пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | МАЛОЗНАКОМЫЙ КИСЛОВОДСК К. Л. Хетагуров | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
К. Л. ХетагуровЛучшими днями своей жизни основоположник осетинской литературы поэт-демократ Коста Леванович Хетагуров считал дни, прожитые в Пятигорске. До нашего времени сохранились дома, где он жил и бывал у близких друзей и единомышленников. По виду совсем обыкновенные, они представляют особую историческую и культурную ценность. В 1889 году на открытии первого в России памятника М. Ю. Лермонтову приехавший из Владикавказа молодой поэт-осетин возложил к пьедесталу венок от кавказского юношества. На торжественном заседании в зале «Ресторации» он произнес речь и прочел свое запрещенное стихотворение, в котором назвал великого русского поэта «предвестником желанной свободы». Об этом его выступлении писали в газетах. В эти дни Коста был уже известен на Кавказе как поэт и художник. Общественная и публицистическая деятельность выдвинула его в первые ряды революционной демократии. В Пятигорск Хетагуров приехал снова уже для лечения почти через десять лет. Он был под надзором полиции, но сразу же включился в общественную жизнь города, одновременно сотрудничая в местной и столичной прессе. Отсюда им посланы в Петербург большие проблемные статьи под общим названием «Неурядицы Северного Кавказа», вызвавшие широкий резонанс остротой поставленных в них вопросов. В Пятигорске у Коста Хетагурова сложился довольно широкий круг друзей и знакомых. Среди них были люди разных профессий и интересов: врачи, военные, учителя, художники, музыканты. Наиболее близкие отношения связывают его с семьей Цаликовых. Их дом стал центром, где собиралась местная передовая интеллигенция. Осетинский просветитель, священник А. И. Цаликов, как и Коста, под нажимом властей вынужденно покинул родной Владикавказ — центр Терской области и жил в Пятигорске с тремя взрослыми дочерьми. Все они стали подругами поэта, но младшую, Анну, Коста горячо и безответно полюбил. Посвященные ей стихи рисуют образ девушки, близкой идейным устремлениям самого Коста. Дружеская Хетагурову семья Цаликовых снимала квартиру в доме купца Сеферова на Эмировской (ныне Октябрьской) улице. На нем теперь мемориальная доска. Их квартира на втором этаже с балконом была поэту родным домом. Тут он проводил все вечера, а утром приходил завтракать. Здесь встречался с офицерами Осетинского конного дивизиона, с четой Лыщинских, новыми пятигорскими знакомыми. У крыльца, ведущего со двора в квартиру Цаликовых, сделано много снимков, донесших до нас облик Коста в те годы. После возвращения из херсонской ссылки Коста снял комнатку в том же доме, по соседству с друзьями. На квартире Цаликовых состоялось чествование его как автора сборника стихов «Осетинская лира» («Ирон Фандыр»). Из Осетии прибыла делегация и привезла поэту национальное угощение — осетинское пиво и два турьих рога в серебряной оправе. В той же усадьбе Сеферова находилась и содержавшаяся Анной Александровной Цаликовой частная начальная школа. В 1898 году по приезде в Пятигорск Коста поселился сперва в меблированных номерах А. А. Туликова на Церковной улице (ныне имени Анджиевского), поближе к Теплосерным ваннам, где по совету врача П. А. Ржаксинского он принял курс ванн с рассолом тамбуканской грязи. В номерах, выходивших на большой внутренний двор, Хетагуров прожил более двух месяцев. Коста часто навещал товарища гимназических лет доктора Петра Алексеевича Ржаксинского в его собственном доме с частной лечебницей на Дворянской улице (ныне имени К. Маркса). Супруги Ржаксинские тепло и радушно встречали Коста. Из херсонской ссылки он часто посылал им приветы. В этом же доме Ржаксинского много позднее, в 1918 году, во время мятежа Сорокина несколько дней под видом больного скрывался в подполье С. М. Киров. Из номеров Туликова осенью Коста перешел жить в особняк врача В. С. Борисовского на тихой и уютной Александровской улице (ныне имени Дунаевского), близ тенистого и уединенного