пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА ПЯТИГОРСКА • Скульптура Орла (Горячая гора)ОГЛАВЛЕНИЕ



Пятигорск Скульптура ОрлаСкульптура Орла на уступе Горячей горы появилась в первый год XX века. Ныне этот образ является официальным символом Кавказских Минеральных Вод, который хорошо известен как в России, так и за рубежом.

Место, где было установлено изваяние Орла, – крайне примечательное в истории Горячих вод. С незапамятных времен здесь щедро струился безымянный горячий источник. В 1810 г. знаменитый доктор Ф. Гааз впервые назвал этот целебный источник Александровским в честь императора, давшего указ об открытии в этой местности курорта. У этого обильного источника были вначале сооружены деревянные Александровские и Ермоловские ванны, а затем и каменные Николаевские (ныне – Лермонтовские). Так на основе Александровского горячего источника возник крупный бальнеологический комплекс, благодаря которому и выросло Горячеводское селение, ставшее затем городом Пятигорском. И ныне из древней трещины, над которой стоит Орел, изливается, насыщая окружающий воздух своеобразным запахом сероводорода, могучий некогда «первоисточник» в прямом смысле этого слова.

Малые архитектурные формы. Скульптура ОрлаВ 1900 г. новый директор Вод В. В. Хвощинский решил разбить на исторической Горячей горе курортный парк. Весной 1901 г. была создана центральная часть парка с аллеями и дорожками. К нему была устроена извилистая лестница в несколько маршей с белыми вазами на подпорных стенах. Архитектурную завершенность верхней площадке каменной лестницы должна была придать искусственная горка с каким-либо изваянием курортного характера. Образный сюжет этой скульптуры предложил замечательный новочеркасский живописец И. И. Крылов, работавший в это время на КМВ. В своем эскизе он изобразил крупного орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею. Замысел эскиза был оригинален и не имел литературного источника, посвященного подобному сюжету. А символический смысл очевиден. Орел – сильная птица, «царь гор», в данном случае является аллегорией «здоровых сил Кавказа» (кстати, латинские слова “aqua” (вода) и “aquila” (орел) близки по звучанию). Змея же – чаще всего отвратительное и ядовитое пресмыкающееся, внушающее многим людям инстинктивный страх, – аллегория болезней, которые порой неожиданно поражают человека и опасно отравляют его организм. Композиция указывает на явное превосходство Орла, и его победа над Змеей есть символ исцеления кавказскими водами опасных недугов.

По эскизу И. Крылова ростовский скульптор Л. К. Шодкий, занимавшийся весной 1901 г. изготовлением алебастровых ваз для парка на Горячей горе, довольно быстро исполнил полномасштабное изваяние Орла. В конце апреля этого года готовая скульптура Орла была водружена на пирамидальный пьедестал из «рваного» камня и развернута головой в сторону пятигорского собора и Цветника. 1 мая 1901 г. при открытии лечебного сезона посетители и жители курорта впервые увидели новую скульптуру на Горячей горе. Этот день и является днем рождения символа КМВ.

По разному оценили изваяние первые зрители, некоторым оно показалось уродливым. Вечером того же дня около Орла состоялась красочная иллюминация – скульптура была освещена красным бенгальским огнем. Говорили, что Управление Вод собиралось поставить электрический прожектор, чтобы в вечернее время освещенный Орел был виден издалека, но из-за скудности электроэнергии для нужд Цветника пришлось отложить этот интересный проект «до лучших времен».

Скульптура Орла Судя по старым открыткам, за минувшее столетие изображение Орла не раз изменялось. На первом, более экспрессивном, изваянии голова птицы с полуоткрытым клювом была склонена в правую сторону и она хищно смотрела на змею левым глазом; крылья имели довольно большой размах. Во время революций и гражданской войны Орел на Горячей горе, изображение которого кому-то напомнило герб Российской империи, лишился головы и части крыльев. При восстановлении голова была повернута отчего-то в левую сторону. Во время Отечественной войны курортный Орел опять серьезно пострадал, из-за опасного сходства с крылатым символом Третьего рейха. После войны появилось новое изображение Орла, более статичного вида, который мы знаем и ныне – голова с закрытым клювом опущена вниз, изменена форма крыльев, уменьшено их оперение. Автором этого варианта мог быть скульптор Н. М. Хаустов. По договору с Ленинградским комбинатом декоративно-прикладного искусства цементная фигура Орла на Горячей горе была заменена 15 октября 1973 г. его бронзовойкопией, отлитой со слепка на невских берегах.

