| библиотека | дорогие гости пятигорска | тайна старого дома |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Дорогие гости Пятигорска» • Тайна старого домаОГЛАВЛЕНИЕ



 Пятигорск 

Тайна старого дома

Пятигорск. Дом княжны Мэри

Дом княжны Мэри в Пятигорске

И снова заглянем в Горячеводскую долину. Здесь, в стороне от шумного центра особенно ощутимы шаги истории. О них напоминают стоящие стена к стене простенькие жилища первопоселенцев и эффектные строения начала минувшего столетия, классически строгие творения братьев Бернардацци и безвкусно-броские «новоделы» века нынешнего. В этой пестроте не сразу заметишь небольшой особнячок, из золотистого кирпича о пяти окнах, украшенный поверху изящной кованой решеткой. Даже человек, мало знакомый с историей архитектуры, сразу же почувствует его солидный возраст. И верно - дом этот отмечен уже на первых планах Пятигорска.

Говорят, всякое старинное здание обязательно должно хранить какие-то тайны, связанные с его обитателями. Есть своя тайна и у этого особняка. Но касается она особы, не только вряд ли в нем жившей, но и, вполне возможно, вообще не существовавшей на свете. Дело в том, что дом этот, по адресу, проспект Кирова, 12 «а», называют «Домом княжны Мери». А она, как известно, является героиней одноименной повести, М. Ю. Лермонтова и, следовательно, плодом его творческого воображения.

Образ княжны Мери - один из самых ярких и обаятельных в русской литературе. Вспомним: бархатные глаза, гибкий стан, легкая, изящная походка, движения, исполненные «невыразимой прелести», тонкий вкус в одежде. Да к тому же незаурядный ум, начитанность, находчивость в разговорах, прекрасные вокальные данные… Имелась ли в окружении Лермонтова некая особа, обладавшая подобными качествами?

Увы, очаровательную героиню окружает глубокая тайна. Пытаясь проникнуть в нее, кого только не называли прототипом княжны! Тут и «Роза Кавказа», Эмилия Клингенберг (в замужестве Шан-Гирей). И французская путешественница, поэтесса Адель Омер де Гелль, ставшая якобы последней любовью Лермонтова. И дальняя родственница поэта Катя Быховец. Однако Лермонтов, если и встречался с ними в Пятигорске (особенно велики сомнения насчет встреч с француженкой), то в 1841 году, уже после написания романа. Были и еще две дамы из пятигорского «водяного общества», которые, по мнению некоторых исследователей, могли послужить прототипами княгини Лиговской и ее дочери - мать и дочь Киндяковы из Симбирска. Но почему - никто толком объяснить не может. Среди претенденток называли также Нину (Нимфодору) Реброву. И у нее с княжной слишком мало общего. Выходит, так и не найдем нужную особу? Грустно!

Впрочем, не будем отчаиваться. Попробуем рассматривать героиню рядом с героем. Печорин, по мнению большинства исследователей, фигура собирательная. Может быть, и княжна Мери тоже? И искать следует не одну особу, а нескольких, черты которых соединились в героине? Скажем, ситуацию приезда матери и дочери на Воды навеяло Лермонтову семейство Киндяковых. Ухаживание героя за симпатичной девушкой, которую он не любит и оставляет, добившись ее любви, могли подсказать Михаилу Юрьевичу более ранние отношения с Екатериной Сушковой, роман с которой развивался именно таким образом. А, увидев случайно в окне свою соседку по Кисловодску, Нину Реброву, Михаил Юрьевич придумал сцену, когда Печорин заглядывает в комнату Мери.

Да, и такой вариант возможен. Но вспомним слова Николая Сатина: «Те, которые были в 1837 в Пятигорске, вероятно, давно узнали и княжну Мери, и Грушницкого...» Стало быть, существовала все же юная красавица, очень похожая на ту, которую Лермонтов изобразил в своем произведении. И, наверное, она была все же достаточно приметной фигурой, если ее узнавали многие. Поэтому еще раз присмотримся к пятигорскому окружению поэта.

Оказывается, летом 1837 года в Пятигорске отдыхало семейство Мартыновых. Да, да, родители Николая Соломоновича и его сестра Наталья! Есть сведения, что Лермонтов ухаживал за ней, а потом внезапно оставил - точно, как Печорин княжну. Многие современники утверждали, что именно Наталья Соломоновна была прототипом Мери. С ними согласны и некоторые современные исследователи. Но большинство лермонтоведов с возмущением отвергают такую возможность, не желая связывать прелестную героиню Лермонтова родственными узами с его убийцей. Считается, что эту версию распространило семейство Мартыновых, дабы оправдать Николая Соломоновича, якобы вступившегося за честь сестры.

