пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
КАВМИНВОДЫ: ПРОФИЛИ ИСТОРИИ • М. А. БалакиревОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Кавминводы 

Вдохновенный, благодетельный Кавказ
М. А. Балакирев

Странно читать эти строки из письма приезжего: «Первое впечатление в Пятигорске было неприятное: нас подвезли к гостинице, вошедши туда, я увидел огромный зал, в одном углу стол, карты, шампанское и офицеры, в другом углу то же, и везде то же. Общества решительно нет, везде кавказские офицеры...». Невольно хочется воскликнуть: неужели человек ничего, кроме офицеров и карт, не увидел в Пятигорске - этом удивительном и прекрасном городе?

Не в лучшем настроении приехал лечиться на воды Милий Балакирев. И болезни, и многое из того, что окружало его в музыкальном мире, настроили композитора на пессимистический лад.

Вот и виделось ему все вокруг в черном цвете. Но волшебная аура Пятигорска и соседних курортов Кавказских Минеральных Вод очень скоро оказала свое колдовское действие. И всего месяц спустя в его письмах начинают звучать другие мотивы: «Описывать здешнюю природу не стану, мои описания будут никуда не годны для такой великолепной местности. Климат здесь прелестный, вид Кавказских гор в меня вливает что-то энергическое, сильное...».

И для каждого из курортных городов у него находятся добрые слова, которые он щедро рассыпает в письмах к друзьям - В. В. Стасову, Ц. А. Кюи, Н. А. Римскому-Корсакову: «Я люблю стоять у Нарзана и смотреть на его сердитую пену, чувствуется элемент силы, а все сильное меня притягивает. В этой богатырской воде сегодня начал купаться... Парк здесь прекрасный...». «Железноводск - восхитительная местность, ничего подобного Вы себе представить не можете. Описывать прелесть его местоположения почти невозможно. Еще словами можно кое-что объяснить, в письме же надо быть Лермонтовым, чтобы хорошо и искусно нарисовать природу».

Лермонтов - вот еще одна причина резкой смены настроения Балакирева. Места, связанные с именем великого русского поэта, влияние его творчества, его могучий дух становятся важной составляющей благотворного воздействия Кавказских Минеральных Вод, которое испытал на себе композитор. Ведь Лермонтов для него - наиболее яркая фигура российской словесности: «Дышу Лермонтовым... Гуляя в Пятигорске у грота, в Провале, у Эоловой арфы, я чуял тень Лермонтова. Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует. Я приковывался к нему, как к сильной натуре (у Пушкина и Гоголя, несмотря на гениальность, силы богатырской лермонтовской я не вижу). Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня так же сильно действует».

Впоследствии это «общение с Лермонтовым» именно здесь, на кавказской земле, скажется в композиторской судьбе Милия Алексеевича, как и вспыхнувший тогда же интерес к местным жителям, фигурировавшим в сознании российской публики под единым названием «черкесы»: «Черкесы... мне нравятся, начиная от их костюма (лучше черкесского костюма я не знаю)». Как бы в подтверждение своей мысли Балакирев сфотографировался в кавказском костюме у одного из первых кавминводских фотографов Индицкого.

Год спустя Балакирев снова едет на Кавказ, теперь хорошо представляя себе, в какой чудесный мир он попадет. Пятигорск ему уже не заслоняют офицеры-картежники, он продолжает начатое прошлым летом знакомство с полюбившимся городом и его обитателями.

Чрезвычайно важным для него было знакомство с Семеном Алексеевичем Смирновым - директором и главным врачом Кавказских Минеральных Вод. С первых дней своего директорства Смирнов энергично принялся за преобразование. В Пятигорске были отремонтированы все ванные здания, заново оборудованы многие источники. Чтобы получить более ясное представление о составе тех или иных минеральных вод, Смирнов создает физико-химическую лабораторию.

До Смирнова больные лечились, как это делал и Балакирев, последовательно на каждом курорте - начинали в Пятигорске, продолжали в Железноводске или Ессентуках и заканчивали в Кисловодске. Новый директор Вод изменяет этот порядок - приезжающих стали распределять по курортам в зависимости от характера болезни. Для этого были учреждены специальные медицинские консультации - прообраз нынешних курортных поликлиник. На всех курортах - «группах», как их называли, стараниями Смирнова учреждается должность группового врача. По инициативе директора в Пятигорске была открыта типография, где стали печатать первую в России курортную газету - «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод», а также первые труды по курортологии и путеводители по Кавминводам.

Композитор по приезде сразу же поселяется в доме Смирнова, который наблюдает за ходом его лечения. И, конечно же, делится с гостем своими планами, осуществление которых Милий Алексеевич имеет возможность увидеть воочию. Будучи большим любителем музыки и зная о трудном материальном положении Милия Алексеевича, директор курорта помог ему организовать платные концерты. Приезжие и местные меломаны получили удовольствие, слушая в прекрасном исполнении произведения Бетховена, Шопена, Шумана. В Кисловодском музее театрального музыкального искусства хранится афиша одного из концертов Балакирева.

Для концертов в Кисловодске использовался зал Ресторации, а в Пятигорске и Железноводске - специальные помещения. Они были построены архитектором Уптоном, первоначально, как открытые прогулочные галереи, а к сезону 1863 года превращены в закрытые и названы Вокзалами. В то время это слово еще не имело современного, «транспортного», значения, которое приобрело позднее, с развитием в России сети железных дорог. (Свое происхождение оно ведет от увеселительного заведения некоей Джеин Вокс под Лондоном, которое по имени хозяйки стало называться «Вокс-холл», а в России было переделано в «воксал»).

Помещения были небольшие, а потому и сбор оказался маловат. Но все же Балакирев своей прекрасной игрой сумел отблагодарить Кавминводы, возвратившие ему здоровье и подарившие незабываемые впечатления, которые множились день ото дня. Самые ценные касались музыки народов Кавказа, в которую на этот раз Милий Алексеевич вникал более основательно, чем год назад. Помогал ему балкарский князь Исмаил Урусбиев. Он был широко известен не только приезжавшим лечиться на Воды, но и путешественникам по Кавказу, которых радушно встречал в своем ауле у подножия Эльбруса, где был построен специальный дом для гостей-европейцев.

Хорошо знакомый с русской и мировой культурой, Исмаил был и пропагандистом музыки гор-ских народов. Он охотно знакомил русского композитора с родными мелодиями. Балакирев вспоминал впоследствии: «Интересуясь тамошней народной музыкой, я познакомился с одним черкесским князем, который часто приходил ко мне и играл на своем народном инструменте, похожем отчасти на скрипку, народные мелодии. Одна из них плясовая - «Исламей» - мне очень понравилась».

К этому времени Балакирев задумал написать симфоническую поэму «Тамара». Услышанную от князя Урусбиева мелодию он решил обработать и использовать для этого произведения: «Грандиозная красота тамошней роскошной природы и гармонирующая с ней красота племен, населяющих эту страну, - рассказывал он в письме к немецкому писателю Э. Рейсу, - все это вместе произвело на меня впечатление глубокое, и тогда я задумал большое оркестровое сочинение для выражения этих впечатлений».

Работа над симфонической поэмой затянулась. Балакирев вообще творил трудно и медленно. Зато, когда поэма была закончена, получила очень высокую оценку современников: «Она поражает силой и глубиной страсти, ... яркостью восточного, удивительно выдержанного колорита, ...разнообразием, блеском, новизной, оригинальностью музыки...».

Еще более яркой и выразительной получилась фортепианная фантазия «Исламей». Несмотря на трудность исполнения, ее включали в свой репертуар многие видные пианисты. Но, наверное, наибольшую радость испытал композитор, когда, услышав в его исполнении знакомую мелодию, восьмидесятилетний кабардинский уздень, сопровождавший князя Урусбиева, вдруг вскочил и пустился в пляс, воскликнув: «Как можно слушать эту музыку сидя - ведь играют же наш «Исламей»!

Это произошло в 1868 году, когда Балакирев приехал на Воды в третий раз. Лето он провел в Кисловодске, заняв комнату в Нарзанной галерее, где в то время имелась и гостиница. Сохраняя благодарное чувство к этому замечательному уголку Северного Кавказа, он продолжал радовать его жителей и гостей концертами, получившими доброжелательные отзывы и в местном «Листке для посетителей Кавказских Минеральных Вод», и в тифлисской газете «Кавказ». Один из концертов был благотворительным - в пользу пятигорского женского двухклассного училища, основанного супругой доктора Смирнова Александрой Онуфриевной, которую Балакирев хорошо узнал в минувший приезд, поскольку пользовался ее гостеприимством.

Больше композитор не бывал в наших краях, но сохранил самую добрую память о местах, оплодотворивших его творчество яркой колоритной музыкой. Ведь «Тамара» и «Исламей» занимают особое место в наследии вождя Могучей кучки. Думается, что силой, позволившей этим «дарам Кавказа» пережить время, напитала их наша земля - по выражению самого Милия Алексеевича, «земля чудная...». На этой земле осталось немало немых свидетелей его пребывания здесь. Это и здания, где жил Балакирев, - Ресторация, дом С. А. Смирнова в Пятигорске, Нарзанная галерея в Кисловодске. Это и лермонтовские места, которые он многократно посещал, задумывая свою «Тамару» и цикл романсов на слова Лермонтова. Это и великолепная южная природа, восхищавшая и вдохновлявшая Милия Алексеевича. А еще на нашей кавказской земле нередко звучит в концертах зажигательный «Исламей», напоминая о случившейся здесь встрече композитора с замечательной народной мелодией.


К началу книги

Радетели Кавказских Вод
П. Г. Лихачев
М. Л. Малинский
Ф. П. Конради
А. А. Вельяминов
Д. Л. Иванов
В. А. Кобылин
А. К. Жмакина
В. С. Борисовский
П. А. Ржаксинский
Г. С. Голицын
Г. Я. Абозин
Е. Н. Кутейников
Э. Э. Эйхельман
Р. Р. Лейцингер

Свет их духовности
А. С. Пушкин
А. А. Алябьев
М. М. Глинка
Е. А. Ган
А. А. Бестужев
М. А. Балакирев
Коротко об авторе








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!