Многие пятигорчане еще помнят широкоэкранный кинотеатр «Родина» близ Цветника, один из наиболее посещаемых кинозалов города минувшего века. Невзрачное на вид сооружение хранит память о далеком прошлом, так как оно было самым первым театральным зданием на КМВ.
Театральная жизнь Пятигорска началась с открытия Казенной ресторации, где на благородных собраниях стали выступать приезжие артисты и музыканты. Однако особого зала, предназначенного для представлений театральных трупп, долгое время не было.
В мае 1848 г. по распоряжению кавказского Наместника князя М. С. Воронцова, любителя и покровителя различных видов искусств, киевский дворянин Карл Михайлович Зелинский, содержатель Ставропольской театральной труппы, получил от Дирекции КМВ беспроцентную ссуду на 2,5 года в размере 3500
рублей серебром для постройки в Пятигорске «каменного Театрального дома с флигелями». Проект этого здания, составленный зодчим КМВ Самуилом Уптоном, был утвержден наместником Воронцовым. Треугольный участок в треть гектара под строительство театра был выделен в пустующей части большого квартала напротив Ресторации, ниже усадеб доктора Конради и купца Челахова. Каменное здание летнего театра было построено к лету 1849 г. под надзором архитектора С. Уптона. Здание стояло на небольшой площади. Рядом находилась будка, где продавались билеты и висели афиши.
Протяженное одноэтажное здание летнего театра из машукского камня было лишено укра шений, и лишь длинный ряд из десятка полуциркульных (арочных) окон на южном фасаде указывает на упрощенный «итальянский» стиль. Современник писал, что это было «снаружи довольно почтенное, каменное, но не красивое здание». Скромное сооружение с двускатной крышей заключало в себе большой зал с просторной сценой, артистические уборные и фойе с буфетом. Неравномерную из-за склона участка протяженную плоскость уличного фасада по горизонтали делили подоконная тяга и полоска фриза, а по вертикали – лопатки
с выемками. В центре средней части уличного фасада находился арочный вход в театр. Западный торец здания также имел ряд полуциркульных окон. Все окна зрительного зала были закрыты изнутри деревянными щитами. В западном конце дома располагалась сцена, к которой был пристроен низкий флигель с помещениями для актерской труппы. Внутренняя отделка зала была простой – дощатый потолок, голые стены и ложи в три яруса были выкрашены светло-серой краской. Два «директорских» места и несколько лож были обиты ярко-красным сукном. Вместо кресел везде стояли деревянные диваны и стулья. В восточной части здания, в полуподвальном помещении находились фойе и буфет. Для артистов и домовладельца дополнительно были рядом построены жилые флигели.
В 1850 г., после выплаты ссуды здание театра и участок, стали собственностью антрепренера К. Зелинского. Первый спектакль в новом зале был исполнен его театральной труппой из Ставрополя. Безымянная улица, на которой был построен театральный дом, вскоре стала называться Театральной (ныне – Братьев Бернардацци). В 1860-х годах участок и здание театра уже принадлежали госпоже Пожидаевой, а в конце XIX века – Е. П. Берестовской. На участке севернее театра находились приличные меблированные номера. На сцене «храма пятигорских муз» выступали гастролирующие музыканты, оперные и драматические артисты, куплетисты, акробаты и гимнасты, фокусники, а также местные актеры-любители. Представления сопровождались музыкой местного военного оркестра, который помещался в «яме» перед сценой.
Первый десяток лет в театре каждый сезон выступала приезжая драматическая труппа ставропольских актеров, репертуар которых состоял из новых пьес Н. А. Островского. Летом 1853 г. здесь состоялся концерт датской виолончелистки Эльзы Кристиани, на котором присутствовал молодой Лев Толстой. В сезон 1875 г. здесь выступала молодая актриса Мария Савина, будущая звезда российского театра. К сожалению, этот зал не отличался хорошим резонансом.
К концу XIX века в городе появились другие театральные залы, которые пользовались большим успехом у заезжих артистов, а в сезон 1902 г. открылся новый летний театр в Лермонтовской галерее. Для старого театрального здания наступили тяжелые времена. В 1910 г. Пятигорский всесословный клуб собирался купить участок Е. П. Берестовской и на месте старого дома построить свое здание, но владелица запросила слишком большую сумму. В 1914 г., на волне массового увлечения кино, устаревшее театральное здание было перестроено в зал кинематографа «Колизей». Вместо сцены был установлен экран.
В 1920-1921 гг. в национализированном здании кинотеатра прошел ряд постановок первого советского театра Пятигорска, под руководством молодого режиссера Б. С. Ромашева (Эрбе). Позднее здесь вновь работал кинотеатр «Колизей», в предвоенное время получивший патриотическое название «Родина». Он действовал до 1990-х годов, когда был закрыт на капитальный ремонт по проекту А. С. Кихеля. Ныне бывшее здание кинотеатра занимает ночной клуб «Колизей».
|