Ныне в Цветнике, между Лермонтовской галереей, гротом Дианы и двумя питьевыми бюветами находится большой партер с газонами и клумбами. На этом месте около 70 лет находился обширный Николаевский вокзал с многочисленными пристройками.
В середине XIX века в России вокзалом, т. е. «вокальным залом», называли музыкально-концертный павильон в местах отдыха благородной публики. Первый подобный «вокзал» в России появился в 1838 г. в Павловском парке под Петербургом, у здания конечной станции первой российской железной дороги, которое тоже стало называться вокзалом.
В 1858 г. зодчий С. И. Уптон произвел расширение Николаевского цветника, от Николаевских (ныне – Лермонтовских) ванн до бульвара (ныне – пр. Кирова). Тогда же по его проекту началось сооружение вдоль Ермоловской аллеи у грота Дианы большой деревянной галереи на каменном фундаменте. Галерея, предназначенная для прогулок в ненастье и музыкальных увеселений курортной публики, была открыта к сезону 1859 г. и получила название Николаевского вокзала, т. к. находилась в Николаевском цветнике.
Протяженная деревянная галерея на высоком каменном основании была похожа на Михайловскую галерею и создана была в стиле поздней английской готики с элементами мавританского стиля. Здание состояло из центральной широкой лоджии на ступенчатом цоколе с аркадой из
семи килевидных арок, опирающихся на граненые столбы. Боковые закрытые ризалиты имели высокие окна с килевидным обрамлением, угловые башенки со шпилями и боковые веранды. По краю крыши шел парапет со сквозными отверстиями.
В 1863 г. С. Уптон сделал галерею закрытой, застеклив открытую аркаду. Ежедневно летом у вокзала играла музыка в исполнении военных оркестров квартировавших в Пятигорске полков. Часто в вокзале устраивались летние выступления приезжих певцов, музыкантов и композиторов. Так, 26 июня 1868 г., здесь состоялся концерт известного композитора Милия Балакирева. В Николаевском вокзале Управление Вод также продавало билеты на ванны, а позднее – сезонные билеты.
Долгое время в южном боковом ризалите помещался Геогностический музей, созданный доктором К. Роджером и геологом Ф. Байерном, а в северном – летнее почтовое отделение, работавшее утром и вечером. С лета 1873 г. Управление КМВ по соглашению с Международным телеграфным агентством стало получать ежедневные телеграммы о событиях в мире, которые выставлялись на стенде вокзала для обозрения публики. В мае 1875 г. открылось движение почтовопассажирских дилижансов, связавших Пятигорск со станцией Кумская (ныне – Минеральные Воды) Владикавказской железной дороги.
Дилижансы отправлялись по утрам от Николаевского вокзала, у которого поставили первый в городе почтовый ящик. На самом здании установили точные часы, ежедневно проверяемые по телеграфу. По ним сверялись все часы на курорте и в городе. В 1880-х годах на вокзале была устроена новая концертная сцена, открыты кафе и новая, более обширная, водопродажная. В 1889 г. архитектор КМВ А. М. Кочетов произвел капитальный ремонт здания и отчасти перестроил вокзал.
В 1902 г., после сооружения в Цветнике железной Лермонтовской галереи, началась капитальная перестройка Николаевского вокзала по проекту зодчего Управления КМВ А. Н. Клепинина. Здание вокзала было значительно увеличено в длину и ширину, покрыто новой крышей и украшено круглыми башенками с
куполами. Ближайший конец Лермонтовской галереи был соединен с Николаевским вокзалом крытым переходом с каменной лестницей. Теперь в здании вокзала помещались музей и почтовое отделение, библиотека с читальней, ресторан и бильярдная. Геогностический музей вскоре был переведен в Казенный сад.
Крупный Казенный ресторан Управления Вод в вокзале сдавался во временную аренду частным лицам. В курортной платной библиотеке можно было взять книги, а в большой читальне – просмотреть свежие газеты и журналы. Лермонтовская галерея с ее театром и выставочно-прогулочным залом, а также Николаевский вокзал с его заведениями образовали вместе крупный комплекс, вроде Курзала, который пользовался большой популярностью среди посетителей Вод до 1918 г.
При создании советского курортного парка «Цветник» громоздкое здание Николаевского вокзала в 1926 г. было полностью снесено, а на его месте устроены экзотические пальмовая аллея и банановые клумбы, партер с небольшим фонтаном и статуями «сталинских» спортсменов.
|