пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
|
НАВИГАЦИЯ | МАЛОЗНАКОМЫЙ КИСЛОВОДСК С. И. Уптон | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
С. И. Уптон
Братья-итальянцы Джузеппе и Джиованни, ранее трудившиеся на сооружении Исаакиевского собора в Петербурге под руководством знаменитого А. Монферрана, после ссоры с ним были приглашены в 1822 году главнокомандующим Кавказским отдельным корпусом генералом А. П. Ермоловым для строительства городов на Водах. В их рапорте от 14 ноября 1828 года числится уже 47 выполненных ими здесь работ. Это и казенная гостиница «Ресторация» (ныне Институт курортологии и физиотерапии), строившаяся по проекту столичного архитектора И. И. Шарлеманя, и здание Николаевских (Лермонтовских) ванн, и павильоны, и Эолова арфа, и грот Дианы, и десяток других построек и работ. Им принадлежит и генеральный план застройки всего Пятигорска. После генерал-губернаторства в Новороссии наместником Кавказа и командующим Кавказским отдельным корпусом был назначен в 1844 году князь М. С. Воронцов, при котором Воды были переданы в ведение Медицинского департамента. Чтобы продолжить их благоустройство, этот выдающийся администратор на смену умершим братьям Бернардацци пригласил Самуила Ивановича Уптона (1816-1874). Англичанин по национальности, сын строителя доков, Графской пристани и Морского собрания в Севастополе С. И. Уптон в 30-х годах под руководством архитектора В. Гунта участвовал в возведении известного дворца М. С. Воронцова в Алупке. В архитектуре этого дворца, хорошо сохранившегося доныне, соединены элементы поздней западной готики и черты мавританского стиля, что характерно для романтического направления в искусстве той поры. Бернардацци работали в духе русского классицизма, Уптон, получивший во время постройки алупкинского дворца богатый опыт, предпочел позднеанглийскую готику в сочетании с особенностями восточного зодчества. Поэтому многие архитектурные памятники Кавказских Минеральных Вод середины прошлого века поражают сходством с деталями дворца в Алупке. С середины сороковых до конца шестидесятых годов прошлого века Уптон был главным архитектором учрежденной Дирекции Вод и остался им после того, как курорты перешли в частную аренду контрагента Н. А. Новосельского с директором доктором С. А. Смирновым. Но расцвет деятельности Уптона — время М. С. Воронцова, начавшего здесь «эпоху галерейного строительства». Галереи над питьевыми источниками предназначались для прогулок курортной публики в ненастную погоду. Первой заложили в 1846 году Ессентукскую галерею у источника № 17. Строилась она долго — землетрясение 1852 года разрушило стены — и была сдана для пользования лишь в 1856 году. Смешанные элементы позднего готического и мавританского стилей делали ее весьма нарядной. Средняя часть галереи была открытой, воздушной, с легкими аркадами. Но в 1901 году к ней вплотную пристроили летний «казенный» театр, и прелестное здание утратило изящный облик. Здесь же, у источника, Уптон возвел и первую в Ессентуках красивую каменную купальню на две ванны, доныне не сохранившуюся. В 1848 году при Воронцове в Кисловодске начали строить известную Нарзанную галерею и закончили ее через десять лет уже при новом кавказском наместнике князе А. И. Барятинском. Готические башенки галереи хорошо гармонировали с острыми вершинами бельбекских тополей, привезенных Воронцовым из его крымских имений. Теперь на месте прежней Тополевой аллеи проложен проспект. Серо-желтый песчаник прекрасного здания эффектно выделял его на фоне пустынной окружающей местности — Крестовой горы, Казачьей горки и молодого парка в ущелье Ольховки. Величествен северный фасад галереи с огромным арочным порталом. Внутрь ее также вела открытая аркада бокового фасада. Как и сейчас прямо в парк выходила южная часть галереи над устроенным в 1851 году «Уптоновым колодцем» нарзана, которым заменили известный здесь с 1813 года «Мясниковский сруб». «Уптонов колодезь» существовал до 1893 года, когда горный инженер К. Ф. Ругевич начал делать новый каптаж «богатырь-воды». Недавно и этот каптаж обновили при реконструкции галереи. Стены ее облицевали мрамором, и они засияли под светом солнечных лучей. Деревянный выход от каптажного колодца в парк заменили новым красивым порталом из доломита, соответствующим стилю здания. Участвовал Уптон также и в архитектурном оформлении Кисловодской крепости в виде рыцарского замка Елизаветинской Англии на месте обветшавшего и утратившего военное значение старого укрепления, положившего в 1803 году начало Кисловодску. Новая крепость была, пожалуй, уже чисто декоративным сооружением, в ней разместились военные учреждения. Сохранившиеся до сих пор крепостные арочные ворота, угловая