Казенного сада. По случаю переезда устроили вечеринку, для которой от Цаликовых привезли пианино. Коста был тамадой веселого и шумного новоселья, на котором много пели, танцевали, читали стихи и произносили кавказские тосты. В ссылке, в Херсоне, Хетагуров тосковал «по дивной даче» Борисовского. Этот врач помог Коста поступить на службу в Управление Вод делопроизводителем, хлопотал о назначении его редактором «Сезонного листка Кавказских Минеральных Вод», но этому помешало поднадзорное положение поэта. «Ржаксинским и Борисовским, — писал Коста Ю. А. Цаликовой из Очакова, — при всякой возможности передавайте мои горячие чувства благодарности и любви. Обе семьи за это короткое мое пребывание в Пятигорске сделали очень много невознаграждаемых услуг». Мимо другого памятного дома, что стоит в начале бывшей Эмировской улицы, у самого Лермонтовского сквера за перекидным мостиком, люди проходят безразлично, так он обычен с виду. Но в одной из его квартир, которую снимали у домовладельца, горного инженера А. И. Незлобинского, врач В. А. Кобылин и его жена А. К. Жмакина, в конце прошлого века часто собиралась демократически настроенная молодежь: врачи, учителя, журналисты, музыканты, художники, чиновники, адвокаты, входившие в «кружок Жмакиной», как говорили о ее друзьях в Пятигорске. Здесь в уютных комнатах, украшенных рисунками и рукодельем хозяйки-художницы, горячо обсуждались вопросы общественной жизни города, готовились самодеятельные спектакли, читались пьесы и новые журналы, обсуждались программы благотворительных вечеров. Командиру Осетинского конного дивизиона полковнику М. А. Лыщинскому принадлежала инициатива создания в Пятигорске любительского драматического кружка, поставившего в зале гостиницы «Централь» пьесу «Муза», в которой Коста и Анна Цаликова играли главные роли. Михаил Анзельмович Лыщинский, хороший музыкант, был начитан и весьма образован. Он привлек Хетагурова к написанию истории Осетинского конного дивизиона, среди офицеров которого у Коста было много приятелей. Жена Лыщинского Мария Петровна ведала делами местного благотворительного общества, была, как тогда говорили, пятигорской «дамой-патронессой». Она исхлопотала цензурное разрешение на постановку комедийной пьесы Коста «Дуня». Ее уже готовили к постановке, как внезапно по распоряжению полиции Хетагурову пришлось выехать в ссылку в Херсон. На этом настоял гонитель поэта, начальник Терской области генерал Каханов. Коста создал его образ в одной из своих сатирических поэм, это Сенька Людоедов. Сохраненные Е. А. Цаликовой письма Коста из Херсона полны воспоминаний о жизни на Водах. Он даже мечтал купить здесь скромный домик и, как говорил в шутку, заняться разведением цветов для продажи. В Пятигорске Коста часто посещал парк «Цветник» — центр курортной жизни. В Музыкантской беседке возле здания Николаевского вокзала дважды в день во время курортного сезона играл симфонический оркестр. В изящном павильоне, построенном в русском стиле, продавалась минеральная вода, и сам павильон поэтому назывался «водопродажней». В парке были разбросаны киоски местных фотографов, и можно было купить виды Кавказских Минеральных Вод, их большие красочные снимки, альбомы. В Николаевском вокзале помещалась курортная библиотека-читальня, где выписывались все периодические издания, и поэтому Хетагуров был в ней завсегдатаем. После постройки в 1901 году Лермонтовской галереи Музыкантскую беседку перенесли на вершину Горячей горы в качестве смотровой, а минеральную воду стали продавать внутри галереи. У южного крыла устроили красивый Воронцовский бювет из белого каррарского мрамора. Таков был центр Пятигорска во время пребывания в нем Хетагурова. Нередко заходил он и в шашлычную Спиридона Читаева. Тут Коста встречался с покорителем Эльбруса А. В. Пастуховым, один раз отмечал день своего рождения. Шашлычная находилась на Церковной улице, в доме Ходжаева, напротив Спасского собора. Из ссылки Коста вернулся в Пятигорск в марте 1900 года. Прежнего покровителя В. С. Борисовского, главного врача Вод, в городе уже не было, его перевели в Липецк, не было и другого «заступника», директора Вод В. А. Башкирова, зачислившего ранее Хетагурова на службу делопроизводителем. До открытия «курса», когда можно было работать в начинавшем выходить с мая «Сезонном листке», пришлось перебиваться поисками заказов на церковную портретную и декоративную живопись, заниматься ретушью в ателье фотографов. Весь курортный сезон 1900 года Коста сотрудничал в «Сезонном листке», редакция которого находилась тогда в доме Армянской церкви на Царской улице (ныне проспект имени Кирова). Уже известны несколько написанных им тогда статей. Недавно обнаружена еще одна «Пятигорская церковноприходская школа», где упомянуты законоучитель А. И. Цаликов и преподавательница рукоделия А. К. Жмакина. «Выстроенное в ограде церкви Скорбящей Богоматери, на Верхнем бульваре, — писал о школе Коста, — это красивое двухэтажное здание составляет украшение бульвара. Высокие, светлые, с превосходной вентиляцией и обстановкой большие комнаты дали возможность приютить сотни детей со всех окраин города». Другое учебное заведение, куда часто заходил Хетагуров, была женская прогимназия в бывшем особняке графа Н. И. Евдокимова. Сын простого солдата, друг декабриста А. А. Бестужева-Марлинского, Евдокимов дослужился до генерала от инфантерии и получил титул графа по завершении в 1864 году Кавказской войны. Его дом на Графской улице ограждала «историческая решетка» из стволов трофейных ружей, захваченных войсками во время «замирения» Кавказа. После смерти пловы генерала в ее доме по завещанию открыли женскую прогимназию. Недавно отыскалась выпускная фотография начала века, на которой мы видим А. И. Цаликова, гимназического врача П. А. Ржаксинского, классную даму М. А. Ржаксинскую, учительницу Л. А. Немирову. Последняя была также активной участницей любительского кружка. С возвращением Коста из ссылки все загорелись желанием поставить его пьесу «Дуня». Спектакль, как писали в рецензии от 3 марта 1901 года во владикавказской газете «Казбек», режиссировал сам автор, награжденный овациями, шумными аплодисментами и несмолкаемыми криками «браво!». «Пятигорское интеллигентное общество получило в этот день особенное эстетическое удовольствие, усилившееся тем, что ставилась пьеса близкого им человека, которого все знают и уважают». «Спектакль ставить было трудно, — вспоминала Ю. А. Цаликова о его постановке в гостинице Шульгина. — Специального помещения не было, пришлось привозить всю обстановку, вплоть до лампы с керосином. Наконец, наступил долгожданный день... Я суфлировала. После первого акта вызывают автора. Я бегу — ищу его. Смотрю, Коста буквально катается по ковру от хохота. Ему самому пьеса нравилась, в ней немало комичных сцен. — «Ступайте, — говорю, — вызывают автора». Еле вытолкала его на сцену». Эта сатирическая комедия со множеством смешных коллизий никак не устарела и могла бы иметь успех и на нынешней сцене. По театральным делам и из-за хлопот на цензурное разрешение к постановке «Дуни» Коста нередко навещал супругов Лыщинских. Их квартира находилась при казармах Осетинского конного дивизиона, которые были построены на Ермоловском проспекте, у Больничного спуска для Нижегородского драгунского полка. Сами казармы, где стоял дивизион, сохранились и доныне. Домов же, где квартировали Лыщинские, уже нет. Анна Цаликова умерла в Петербурге в 1914 году, ее тело привезли в Пятигорск и похоронили на старом кладбище, рядом с местом первоначального погребения М. Ю. Лермонтова. По проекту скульптора В. В. Козлова над могилой поставили памятник: на барельефе надгробия — парта, классная доска и сидящая учительница с детьми. Позже рядом с могилой Анны похоронили ее сестру Юлиану, тоже близкого друга Коста и автора воспоминаний о нем. Как видим, Пятигорск исключительно богат памятными местами К. Л. Хетагурова. Памятник М. Ю. Лермонтову тоже его памятное место: здесь состоялось первое публичное выступление поэта.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |