пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА ПЯТИГОРСКА • Железнодорожный вокзал (пл. Вокзальная)ОГЛАВЛЕНИЕ


Пятигорск Железнодорожный вокзалНыне всех прибывающих в город встречает просторное современное здание железнодорожного вокзала – парадные ворота Пятигорска.

Летом 1872 г. инженер путей сообщения барон Рудольф Васильевич Штейнгель (1841-1892) получил концессию для постройки на частные средства железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа и ее эксплуатацию. Для этого барон Р. В. Штейнгель основал акционерное общество Владикавказской железной дороги (ОВЖД). Постройка новой дороги проводилась под его непосредственным надзором. По окончании ее сооружения в 1874 г. Штейнгель был избран первым председателем правления ОВЖД и оставался им до смерти. После него эту должность занимал инженер С. И. Кербедз. А управляющим ВЖД в 1880-1908 гг. был инженер И. Д. Иноземцев, который выступил с инициативой постройки Минераловодской ветви от станции Кумская (ныне – Мин-Воды) до Кисловодска.

В 1891 г. ОВЖД обратилось к правительству и предложило взяться за постройку этой ветви. 15 июня 1891 г. император Александр III утвердил это решение. Для новой ветви предполагалось построить ряд пассажирских зданий, в том числе и станцию III класса для Пятигорска. Окончательные изыскания по новой ветви были исполнены летом и осенью 1891 г.

Железнодорожный вокзал 8 февраля 1892 г. совещание, в котором приняли участие инженеры ВЖД, комиссар КМВ П. Сущинский и горный инженер А. Незлобинский, решило построить пятигорский вокзал на большой Ярмарочной площади, на месте, которое предложили инженеры ВЖД, хотя оно и находилось в 2 верстах от ближайших ванн. План направления и профиль ветви, с указанием расположения станций, были утверждены 21 марта 1892 г. После этого началось сооружение железной дороги. Главным инженером по постройке ветви был инженер М. С. Кербедз.

Железнодорожный вокзал Предположительно, автором утвержденного эскизного проекта пятигорского вокзала был архитектор правления ОВЖД, молодой зодчий С. А. Бржозовский. Детальная разработка этого проекта во всех подробностях, с отоплением, вентиляцией, водопроводом и прочим, производилась летом 1892 г. в конторе главного инженера Кербедза. Исполнительный проект был утвержден Департаментом железных дорог 19 сентября 1892 г. Строительство пятигорского вокзала и станционных сооружений производилось подрядчиками Ушаковым и Громовым с весны 1893 г. К осени вокзал был готов вчерне, а его отделка была завершена весной 1894 г. Полное освидетельствование Минераловодской ветви особой правительственной комиссией состоялось 3 мая 1894 г. Комиссия признала пятигорский вокзал «отличным красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия одобрила все работы на Минераловодской ветви и разрешила открыть движение по ней.


Одноэтажное протяженное здание станции III класса для Пятигорска было по строено в эклектическом «кирпичном» стиле. Главный, южный фасад здания был обращен к городу. Выступающий входной портал был выделен высоким аттиком с мансардным окном. Внутренняя площадь здания составляла 300 кв. м. Высота пассажирского и служебных помещений была более 4 м. Стены были кирпичные, а полы деревянные. Потолки по балкам были сделаны двойные оштукатуренные. Крыша на деревянных стропилах покрыта железом. Отопление здания велось кирпичными печами. На станции было выделено небольшое помещение (13 кв. м.) для почтового ведомства. Здание имело высокую башенку с винтовой лестницей, для сторожа. На расстоянии от пассажирского здания находилась кухня в отдельной пристройке, которая была соединена крытой галереей с вокзалом. Кроме вокзала, на станции Пятигорск были сооружены и два одноэтажных жилых дома для служащих (ныне – трамвайное правление).