башня и часть стены с амбразурами больше других построек Уптона напоминают алупкинский дворец. Изящны пропорции, совершенна каменная кладка. Уптонова галерея над источником № 8 в Железноводске не сохранилась. Она долго называлась Лермонтовской в память пребывания поэта на этом курорте. Разобрана галерея в 20-х годах прошлого века. Не сохранился и построенный Уптоном в Железноводске «воксал». В те времена этим словом называли не здание железнодорожной станции, а место концертов, увеселений, танцев (от английского vaux hall — концертный зал). В «воксале» Железноводска давал концерты М. А. Балакирев. По проектам Уптона на этом курорте были выстроены так же каменные Барятинские и Муравьсвские ванны в честь пришедших на смену Воронцову новых кавказских наместников. Они тоже не сохранились. Осталось только чудесное творение Уптона — бювет бывшего Михайловского источника (ныне Незлобинского), сделанный в виде таинственного грота — «нимфеума». Среди густой зелени темнеет романтический грот, вход в который поддерживает арка на двух колоннах. Знаток архитектуры Кавказских Минеральных Вод Э. Э. Карстенс считал этот бювет одним из лучших памятников зодчества у нас. «Почерк» Уптона чувствуется и в готических башенках портала штольни источника № 1 (ныне Лермонтовского), и в кладке его стены. Лучше всего сохранились сооружения Уптона в Пятигорске, где он жил и работал с 1846 года свыше 20 лет. В первые же годы деятельности, в 1846-1848 годах, по его проекту в Емануелевском парке возведена в мавританском стиле решетчатая оштукатуренная Михайловская галерея над Михайловским источником, каптированным доктором Ф. П. Конради. Прежде здесь была Китайская беседка братьев Бернардацци, которую посещал А. С. Пушкин. В Михайловской галерее посреди прогулочного зала стоял бювет источника в виде большой каменной вазы. Здесь давали балы и концерты. В 1881 году отмечали 40-летие со дня гибели М. Ю. Лермонтова. В 1910 году в галерее устроили промышленную выставку, а в середине 20-х годов прошлого века открыли Курортный музей. После этого ее назвали Музейной. К сожалению, не так давно она сгорела. Елизаветинская (Академическая) галерея строилась Уптоном в 1847-1849 годах над самым «сердцем» курорта — Елизаветинским источником. Академической она названа в 1925 году в честь 200-летия Академии наук. Галерея была задумана как грандиозное завершение целостной композиции Пятигорска который в те годы треугольником «сбегал» в долину между Машуком и Горячей горой. Центральная ее часть устремлялась в высоту. По проекту от крыши галереи в виде крыльев должны были отходить вправо и влево каменные воздушные мосты на прилегающие к ней отроги Горячей горы и Михайловский отрог Машука. И хотя первоначальный проект не довели до конца, воздушных мостов не возвели, до сих пор галерея над знаменитым благодаря художественной литературе источником украшает город и служит его важнейшей достопримечательностью. Столь удачно вписанная в горный рельеф, она, к сожалению, днем плохо видна с городских улиц из-за буйно разросшихся деревьев, ночью же хорошо просматривается, освещаемая лучами прожекторов. Светлокаменное здание, напоминающее дворец эпохи Возрождения, украшают только аркады да совершенство классических пропорций. В начале 30-х годов двадцатого столетия, советский архитектор П. П. Еськов спроектировал прекрасную торжественную многомаршевую лестницу, тоже сразу незаметную среди густой и обильной зелени. Сам Уптон остался бы доволен таким дополнением к его созданию: постепенный подъем с одной смотровой лестничной площадки на другую как бы «вынимает» для взора из глубины долины старинную часть прелестного городка. Одно время облик галереи исказили пристройки к северному ее крылу деревянных Товиевских ванн, просуществовавших с 1875 по 1926 год. Особенности архитектурного «почерка» Уптона находим и в построенных им в 1860 году из машукского камня Теплосерных ваннах на Теплосерной улице. Прежде здание имело боковые открытые террасы с аркадами, теперь же вплотную примыкает к радоновой нижней лечебнице. В парке «Цветник» в 1862 году Уптон построил Николаевский «воксал». В 1864 году для защиты от жары и дождя открытые арки его галереи закрыли стеклянными рамами. Галерея «воксала» превратилась в светлый большой зал, что придало ей характер курзала, в котором так нуждались посетители Пятигорска. После постройки в 1901 году Лермонтовской галереи эти оба стоящие рядом здания соединили крытым переходом, предохранявшим людей от ливней и града. Николавский «воксал» снесли по ветхости в 1928 году. На его месте были разбиты цветочные клумбы. Имя Уптона упоминается в отчете Кавказских Минеральных Вод еще за 1863 год: «Все работы при галереях и