Ныне всех прибывающих в город встречает просторное современное здание железнодорожного вокзала – парадные ворота Пятигорска.
Летом 1872 г. инженер путей сообщения барон Рудольф Васильевич Штейнгель (1841-1892) получил концессию для постройки на частные средства железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа и ее эксплуатацию. Для этого барон Р. В. Штейнгель основал акционерное общество
Владикавказской железной дороги (ОВЖД). Постройка новой дороги проводилась под его непосредственным надзором. По окончании ее сооружения в 1874 г. Штейнгель был избран первым председателем правления ОВЖД и оставался им до смерти. После него эту должность занимал инженер С. И. Кербедз. А управляющим ВЖД в 1880-1908 гг. был инженер И. Д. Иноземцев, который выступил с инициативой постройки Минераловодской ветви от станции Кумская (ныне – Мин-Воды) до Кисловодска.
В 1891 г. ОВЖД обратилось к правительству и предложило взяться за постройку этой ветви. 15 июня 1891 г. император Александр III утвердил это решение. Для новой ветви предполагалось построить ряд пассажирских зданий, в том числе и станцию III класса для Пятигорска. Окончательные изыскания по новой ветви были исполнены летом и осенью 1891 г.
8 февраля 1892 г. совещание, в котором приняли участие инженеры ВЖД, комиссар КМВ П. Сущинский и горный инженер А. Незлобинский, решило построить пятигорский вокзал на большой Ярмарочной площади, на месте, которое предложили инженеры ВЖД, хотя оно и находилось в 2 верстах от ближайших ванн. План направления и профиль ветви, с указанием расположения станций, были утверждены 21 марта 1892 г. После этого началось сооружение железной дороги. Главным инженером по постройке ветви был инженер М. С. Кербедз.
Предположительно, автором утвержденного эскизного проекта пятигорского вокзала был архитектор правления ОВЖД, молодой зодчий С. А. Бржозовский. Детальная разработка этого проекта во всех подробностях, с отоплением, вентиляцией, водопроводом и прочим, производилась летом 1892 г. в конторе главного инженера Кербедза. Исполнительный проект был утвержден
Департаментом железных дорог 19 сентября 1892 г. Строительство пятигорского вокзала и станционных сооружений производилось подрядчиками Ушаковым и Громовым с весны 1893 г. К осени вокзал был готов вчерне, а его отделка была завершена весной 1894 г. Полное освидетельствование Минераловодской ветви особой правительственной комиссией состоялось 3 мая 1894 г. Комиссия признала пятигорский вокзал «отличным красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия одобрила все работы на Минераловодской ветви и разрешила открыть движение по ней.
Одноэтажное протяженное здание станции III класса для Пятигорска было по строено в эклектическом «кирпичном» стиле. Главный, южный фасад здания был обращен к городу. Выступающий входной портал был выделен высоким аттиком с мансардным окном. Внутренняя площадь здания составляла 300 кв. м. Высота пассажирского и служебных помещений была более 4 м. Стены были кирпичные, а полы деревянные.
Потолки по балкам были сделаны двойные оштукатуренные. Крыша на деревянных стропилах покрыта железом. Отопление здания велось кирпичными печами. На станции было выделено небольшое помещение (13 кв. м.) для почтового ведомства. Здание имело высокую башенку с винтовой лестницей, для сторожа. На расстоянии от пассажирского здания находилась кухня в отдельной пристройке, которая была соединена крытой галереей
с вокзалом. Кроме вокзала, на станции Пятигорск были сооружены и два одноэтажных жилых дома для служащих (ныне – трамвайное правление).
Начальником местной дистанции в 1900-х годах был инженер А. И. Лихачев. Осенью 1912 г. была проведена перестройка вокзала по проекту гражданского инженера Н. Я. Мизернюка. Была убрана пристройка летнего зала, за ее счет здание вокзала было расширено с западной стороны.
Пятигорский вокзал пережил революции и войны России XX века. При подготовке Пятигорска к празднованию 200-летнего юбилея, правительство страны приняло решение о строительстве нового комфортабельного вокзала. На месте старого вокзала, полностью снесенного в 1971 г., началось строительство двухэтажного здания из стекла и бетона по проекту зодчих «Ставропольгражданпроекта» В. М. Цветкова, А. С. Леева и Я. Ф. Вальдман, которое завершилось в 1978 г. Ныне от старого здания вокзала не сохранилось ничего.
|