Начальником местной дистанции в 1900-х годах был инженер А. И. Лихачев. Осенью 1912 г. была проведена перестройка вокзала по проекту гражданского инженера Н. Я. Мизернюка. Была убрана пристройка летнего зала, за ее счет здание вокзала было расширено с западной стороны.

Пятигорск Железнодорожный вокзал Пятигорский вокзал пережил революции и войны России XX века. При подготовке Пятигорска к празднованию 200-летнего юбилея, правительство страны приняло решение о строительстве нового комфортабельного вокзала. На месте старого вокзала, полностью снесенного в 1971 г., началось строительство двухэтажного здания из стекла и бетона по проекту зодчих «Ставропольгражданпроекта» В. М. Цветкова, А. С. Леева и Я. Ф. Вальдман, которое завершилось в 1978 г. Ныне от старого здания вокзала не сохранилось ничего.


Введение
Краткий очерк застройки
Константиногорское укрепление
Исследование горячих вод
Проекты обустройства вод
Начало застройки курорта
Ермоловский период
Рождение города
История курортного строительства
История городского строительства
Формирование исторических районов
Горячеводск и поселок Свободы

Здания старого Пятигорска

Лечебные заведения курорта
Николаевские ванны
Теплосерные ванны
Ермоловские ванны
Ново-Cабанеевские ванны
Тиличеевские ванны
Народные ванны
Романовская грязелечебница
Михайловская галерея
Елизаветинская галерея
Лермонтовская галерея

Гостиницы и номера
Казенная ресторация
Офицерский дом
Казенная гостиница
Отель «Бристоль»
Отель «Эрмитаж»
Гостиница «Центральная»
Номера Уптона
Номера Лейцингера
Номера Ганжумова
Номера Ходжаевых
Ресторан «Провал»
Кофейня Гукасова

Христианские храмы
Лазаревская кладбищенская церковь
Михаило-Архангельская церковь
Домовая церковь богадельни Зипалова
Подворье Второ - Афонского монастыря
Римско - католическая церковь
Лютеранская церковь

Общественные заведения
Здание городской думы
Городское казначейство
Городской крытый рынок
Мужская гимназия
Ремесленная школа имени Иванова
Церковно-приходская школа
Театральный дом
Всесословный клуб
Азово-Донской банк
Дом пятигорского лесничества
Типография Нагорова

Особняки и дачи
Домик Лермонтова
Дом Верзилиных
Дача зодчего Клепинина
Дом Алябьева
Дом доктора Дроздова
Дом капитана Мисостова
Дом инженера Незлобинского
Дом доктора Смирнова
Дом издателя Кибардина
Особняк Мациевского
Особняк зодчего Кузнецова
Вилла Карстенса
Дача «Эльза» Гукасовой
Дача генерала Чижа
Дача учителя Цетнаровича
Дача братьев Тиц
Дача «Здоровье» Вышегрода

Ландшафтная архитектура
Главный бульвар
Елизаветинский цветник
Емануелевский парк
Николаевский цветник
Нагорный парк
Лермонтовский сквер
Городской сквер
Пушкинский сквер
Казенный сад
Провальский бульвар

Малые архитектурные формы
Грот Лермонтова
Грот Дианы
Беседка «Эолова арфа»
Памятник Лермонтову
Памятник А. В. Пастухову
Надгробие М. Ю. Лермонтова
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Скульптура Орла
Фонтан «Гномы»
Бювет «Холодный нарзан»

Утраченная архитектура
Скорбященская церковь
Спасский собор
Никольская церковь
Армянская церковь
Николаевский вокзал
Железнодорожный вокзал
Дом генерала Мерлини
Дома помещика Арешева
Особняк генерала Евдокимова
Цветная беседка
Беседка «Бель-Вю»
Солдатский санаторий
Здание теплоэлектростанции
Монумент персидского принца

Информация
Зодчие старого Пятигорска
Глоссарий
Благодарности








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!