|
Кавминводы |
Любовь к электричеству Е. Н. Кутейников
В один из летних дней 1918 года из Пятигорска вышел в путь небольшой караван. Точных описаний его не сохранилось, но можноне сомневаться, что на передней лошади ехал человек в очках, одетый в тужурку, которые носили тогда инженеры. За ним следовало несколько верховых в одежде рабочих и красноармейцев, а между ними двигались две-три вьючные лошади. Поверх вьюков были привязаны геодезические инструменты - теодолит, нивелир, треноги.
Время для подобной экспедиции было самое неподходящее. Гражданская война в разгаре. Вокруг города - несколько фронтов. В горных ущельях, куда и направлялся караван, свирепствуют банды. Но человека в инженерной тужурке это не останавливает. Им движет могучая сила - великая любовь к электричеству.
Он был «белой вороной» в семье Кутейниковых, которую по праву считали тогда и доныне считают гордостью российского флота. Ее глава, Николай Евлампиевич, вышедший из семьи поморов, сумел получить отличное образование и стать крупнейшим специалистом в области кораблестроения. Он руководил сооружением первых русских быстроходных крейсеров и броненосцев. Двое его сыновей с детства готовились пойти по стопам своего отца. И это им удалось в полной мере -оба они стали видными конструкторами-корабелами, ковавшими военно-морскую мощь нашей страны.
А вот третий сын, Евгений, мечтал о паровозах. После учебы в Гатчинском Сиротском институте, который, несмотря на такое «жалостливое» название, давал своим воспитанникам великолепную техническую подготовку, он поступил в институт инженеров путей сообщения и блестяще окончил его, получив диплом инженера « с правом составления проектов и производства строительных работ». Но заниматься этим у него уже пропало желание - в студенческие годы к молодому человеку пришло новое увлечение - электричеством, которое как раз в те годы из лабораторий ученых смело шагнуло в практическую жизнь россиян..
Первая в нашей стране электрическая станция, питавшая несколько уличных фонарей Санкт-Петербурга, заработала в 1882 году. Видимо, опасаясь козней новой неведомой силы, ее расположили на барке, плававшей по речке Мойке. Следующую станцию установили уже на суше, близ Казанского собора в 1885 году - для освещения Невского проспекта. А первые электростанции, дававшие ток для промышленности, были построены на рубеже веков в Новороссийском порту и на Бакинских нефтепромыслах. Первую гидроэлектрическую станцию, правда, очень маломощную, запустили в середине 90-х годов для нужд Охтинского порохового завода.
Чтобы готовить квалифицированных специалистов по электричеству, в Петербурге создается Электротехнический институт. В него-то, едва получив диплом путейца, и поступил Евгений Николаевич Кутейников. Здесь способного студента приметил М. А. Шателен, один из крупнейших специалистов в этой области. В Электротехническом институте он организовал первую в стране лабораторию электротехники и был официально назван первым в России профессором электротехники. Позже Михаил Андреевич стал деканом Политехнического института, в организации которого он так же принимал самое активное участие, работал в других высших учебных заведениях, достиг больших научных высот, о чем в нашей литературе написано немало.
Нас же интересует, в первую очередь, связь профессора с молодой энергетикой нашего курортного региона - ведь Кавказские Минеральные Воды, находясь на далекой окраине Российской империи, намного опередили по электрификации другие провинциальные губернии и области. Кроме того, гидроэлектрическая станция на реке Подкумок была самой мощной в стране - Охтинская ей pi в подметки не годилась. Да и радиус ее действия был куда больше, чем у любой другой тогдашней станции - ведь ее энергией освещались четыре города и питались два трамвая - грузовой в Кисловодске и пассажирский в Пятигорске.
С первых дней строительства гидроэлектрической станции на реке Подкумок Шателен внимательно следил за деятельностью фирмы «Сименс и Гальске», осуществлявшей монтажные работы, а после пуска станции -за правильностью ее эксплуатации. Ведь в России еще не было гидроэлектрических установок такой мощности и линий для передачи энергии на такие расстояния. Поначалу профессор только получал от строителя станции, инженера М. С. Фридмана, интересующие его данные.
В последующие годы профессор имел возможность постоянной связи с энергетикой курортов через своего ученика Е. Н. Кутейникова, который приехал сюда, именно благодаря ему. 29 июля 1903 года профессор Шателен писал директору Управления Кавказских Минеральных Вод Хвощинскому: «Милостивый государь Владимир Васильевич! Согласно своему обещанию искал для Вас инженера, который мог бы вести электрическое дело. Из всех лиц, кого я знаю, наиболее подходит инженер-электрик, инженер путей сообщения Е. Н. Кутейников».
