пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | АРХИТЕКТУРА ПЯТИГОРСКА Спасский собор (пр. Кирова, 34) | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
На северном углу ул. Соборной и пр. Кирова некогда находился огромный Спасский собор, построенный на пожертвования жителей великой России. Во время Кавказской инспекционной поездки в 1837 г. император Николай I посетил 16 октября Пятигорск и присутствовал на молебствии в Скорбященской церкви. Он отметил, что этот храм слишком тесен и скромен, и пожелал, чтобы новая городская церковь «была сооружена о пяти главах» по проекту, который он пришлет из Петербурга. Это обещание было связано с появлением в архитектуре того времени «русского стиля», предложенного зодчим К. А. Тоном и одобренного Николаем I. По поручению правительства в 1837 г. Тон подготовил альбом образцовых проектов для городских каменных церквей, а Высочайшим указом 1841 г. они были рекомендованы для храмов России. Проект пятигорского храма Николай I повелел составить департаменту военных поселений, старшим архитектором которого был А. Я. Андреев. Этот зодчий взял за основу образцовый проект петербургской Введенской церкви К. А. Тона. 25 октября 1842 г. император утвердил проект пятигорского храма, составленный Андреевым и смету в 45 тысяч рублей. Но так как «жители Пятигорска, по своей малочисленности, не смогут собрать требуемые деньги», то государь разрешил открыть повсеместную всероссийскую подписку на сбор добровольных пожертвований для сооружения пятигорского храма. Собранные по всей России деньги небольшими ручейками стекались в казну Кавказской Области. В 1843 г. было освящено выбранное место для будущего храма и, по предложению епископа Кавказского Иеремии, Синод утвердил название будущего храма «во Имя Христа Спасителя, исцеляющего при купели Силоамской расслабленного», которое очень подходило церкви близ целебных источников. Спустя три года была собрана половина суммы, требуемой для сооружения храма. По указанию кавказского наместника князя М.С. Воронцова в январе 1846 г. был создан Комитет по постройке храма. В него вошли гражданский губернатор и окружной начальник, руководство города и курорта, местные священники. Надзор за сооружением был поручен городскому зодчему Н. Д. Устинову и архитектору КМВ С. И. Уптону. Комитет начал подготовку к постройке. Зодчий Уптон убедил князя Воронцова строить храм на новом месте в самом центре города. В декабре 1846 г. по приглашению С. Уптона из Керчи прибыл подрядчик Илья Парасов с каменщиками. Они приступили к ломке камня и сооружению фундамента. А 25 июня 1847 г., в день рождения императора, протоирей Павел Александровский провел обряд закладки храма в присутствии знатных гостей со всего Кавказа. Через год строительство фундамента было завершено. Сооружение подвальных сводов и цокольного этажа произвел купец Филипп Дураков. Весной 1849 г. новым подрядчиком стал чиновник Петр Дембовский, который к концу 1852 г. возвел стены и опорные столбы от цоколя до карниза. К весне 1853 г. в восточной стене и в столбах здания вдруг появились трещины. Многократные освидетельствования выявили, что их причиной стали разнородная кладка, неравномерная осадка грунта, плохая пригонка камней и большие пустоты в столбах. В мае 1857 г. наместник князь А. И. Барятинский приказал разломать столбы и разобрать стены храма до фундамента, а также провести следствие по поиску виновных. Зодчие Н. Д. Устинов и С. И. Уптон были отстранены от надзора за строительством, а на их имущество был наложен секвестр. Расследование и суд, которые длились 13 лет, установили вину подрядчиков Дуракова и Дембовского. После укрепления фундамента, постройку храма в 1862 г. продолжили губернский архитектор Ткаченко, военный инженер Бульмеринг и новый городской зодчий Невинский. Летом 1864 г. храм был доведен до купола, но тут закончился строительный капитал. По ходатайству кавказского наместника Великого князя Михаила Николаевича Синод в 1865 г. выделил пособие в 10 тысяч рублей на завершение храма. Осенью 1868 г. строители сообщили ставропольскому губернатору об окончании сооружения храма. 31 мая 1869 г. состоялось торжественное освящение «многострадального» Спасского собора, которое совершил епископ Кавказский Феофилакт. Высокий пятиглавый кубовидный собор из машукского камня был построен в русско-византийском стиле. Фасады храма, разделенные на три сливающиеся части (пряслины с кокошниками), символизировали Святую Троицу – основной догмат православия. Центральная купольная глава с куполом олицетворяла Иисуса Христа, а четыре столба (пилона), на которые она опиралась, а также четыре звонницы под куполами на углах здания – четырех евангелистов, разнесших благую весть о Спасителе. В плане храм имел форму креста – главного символа христианской веры. Некоторая сухость и строгость, присущая белым фасадам храма, подчеркивала аскетизм и чистоту истинной веры. Узкие окна-бойницы напоминают о защищающей, охранительной силе церкви. Архитектурная композиция храма отражала идею самодержавия, так как напоминала Успенские соборы Владимира и Москвы, в которых «венчались на престол» князья и московские «государи всея Руси». Первым протоиереем собора стал Лев Козырев, позже его сменил Василий Эрастов. Огражденная территория храма занимала половину квартала. В 1873 г. в часовне-усыпальнице у стен Спасского собора похоронили героя-победителя Кавказской войны генерала графа Н. И. Евдокимова. В 1877 г. на углу Царской и Церковной улиц появилась звонница с колоколами. В 1912 г. позади собора построили двухэтажный дом причта. В революционные годы у собора проходили многолюдные митинги. В 1927 г. богослужения в храме были прекращены, а осенью 1936 г. Спасский собор, звонница и усыпальница генерала Евдокимова были снесены. На их месте собирались построить кинотеатр. В военное время сгорел дом причта. В 1950-х годах на пустыре построили невзрачное кафе и столовую с летними террасами. В 1982 г. эти здания были снесены, а на территории разбили большой сквер с фонтаном. Его часть обособилась в Пушкинский сквер с памятником поэту. Весной 1991 г. инициативная группа из местных жителей предложила возродить Спасский собор. Вскоре в сквере был водружен большой деревянный крест и появилась временная церковь. Ныне южную часть соборного сквера занимает новая Скорбященская церковь, а восточную – церковный дом. Идет постепенное восстановление Спасского собора на прежнем месте. |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |