пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
КАВМИНВОДЫ: ПРОФИЛИ ИСТОРИИ • Е. Н. КутейниковОГЛАВЛЕНИЕ



 Кавминводы 

Любовь к электричеству
Е. Н. Кутейников

В один из летних дней 1918 года из Пятигорска вышел в путь небольшой караван. Точных описаний его не сохранилось, но можноне сомневаться, что на передней лошади ехал человек в очках, одетый в тужурку, которые носили тогда инженеры. За ним следовало несколько верховых в одежде рабочих и красноармейцев, а между ними двигались две-три вьючные лошади. Поверх вьюков были привязаны геодезические инструменты - теодолит, нивелир, треноги. Время для подобной экспедиции было самое неподходящее. Гражданская война в разгаре. Вокруг города - несколько фронтов. В горных ущельях, куда и направлялся караван, свирепствуют банды. Но человека в инженерной тужурке это не останавливает. Им движет могучая сила - великая любовь к электричеству.

Он был «белой вороной» в семье Кутейниковых, которую по праву считали тогда и доныне считают гордостью российского флота. Ее глава, Николай Евлампиевич, вышедший из семьи поморов, сумел получить отличное образование и стать крупнейшим специалистом в области кораблестроения. Он руководил сооружением первых русских быстроходных крейсеров и броненосцев. Двое его сыновей с детства готовились пойти по стопам своего отца. И это им удалось в полной мере -оба они стали видными конструкторами-корабелами, ковавшими военно-морскую мощь нашей страны.

А вот третий сын, Евгений, мечтал о паровозах. После учебы в Гатчинском Сиротском институте, который, несмотря на такое «жалостливое» название, давал своим воспитанникам великолепную техническую подготовку, он поступил в институт инженеров путей сообщения и блестяще окончил его, получив диплом инженера « с правом составления проектов и производства строительных работ». Но заниматься этим у него уже пропало желание - в студенческие годы к молодому человеку пришло новое увлечение - электричеством, которое как раз в те годы из лабораторий ученых смело шагнуло в практическую жизнь россиян..

Первая в нашей стране электрическая станция, питавшая несколько уличных фонарей Санкт-Петербурга, заработала в 1882 году. Видимо, опасаясь козней новой неведомой силы, ее расположили на барке, плававшей по речке Мойке. Следующую станцию установили уже на суше, близ Казанского собора в 1885 году - для освещения Невского проспекта. А первые электростанции, дававшие ток для промышленности, были построены на рубеже веков в Новороссийском порту и на Бакинских нефтепромыслах. Первую гидроэлектрическую станцию, правда, очень маломощную, запустили в середине 90-х годов для нужд Охтинского порохового завода.

Чтобы готовить квалифицированных специалистов по электричеству, в Петербурге создается Электротехнический институт. В него-то, едва получив диплом путейца, и поступил Евгений Николаевич Кутейников. Здесь способного студента приметил М. А. Шателен, один из крупнейших специалистов в этой области. В Электротехническом институте он организовал первую в стране лабораторию электротехники и был официально назван первым в России профессором электротехники. Позже Михаил Андреевич стал деканом Политехнического института, в организации которого он так же принимал самое активное участие, работал в других высших учебных заведениях, достиг больших научных высот, о чем в нашей литературе написано немало.

Нас же интересует, в первую очередь, связь профессора с молодой энергетикой нашего курортного региона - ведь Кавказские Минеральные Воды, находясь на далекой окраине Российской империи, намного опередили по электрификации другие провинциальные губернии и области. Кроме того, гидроэлектрическая станция на реке Подкумок была самой мощной в стране - Охтинская ей pi в подметки не годилась. Да и радиус ее действия был куда больше, чем у любой другой тогдашней станции - ведь ее энергией освещались четыре города и питались два трамвая - грузовой в Кисловодске и пассажирский в Пятигорске.

С первых дней строительства гидроэлектрической станции на реке Подкумок Шателен внимательно следил за деятельностью фирмы «Сименс и Гальске», осуществлявшей монтажные работы, а после пуска станции -за правильностью ее эксплуатации. Ведь в России еще не было гидроэлектрических установок такой мощности и линий для передачи энергии на такие расстояния. Поначалу профессор только получал от строителя станции, инженера М. С. Фридмана, интересующие его данные.

В последующие годы профессор имел возможность постоянной связи с энергетикой курортов через своего ученика Е. Н. Кутейникова, который приехал сюда, именно благодаря ему. 29 июля 1903 года профессор Шателен писал директору Управления Кавказских Минеральных Вод Хвощинскому: «Милостивый государь Владимир Васильевич! Согласно своему обещанию искал для Вас инженера, который мог бы вести электрическое дело. Из всех лиц, кого я знаю, наиболее подходит инженер-электрик, инженер путей сообщения Е. Н. Кутейников».

