.
К концу ХIХ столетия, уже обветшавшее, здание перешло в руки госпожи Берестовской, которая переоборудовала его в цирк. В начале прошлого века многострадальное сооружение приобрела госпожа Кампиони, устроившая в нем электробиограф (то есть кинотеатр) «Колизей». В начале 20-х годов здание вновь служило некоторое время для показа театральных спектаклей, но очень скоро опять стало кинотеатром. Он получил новое название - «Родина» и существовал многие десятилетия. В последние годы ХХ века здание отдали под салон мебели и, в конце концов, превратили в центр развлечений, вернув ему давешнее название «Колизей». Но сегодня это снова кинотеатр, носящий привычное пятигорчанам имя «Родина».
|