С первых же дней своего пребывания на должности заведующего электротехническим отделом Управления, Вод Кутейников не ограничивается только эксплуатацией вверенного ему хозяйства. Он постоянно думает о совершенствовании, развитии электрической сети курортов. Первым делом Евгений Николаевич составляет проект трамвайной линии от Пятигорска до Железноводска, который, к сожалению, не был осуществлен. Зато успешно, без сбоев действует электрическое хозяйство курортов, которым руководит возглавляемый Кутейниковым отдел. Вот оценка его работы только за один год, данная руководством Управления:
«Деятельность электротехнического отдела в 1907 году была вполне планомерным развитием основ ведения эксплуатации, заложенных в это сложное и в высшей степени ответственное для Кавказских Минеральных вод дело, обслуживание всех группных учреждений - почти все водокачки питьевой и минеральной воды, Цандеровский институт (нынешний Павильон механотерапии, в котором имелось тогда около ста различных аппаратов, движимых электромоторами) два светолечебных кабинета, Пятигорский и Кисловодский трамваи, а так же электрическую сигнализацию во всех ванных зданиях... Из Эксплуатационных работ 1907 года следует указать на переустройство Пятигорского светолечебного и рентгеновского кабинетов с постоянного тока на трехфазный. Кульминационным пунктом всего электротехнического дела в 1907 году была постройка аккумуляторной станции в Пятигорске».
Видя, что количество энергии, подаваемой ГЭС для питания трамвайных вагонов, зависит от уровня воды в Подкумке, который очень непостоянен, Евгений Николаевич подумал, что эту проблему смогут решить мощные аккумуляторы. Заряжаясь в ночное время, они позволят сделать движение вагонов независимым от капризов стихии. В короткий срок он проектирует и строит в трамвайном депо аккумуляторную станцию. Успех дела был бы невозможен без толковых умелых помощников. На гидростанции это был механик А. М. Кулешов, а в трамвайном депо электротехник И.П.Козельский, о котором хочется сказать несколько слов, поскольку он, как и его патрон, был одержим любовью к электричеству.
Вопреки расчетам Евгения Николаевича, энергии Белого Угля (название, придуманное для обозначения силы падающей воды французским инженером Аристидом Берже, стало употребляться по отношению ГЭС на Подкумке с 1911 года) курортам не хватало. Кутейников много советуется по этому поводу со своим учителем - в результате рождается идея дополнить гидравлическую станцию дизельной.
Молодой инженер берется составить проект такой станции, а затем руководит ее строительством, которое ведется неподалеку от пятигорского вокзапа, у границ Казенного сада (ныне Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова). В начале 1913 года Тепловая станция, как ее назвали, начала действовать. И очень скоро 26 марта 1913 года, по предложению профессора Шателена, была осуществлена параллельная работа обеих станций. Эта дата стала днем рождения первой в мире энергосистемы. Принцип параллельной работы электростанций был впоследствии использован при составлении плана ГОЭЛРО и создании Единой энергетической системы СССР.
В память о скромном опыте, получившем столь масштабный резонанс, пятигорские энергетики и краеведы предложили установить рядом с бывшей тепловой станцией памятную стелу. Выполненная по проекту архитектора В. Оганетова, сверкающая спираль на черном гранитном постаменте появилась на углу проспекта Кирова и улицы Малыгина- Торжественное открытие «Памятника в честь первой энергосистемы» состоялось25 января 1985 года. Дата, обозначенная на памятнике - 1913 год - напоминает о людях, которые на заре российской электротехники смело пошли на эксперимент, обеспечивший энергетическую мощь нашей страны.
Итак, эксперимент закончился успешно. Теперь энергии в города -курорты поступает достаточно. Но неутомимый инженер-электрик, имеющий и диплом инженера путей сообщения, загорелся новой идеей -электрифицировать железнодорожную ветвь Минеральные Воды-Кисловодск. Проект был составлен. Оставалось решить вопрос с обеспечением электропоездов энергией, которой требовалось очень много. Дать ее может одна из горных рек Северного Кавказа, считает Евгений Николаевич. Только вот которая - Кубань, Малка или Баксан?
Чтобы определить это, Кутейников организует экспедицию в горные районы Северного Кавказа. И хотя, как мы уже говорили, время для нее было самым неподходящим, инженер не хочет ждать. Маленький караван отправляется в горы, с надеждой, что мирных изыскателей никто не тронет. Увы, надежды эти не оправдались. В перестрелке с неизвестной бандой руководитель экспедиции был убит.
Несколько дней спустя Евгения Николаевича похоронили на старом пятигорском кладбище у подножья Машука. В наши дни стараниями краеведов на его могиле установлен обелиск красного мрамора. По решению городских властей улица Заводская, где жила семья инженера, получила имя Кутейникова. А еще память о нем живет в мощных турбинах Баксанской ГЭС построенной по его заветам.
|