источниках производились под ближайшим надзором и заведыванием архитектора Управления Вод академика Уптона». Что он делал дальше — неизвестно. Едва ли ему были интересны «времянки» арендаторов Вод Новосельского и Байкова, не заинтересованных в капитальных стилизованных постройках. Видимо, он выполнял частные заказы: его манера угадывается в архитектуре дома причта возле католического костела, дома в Новом переулке, рядом с Пятигорским бюро путешествий и экскурсий, дома на улице Козлова и в других постройках. Высокое мастерство Уптона сказалось в его умении владеть строительными материалами, создавать игру камня и фона. Из синевато-серого известняка он возвел и свой дом-замок на Горячей горе. До сих пор идут споры, в каком доме жили Бернардацци, но дом Уптона в Пятигорске знает каждый. К нему от «Цветника» ведет дорога вверх по склону Горячей горы. В 1861 году в «Журнале Министерства путей сообщения» появилась статья Г. Маслаковца «Дом академика Уптона»: «... Все сооружение — на бугре правого предгорья Машука, против бульвара... и, будучи ограждено каменною стеною в полторы сажени вышины, сложенной из рваного камня, представляет вид замка, особенно отделяющегося красивой наружностью от прочих зданий города. Все углы дома, оконные и дверные отверстия, карнизы, башенки, балюстрады балконов, украшения над окнами и дверьми, зубцы сделаны из тесаного камня, белого чистого известняка. Стены сложены из больших булыг, имеющих слабый синеватый цвет, что придает дому особую оригинальность, весьма приятную для глаза, рельефно отделяя наружные украшения и рустику». Внутренняя отделка дубом, изразцами, толщина стен в полтора аршина — все служило предметом восхищения публики. Верхний этаж дома летом сдавался посетителям, сам Уптон с семьей жил в нижнем. Первое по времени изображение дома, еще не изуродованного пристройками, сделано в 1852 году (через два года после возведения) и появилось в шутливой книге Ф. Н. Туркестанова, изданной в 1875 году в Петербурге. Хозяин дома скончался в 1874 году. Из «Листка для посетителей Кавказских Минеральных Вод» известно, что члены семьи Уптона жили в Пятигорске, а затем приезжали сюда в более позднее время. Наследники дома для сдачи внаем делали к нему пристройки, строго выдержанные в стиле первого здания. Они расположены ступенями по скале. Затем в самом низу Горячей горы, на углу Театральной улицы, возник заурядный трехэтажный «доходный» дом для «курсовых». Так в Пятигорске появился «Нижний Уптон» с меблированными номерами. Первый особняк называли «Верхним Уптоном». Теперь здесь санаторий «Горячий ключ». Известен единственный портрет Уптона из экспозиции Пятигорского курортного музея. Он воспроизведен с группового портрета видных кавказских деятелей тех лет. Все они изображены на парадном обеде у крупного местного помещика и общественного деятеля А. Ф. Реброва. Обед был дан в честь посетившего в 1850 году Кисловодск наследника престола, будущего императора Александра II. По свидетельству лермонтоведа Д. М. Павлова (работа 1916 года «Прототипы «Княжны Мери»»), картина написана крепостным поваром А. Ф. Реброва. Она находилась в его доме, потом оказалась в Тифлисе. Копия картины до 1919 года была в «Домике Лермонтова». Теперь и подлинник и копия утрачены. На портрете Уптон изображен со звездой на груди. Братья Бернардацци — первые зодчие курортов — не достигли больших чинов, к Уптону же судьба оказалась благосклоннее: он имел звание академика арихитектуры и чин статского советника. Сведения об Уптоне дополняет составленный в 1862 году его «Формулярный список о службе», который недавно обнаружен кандидатом архитектуры Ю. А. Хоменко в ставропольском архиве. К тому, что мы сообщили, можно добавить следующее: Уптон получил «домашнее воспитание под руководством отца, российского подданного, инженер-полковника, строителя». До назначения на Кавказские курорты с 17 лет работал с отцом в Севастополе на устройстве доков, с 1833 года был севастопольским «городовым архитектором». (Тогда, видимо, и нашел его Воронцов.) После Кавказских Минеральных Вод с 1866 года и до самой смерти Уптон трудился во Владикавказе. На вопрос формулярного списка, есть ли имение, он написал: «Каменный дом и фруктовый сад в Пятигорске». Работая в России, Уптон совершенно обрусел, и его следует считать русским архитектором так же, как считаем мы россиянами Монферрана, Кваренги и других, кто связал свою творческую деятельность с нашим Отечеством. Используя в своей работе, как особенности своей национальной архитектуры, так и исконно русские элементы зодчества, они обогатили культуру нашей страны.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
| Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |