Михайловская галерея (Бульвар Гагарина, 2) Среди деревьев старинного парка за Академической галерей находится протяженное сооружение с причудливыми окнами и башенками. В 1824 г. небольшой «серносоляный» источник розоватого оттенка и с привкусом парного молока, бьющий вверх булькающим фонтанчиком из отверстия в травертине, доктор Ф. П. Конради стал рекомендовать для питья и дал ему название Михайловского, в честь Великого князя Михаила Павловича (1798-1849), младшего брата тогдашнего императора Александра I.
Новый источник быстро стал популярным и в 1826 г. по приказу нового Командующего на Кавказской линии генерала Г. А. Емануеля для источ ника сделали небольшой каменный колодец с изящной урной для выливания остатков воды, а открытую площадку со скамейками вокруг него обнесли деревянной решеткой. Через год Емануель распорядился соорудить над Михайловским источником
приличный павильон для защиты от дождя. Весной 1828 г. над источником по рисункам Джузеппе Бернардацци была построена беседка в модном тогда «китайском вкусе» («шинуазри»). Деревянная ротонда со скамейками имела круглый каменный фундамент 6-метрового диаметра, восемь трехметровых колонн и высокую железную крышу с флагштоком и флюгером в виде карпа, символа долголетия. Выступающие из под загнутых краев разноцветной крыши балки укра шали резные драконы и ленточки с колокольчиками, издающие на
ветру мелодичные звуки. Узорная решетка под крышей содержала монограмму «М». У входа к одинокой колонне была прибита железная дощечка с названием источника и правилами пользования. Вокруг Китайской беседки был вскоре разбит прекрасный сад, т.к. главный врач Вод доктор Конради советовал больным между сеансами приема лечебной воды совершать короткие прогулки (моцион).
 Весной 1846 г., взамен обветшавшей беседки, новый кавказский наместник князь М. С. Воронцов предложил новому архитектору Вод С. И. Уптону построить протяженную галерею для моциона близ источника. Участвуя ранее в строительстве дворца М. С. Воронцова в Алупке по проекту английского зодчего Э. Блера, инженер С. И. Уптон хорошо освоил эклектический стиль этого дворца – романтическое сочетание поздней английской готики с элементами мавританского стиля. И поэтому самая первая постройка Уптона на КМВ, деревянная Михайловская питьевая галерея, была создана в этом стиле, который
предпочитал англоман князь Михаил Воронцов. Выбор дерева в качестве стройматериала был связан с наличием в данном месте ряда источников, которые могли пострадать от капитальной каменной постройки.
Легкая, изящная арочная галерея на высоком каменном фундаменте и под железной крышей была построена к сезону 1848 г. Она имела в длину более 50 метров. Ее стены были возведены из сосновых бревен, оштукатурены и окрашены с обеих сторон. Высокие открытые окна с килевидными арками были обрамлены гипсовыми наличниками. Граненые контрфорсы ризалитов венчали башенки с луковицами типа «империал». В центре галереи находился каменный колодец Михайловского источника, оформленный в виде большой вазы на львиных лапах, вытесанной из местного плотного камня (мрамора) синеватого цвета. Пол вокруг источника был шахматный из синеватого камня и белого гипса. Наружный бювет этого источника в форме львиной морды находился на каменной стене входной южной террасы между двух сходящихся полукругом лестниц.
 В 1854 г. у западного и восточного концов Михайловской галереи были выстроены два кирпичных туалетных павильона в стиле самой галереи. Через два года Ф. А. Баталин дает такое описание: «Галерея с двумя побочными зданиями составляет одно целое, замечательное по легкости, игривости и изящности постройки... Все здания представляются чем-то вроде мавританского дворца, выстроенного на возвышении и полузакрытого зеленью деревьев...». В 1889 г. архитектор А. М. Кочетов провел капитальный ремонт Михайловской галереи, которая стала небольшим курзалом. Открытые арочные окна галереи и двери были застеклены. До 1900 г. в галерее проводились ежегодные Дни памяти Лермонтова. В начале XX века Михайловский источник утратил лечебное значение, здесь
стали устраиваться всевозможные выставки. В таком виде здание пережило 1917 год. В 1925 г. по инициативе краеведа Д. М. Павлова в Михайловской и Академической галереях был открыт Курортный музей. Здание в 1955 г. было капитально отреставрировано, с заменой деревянных стен на кирпичные. Были построены и лестницы, ведущие к галерее. Через два года здесь вновь открыл экспозицию Курортный музей. Сильный пожар 1992 г. сильно повредил галерею, но к началу XXI века она была, подобно легендарной птице Феникс, восстановлена по проекту А. С. Кихеля. Видимо, крепко дорожит Пятигорск этим прекрасным архитектурным памятником середины XIX века. Сейчас здесь помещается частный выставочный зал.
|