С первых же дней своего пребывания на должности заведующего электротехническим отделом Управления, Вод Кутейников не ограничивается только эксплуатацией вверенного ему хозяйства. Он постоянно думает о совершенствовании, развитии электрической сети курортов. Первым делом Евгений Николаевич составляет проект трамвайной линии от Пятигорска до Железноводска, который, к сожалению, не был осуществлен. Зато успешно, без сбоев действует электрическое хозяйство курортов, которым руководит возглавляемый Кутейниковым отдел. Вот оценка его работы только за один год, данная руководством Управления:

«Деятельность электротехнического отдела в 1907 году была вполне планомерным развитием основ ведения эксплуатации, заложенных в это сложное и в высшей степени ответственное для Кавказских Минеральных вод дело, обслуживание всех группных учреждений - почти все водокачки питьевой и минеральной воды, Цандеровский институт (нынешний Павильон механотерапии, в котором имелось тогда около ста различных аппаратов, движимых электромоторами) два светолечебных кабинета, Пятигорский и Кисловодский трамваи, а так же электрическую сигнализацию во всех ванных зданиях... Из Эксплуатационных работ 1907 года следует указать на переустройство Пятигорского светолечебного и рентгеновского кабинетов с постоянного тока на трехфазный. Кульминационным пунктом всего электротехнического дела в 1907 году была постройка аккумуляторной станции в Пятигорске».

Видя, что количество энергии, подаваемой ГЭС для питания трамвайных вагонов, зависит от уровня воды в Подкумке, который очень непостоянен, Евгений Николаевич подумал, что эту проблему смогут решить мощные аккумуляторы. Заряжаясь в ночное время, они позволят сделать движение вагонов независимым от капризов стихии. В короткий срок он проектирует и строит в трамвайном депо аккумуляторную станцию. Успех дела был бы невозможен без толковых умелых помощников. На гидростанции это был механик А. М. Кулешов, а в трамвайном депо электротехник И.П.Козельский, о котором хочется сказать несколько слов, поскольку он, как и его патрон, был одержим любовью к электричеству.

Вопреки расчетам Евгения Николаевича, энергии Белого Угля (название, придуманное для обозначения силы падающей воды французским инженером Аристидом Берже, стало употребляться по отношению ГЭС на Подкумке с 1911 года) курортам не хватало. Кутейников много советуется по этому поводу со своим учителем - в результате рождается идея дополнить гидравлическую станцию дизельной.

Молодой инженер берется составить проект такой станции, а затем руководит ее строительством, которое ведется неподалеку от пятигорского вокзапа, у границ Казенного сада (ныне Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова). В начале 1913 года Тепловая станция, как ее назвали, начала действовать. И очень скоро 26 марта 1913 года, по предложению профессора Шателена, была осуществлена параллельная работа обеих станций. Эта дата стала днем рождения первой в мире энергосистемы. Принцип параллельной работы электростанций был впоследствии использован при составлении плана ГОЭЛРО и создании Единой энергетической системы СССР.

В память о скромном опыте, получившем столь масштабный резонанс, пятигорские энергетики и краеведы предложили установить рядом с бывшей тепловой станцией памятную стелу. Выполненная по проекту архитектора В. Оганетова, сверкающая спираль на черном гранитном постаменте появилась на углу проспекта Кирова и улицы Малыгина- Торжественное открытие «Памятника в честь первой энергосистемы» состоялось25 января 1985 года. Дата, обозначенная на памятнике - 1913 год - напоминает о людях, которые на заре российской электротехники смело пошли на эксперимент, обеспечивший энергетическую мощь нашей страны.

Итак, эксперимент закончился успешно. Теперь энергии в города -курорты поступает достаточно. Но неутомимый инженер-электрик, имеющий и диплом инженера путей сообщения, загорелся новой идеей -электрифицировать железнодорожную ветвь Минеральные Воды-Кисловодск. Проект был составлен. Оставалось решить вопрос с обеспечением электропоездов энергией, которой требовалось очень много. Дать ее может одна из горных рек Северного Кавказа, считает Евгений Николаевич. Только вот которая - Кубань, Малка или Баксан? Чтобы определить это, Кутейников организует экспедицию в горные районы Северного Кавказа. И хотя, как мы уже говорили, время для нее было самым неподходящим, инженер не хочет ждать. Маленький караван отправляется в горы, с надеждой, что мирных изыскателей никто не тронет. Увы, надежды эти не оправдались. В перестрелке с неизвестной бандой руководитель экспедиции был убит.

Несколько дней спустя Евгения Николаевича похоронили на старом пятигорском кладбище у подножья Машука. В наши дни стараниями краеведов на его могиле установлен обелиск красного мрамора. По решению городских властей улица Заводская, где жила семья инженера, получила имя Кутейникова. А еще память о нем живет в мощных турбинах Баксанской ГЭС построенной по его заветам.


К началу книги

Радетели Кавказских Вод
П. Г. Лихачев
М. Л. Малинский
Ф. П. Конради
А. А. Вельяминов
Д. Л. Иванов
В. А. Кобылин
А. К. Жмакина
В. С. Борисовский
П. А. Ржаксинский
Г. С. Голицын
Г. Я. Абозин
Е. Н. Кутейников
Э. Э. Эйхельман
Р. Р. Лейцингер

Свет их духовности
А. С. Пушкин
А. А. Алябьев
М. М. Глинка
Е. А. Ган
А. А. Бестужев
М. А. Балакирев
Коротко об авторе









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!