На проспекте Кирова, напротив новой Скорбященской церкви, находится старинный трехэтажный дом с мемориальной доской на стене.
В 1840 г. на Верхнем бульваре рядом с домом доктора Конради (ныне – банк на пр. Кирова у Цветника) получил участок знаменитый купец Никита Челахов, который построил здесь магазин с лавками и флигель. Большой одноэтажный магазин с 5 залами был построен из соснового леса на каменном фундаменте. Два зала магазина арендовала частная аптека (Больдта). По бокам к магазину прилегали по три деревянных лавки (ларьки). Позади магазина и лавок во дворе находился жилой деревянный флигель с 12 комнатами на каменном фундаменте, а также хозяйственные постройки. Челахов скончался в 1851 г., и его усадьба перешла вдове, а в 1864 г. – дочери Елизавете, которая была женой нахичеванского купца Багдасара Ходжаева. Ходжаев торговал в бывшем магазине Челахова. Угловая, западная часть усадьбы Челахова долгое время оставалась
незастроенной. В начале 1860-х годов Ходжаевы построили тут дом, который полтора десятка лет арендовал под гостиницу бывший содержатель Ресторации А . П. Найтаки. В 1880-х г. Ходжаевы сами открыли в этом доме меблированные номера и магазины. Елизавета Никитична Ходжаева скончалась весной 1889 г., оставив отцовскую усадьбу мужу и детям. Вдовец Ходжаев умер в 1904 г. Спустя три года его наследники – архитектор Эммануил Ходжаев и ученый химик Никита Ходжаев решили построить вместо старого магазина с лавками новый доходный дом с меблированными номерами и магазинами. Проект составил зодчий Э. Б. Ходжаев, хорошо известный на КМВ. К весне 1909 г. новый трехэтажный дом был построен, хотя его отделка продолжалась еще несколько месяцев.
Трехэтажный кирпичный оштукатуренный дом на каменном основании построен в стиле классицизированного модерна. Криволинейность и вычурность модерна здесь заметно уступает прямолинейным классическим формам и сдержанному, скромному декору. В плане здание имеет «Т»-образную форму. Главный северный фасад строго симметричен.
Центральный ризалит и заметно выступающие лопатки делят всю фасадную плоскость на четыре равные вертикальные части. Ризалит выделяет входной блок. Главный вход оформлен в виде подковообразной арки («замочная скважина»), весьма характерный для работ Э. Б. Ходжаева, и обработан машукским камнем. Над входом находится слегка выступающий прямоугольный двухэтажный эркер на кронштейнах. Ризалит завершается высокой чердачной надстройкой со своеобразным тройным окном овальной формы. Нижний этаж здания приспособлен под магазины с широкими витринами, которые отделаны наличниками с розетками и декоративными каменными кронштейнами.
Второй высокий этаж явно предназначен для дорогих больших номеров с протяженными балконами; его окна средней ширины украшены углубленными наличниками с розетками и лепными панно растительного орнамента. Третий этаж занимают более дешевые номера с узкими окнами и короткими балконами. Балконные решетки имеют рисунок в стиле «модерн». На южном, дворовом фасаде трехэтажного здания стоит дата года строительства «1909». По бокам здание имело кирпичные одноэтажные магазины.
Номера в доме братьев Ходжаевых пользовались популярностью, хотя и находились рядом с новой Казенной гостиницей. Первый этаж дома и новые кирпичные одноэтажные флигели по бокам арендовали небольшие частные магазины. Здесь в апреле 1909 г. открылся крупнейший на КМВ электробиограф (кинотеатр) «Сплендид», которым владел Никита Ходжаев, живший в угловом доме.
В 1918 г. в этом здании находилось руководство местных Советов, здесь работал видный большевик Г. Г. Анджиевский. С 1920 г. здесь размещался пятигорский отдел ВЧК, а затем ОГПУ. До 1970-х годов здание занимал городской отдел КГБ. Ныне здесь помещается Управление городского хозяйства. В 1990-х годах здание было реставрировано по проекту А. С. Кихеля.
|