Этот ныне одиноко стоящий дом из светлого машукского камня на улице Братьев Бернардацци, прямо напротив бывшего кинотеатра «Родина», пятигорчане знают как городское отделение ЗАГСа, где по выходным дням собирается множество свадебных кортежей.
В середине XIX века пятигорский полицмейстер штаб-ротмистр Петр Алексеевич Мисостов был хорошо известен в городе. С 1846 г. он был членом комитета по строительству грандиозного Спасского собора. В начале 1850-х годов кавказский наместник князь М. С. Воронцов разрешил капитану П. А. Мисостову (по сведениям А. Н. Коваленко) приобрести участок и построить двухэтажный каменный дом. Пустой участок был выделен у подножия западного отрога Горячей горы, напротив нового театрального здания, построенного в 1848 г. по проекту местного зодчего Самуила Уптона. Особняк полицмейстера Мисостова был сооружен также по проекту Уптона. Постройка была завершена к 1853 г.
Двухэтажный дом из крупных блоков светлого машукского камня построен просто и изящно, в классическом стиле итальянского Возрождения. Его стиль подобен стилю Елизаветинской (ныне – Академическая) галереи, сооруженной Уптоном к 1850 г. Характерным для этого дома является использование тройных «серлианских» (или венецианских) окон, которые часто встречаются в английской архитектуре XVIII века. Лицевой фасад дома с парадным входом и указанными тройными окнами обращен на северо-запад, и поэтому помещения дома с этой стороны освещались
только косыми лучами заходящего солнца, оставаясь в течение жаркого летнего дня затененными и прохладными. Углы лицевого фасада были обработаны рустом. Верхний этаж с солнечной стороны имел большие окна и летнюю веранду с отдельной лестницей. На нижнем этаже дома жила семья полицмейстера Мисостова, а шесть комнат верхнего этажа в летнее время постоянно отдавались в наем. Позднее ниже мисостовского особняка вырос особняк известного зодчего Н. И. Невинского, а выше – новые дома наследников Уптона («нижний Уптон»).
Образованная этими домами улица стала называться Театральной. К сезону 1877 г. во дворе майора Мисостова были построены небольшой домик на 6 комнат и двухкомнатный флигель, а в самом доме открылась парикмахерская. В конце XIX века наследники майора продали усадьбу мещанину М. И. Ушакову, жена которого сдавала помещения(12 номеров) посетителям Вод.
В советское время помещения бывшей усадьбы Мисостова заселили многочисленные жильцы. В конце 1960-х годов было решено снести все жилые дома на ул. Сакко и Ванцетти (ныне – Братьев Бернардацци). Погибли «нижний Уптон» и особняк зодчего Невинского. Летом 1970 г. опустевший дом Мисостова был сожжен при натурной съемке эпизода большого крымского землетрясения в знаменитой кинокомедии Л. Гайдая «Двенадцать стульев». От здания остались обгоревшие стены. Общественность города выступила с протестом по поводу уничтожения замечательной «виллы братьев Бернардацци» лермонтовской поры. Липецкие школьники от имени своего детского лермонтовского клуба «Парус» написали по этому поводу взволнованное письмо министру культуры Елизавете Фурцевой.
По решению правительства «дом Бернардацци» был возрожден в рамках программы подготовки к празднованию 200-летия города. Автором проекта реставрации был местный зодчий Г. В. Асриян. Весной 1979 г. городские власти перевели в красивое светлое здание городское отделение ЗАГСа и с тех пор здесь находится «дом, где соединяются счастливые сердца». Он является одним из лучших архитектурных памятников Пятигорска середины XIX века.
|