Пятигорск Скульптура ОрлаВскоре после своего появления в 1901 г. Орел, несмотря на отмеченную неказистость, начал приобретать популярность – стали печататься первые его изображения на почтовых открытках; он появился на страницах книг, замелькал на журнальных и газетных полосах. Подобно Эйфелевой башне, которую парижане вначале ругали, как сооружение, уродующее вид города, а потом приняли как символ столицы Франции, так и Орел постепенно завоевывал право быть символом КМВ. Оптимистический образ преодоления болезней явно пришелся по душе курортникам и в советское время. Орла изображали на кружках для минеральной воды и этикетках, буклетах и фирменных знаках, копировали и тиражировали в сувенирных статуэтках. А в период утверждения официальной символики городов и региона КМВ в 1995 г. Орел со змеей стал узаконенной эмблемой КМВ по принятому эскизу художника А. Плужникова. Этот образ хорошо сочетается с символикой обновленной России.

И ныне каждый день около скульптуры Орла на Горячей горе проходит множество людей, останавливаются экскурсионные группы, фотографируются сотни человек. И этот образ вселяет в душу всякого прибывшего на КМВ больного человека надежду на преодоление своих недугов с помощью чудесных природных сил Кавказа.

Читать на тему: И. И. Крылов на Кавказских Минеральных Водах (Статьи)


Введение
Краткий очерк застройки
Константиногорское укрепление
Исследование горячих вод
Проекты обустройства вод
Начало застройки курорта
Ермоловский период
Рождение города
История курортного строительства
История городского строительства
Формирование исторических районов
Горячеводск и поселок Свободы

Здания старого Пятигорска

Лечебные заведения курорта
Николаевские ванны
Теплосерные ванны
Ермоловские ванны
Ново-Cабанеевские ванны
Тиличеевские ванны
Народные ванны
Романовская грязелечебница
Михайловская галерея
Елизаветинская галерея
Лермонтовская галерея

Гостиницы и номера
Казенная ресторация
Офицерский дом
Казенная гостиница
Отель «Бристоль»
Отель «Эрмитаж»
Гостиница «Центральная»
Номера Уптона
Номера Лейцингера
Номера Ганжумова
Номера Ходжаевых
Ресторан «Провал»
Кофейня Гукасова

Христианские храмы
Лазаревская кладбищенская церковь
Михаило-Архангельская церковь
Домовая церковь богадельни Зипалова
Подворье Второ - Афонского монастыря
Римско - католическая церковь
Лютеранская церковь

Общественные заведения
Здание городской думы
Городское казначейство
Городской крытый рынок
Мужская гимназия
Ремесленная школа имени Иванова
Церковно-приходская школа
Театральный дом
Всесословный клуб
Азово-Донской банк
Дом пятигорского лесничества
Типография Нагорова

Особняки и дачи
Домик Лермонтова
Дом Верзилиных
Дача зодчего Клепинина
Дом Алябьева
Дом доктора Дроздова
Дом капитана Мисостова
Дом инженера Незлобинского
Дом доктора Смирнова
Дом издателя Кибардина
Особняк Мациевского
Особняк зодчего Кузнецова
Вилла Карстенса
Дача «Эльза» Гукасовой
Дача генерала Чижа
Дача учителя Цетнаровича
Дача братьев Тиц
Дача «Здоровье» Вышегрода

Ландшафтная архитектура
Главный бульвар
Елизаветинский цветник
Емануелевский парк
Николаевский цветник
Нагорный парк
Лермонтовский сквер
Городской сквер
Пушкинский сквер
Казенный сад
Провальский бульвар

Малые архитектурные формы
Грот Лермонтова
Грот Дианы
Беседка «Эолова арфа»
Памятник Лермонтову
Памятник А. В. Пастухову
Надгробие М. Ю. Лермонтова
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Скульптура Орла
Фонтан «Гномы»
Бювет «Холодный нарзан»

Утраченная архитектура
Скорбященская церковь
Спасский собор
Никольская церковь
Армянская церковь
Николаевский вокзал
Железнодорожный вокзал
Дом генерала Мерлини
Дома помещика Арешева
Особняк генерала Евдокимова
Цветная беседка
Беседка «Бель-Вю»
Солдатский санаторий
Здание теплоэлектростанции
Монумент персидского принца

Информация
Зодчие старого Пятигорска
Глоссарий
Благодарности








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!