И все же подумаем. Лермонтов в своем творчестве всегда был верен натуре и, как правило, «списывал» своих героев с реальных людей. Даже «собирательный» Печорин во многом походит на графа Шувалова. И, если посмотреть с этой точки зрения на Наталью Мартынову, то увидим, что по внешним, да и биографическим, данным она почти идеально «совпадает» с княжной. Хороша собой, возраст тот же - восемнадцать лет. Имела аристократическое происхождение, получила прекрасное воспитание - чем не княжна? К тому же, в отличие от всех прочих претенденток, приехала, как и Мери, из Москвы. И ходила по Пятигорску вдвоем с матерью - тяжело больной отец вряд ли мог их сопровождать. Словом, многое, очень многое сходится!

В романе не говорится точно, где жила Мери - указан просто дом, который виден с площадки Елизаветинского источника. Но именно в качестве жилища княжны запечатлел старинный дом на Верхнем Бульваре венгерский художник М. Зичи, создавший в 1881 году серию рисунков лермонтовских мест Кавказа. Чем руководствовался он, большой поклонник поэта, скрупулезно изучивший факты его пребывания в Пятигорске?

Смею высказать предположение: тем, что в интересующем нас доме, по всей вероятности, квартировали Мартыновы. Вполне возможно, художнику встретился старожил, помнивший об этом, и тем самым указавший путь к разгадке тайны княжны Мери, а заодно и старинного особняка. Что ж, если когда-нибудь отыщется тогдашний список посетителей Вод с указанием места их жительства, версия эта может получить солидное подтверждение. А не отыщется - тайна княжны будет по-прежнему волновать грядущие поколения ее поклонников...


БИБЛИОТЕКА
Предисловие

АЛЕКСАНДР ПУШКИН. УЖАСНЫЙ КРАЙ ЧУДЕС
Волшебное прикосновение Кавказа
Назвался недорослем
Пути-дороги поэта
«...Все селение расположено в 2 улицы»
Встреча с английским шпионом
«Мы здесь в лагере, как цыгане...»
Природы дикой и угрюмой
У Кислых Вод
«Нашёл я большую перемену...»
Рождение замысла
«Герой моего воображения»
Мария - Алина - Александра
«Действующие лица и исполнители»
Водяное общество
Уроки «Романа на Кавказских Водах»
Хранят память о поэте
Железная галерея
Блистательный ансамбль
«Странствующий сквер»

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ. КРЕМНИСТЫЙ ПУТЬ
Год 1825:
Кремнистый путь
Дорога на Воды
Загадочное озеро
Замыкая Горячеводскую долину
«...Друг друга они не узнали»
Горы во сне и наяву
Год 1837:
«Вчера я приехал в Пятигорск»
Пером и кистью
Сквозь «магический кристалл»
Тайна старого дома
Год 1841:
«Полтинник судьбы»
«Нанял квартиру на краю города»
«Выхожу один я на дорогу»
Эхо давнего бала
Роковая диагональ Верзилиных?
Для стрельбы готовы пистолеты
Гроза в Пятигорске
К девяти часам все утихло
Год 2014:
Навечно вписан в нашу жизнь
Сердце лермонтовской России
Дарили поэту свои целительные силы
Секреты «Грота Калипсо»
На поляне у подножья Машука
На старинном кладбище под Машуком
Квадратура памяти
«Юбилейная» остановка
Главная улица «Сказочной страны»
Школа у парка
Симфония металла и стекла
Близ колодца «Богатырь-воды»
Лермонтовский уголок у горы Железной
Город имени поэта
Лермонтовский Кавказ

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШ ЭТОТ КРАЙ...»
Соприкосновение
Кавказские Воды. XIX век, полдень
Встречи, знакомста, общение
Курортное бытие
Рождение писателя
Дорогие адреса
«На Кабардинской слободке 252 №»
«...В доме священника Василия Эрастова»
«...назвался к Дроздову»
«Встал рано, купался...»
«Пил воды Елизаветинские»
«...пил Александровские воды»
«Обедал у Найтаки...»
«...сидел на бульваре»
«...был в церкви»
«Был в концерте Кристиани»
«Ходил на провал...»
«...утром пойду в парк»
«...я был у коменданта»
«...был на почте»
«...был на ярмарке, купил лошадь»
Город помнит









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!