| пятигорск | статьи | евгений николаевич кутейников | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | СТАТЬИ Евгений Николаевич Кутейников | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Евгений Николаевич КутейниковЕ. Н. Кутейников Крупнейший русский инженер, участник создания первых объектов электроэнергетики Евгений Николаевич Кутейников с 13 мая 1905 года был утвержден заведующим всеми электрическими сооружениями Управления курортов Кавминвод. Следует отметить, что принял он «своё хозяйство» далеко не в образцовом состоянии. Безответственный администратор В. В. Хвощинский за период своего директорства (1900-1905) с поставленными перед ним колоссальными задачами не справился. Его предшественник на этом посту, В. А. Башкиров, за четыре года своего правления курортами КМВ успел сделать много больше и значительнее. В частности, Вениамину Александровичу удалось заключить контракт с акционерным обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» на строительство первой гидроэлектростанции на Подкумке «в целях развития курорта и без большого ущерба для бюджета». Он был убедителен, и городская дума Пятигорска дала Управлению КМВ право на установку электрических столбов в черте города от гидроэлектростанции к бальнеологическим учреждениям и для освещения городских улиц. До полной реализации проекта Башкиров не дожил, скоропостижно скончался, находясь в деловой поездке в Санкт-Петербурге, а заслуженные им лавры достались обанкротившему курорт Хвощинскому, при котором широкий размах на КМВ приняли частное строительство и предпринимательство. Владимир Васильевич Хвощинский госбюджетные деньги не считал, государственной землёй распоряжался безответственно, стремился поразить нужных людей и в нужное время в личных интересах, а там - хоть потоп. По его указаниям с поразительной торопливостью на курорте возводились металлические и оштукатуренные деревянные «времянки», отливались гипсовые парковые скульптуры, в долгосрочную аренду частным лицам передавались государственные земли и минеральные источники, принимались в штат сотрудники по знакомству, а не по профессиональному соответствию. Так, летом 1901 года для реконструкции и переоборудования разливной аппаратной кисловодского Нарзана был приглашён комиссионер по продаже заграничных машин и различного технологического оборудования Соломон Маркович Фридман. С согласия министра государственных имуществ с ним был подписан годовой договор. После создания Фридманом в Кисловодске производства искусственного льда и единственного в России завода углекислой кислоты договор с ним был продлён до мая 1905 года. Соломону Марковичу было поручено проектирование и строительство первой в России государственной гидроэлектростанции. Правда, после реального училища местечковый еврей с Украины Фридман обучался на механическом отделении Технологического института в Харькове и даже получил диплом технолога. Однако опыта работы по инженерной специальности у него не было никакого, тем более - в энергетике. Не удивительно, что место для строительства гидро электростанции на Подкумке, не обследовав основательно грунт, он выбрал неудачное. Откуда ему было знать, что здесь «берега ползучи, а ввиду быстроты и разлива речки и не могут быть устойчивы»? Русская мудрость гласит: скороспелка - гнилая поделка. Не успели построить объект по проекту Фридмана, как в конце 1901 года вдоль всего напорного резервуара (канала) для будущей Пятигорской гидроэлектростанции уже образовались огромные трещины. Их быстро заделали. Но через несколько дней откос с левой стороны канала на протяжении 18 саженей отвалился и заполнил канал землёй и песком. Аварийные работы вели ночью - без свидетелей, но шила в мешке не утаишь. Вездесущие журналисты этот факт обнаружили и обнародовали. Расследовали возникшее дело столичные ревизоры. 20 июня 1902 года в газете «Русь» была опубликована подробная статья «К ревизии Кавказских минеральных вод». Кое-как построенные по проекту Фридмана к лету 1902 года электро- и гидротехнические сооружения на Подкумке госкомиссия, несмотря на щедрые вознаграждения, отказывалась принимать даже условно. Акт с большим перечнем обнаруженных в проектах ошибок, особенно на Пятигорской центральной подстанции, проверяющие эксперты и Горный комитет по управлению Водами передали в строительную фирму и отложили приёмку объекта до марта 1904 года. Фирма своей вины не признавала и вполне обоснованно потребовала полного расчёта за свою работу. Однако Хвощинскому нужно было пустить пыль в глаза высоким чиновникам в 1903 году - год юбилея Кавминвод. Директор Вод не только лично подписал акт приёмки опасного участка, но и ходатайствовал о назначении Фридмана заведующим технической частью пятигорского трамвая. Спрашивается, за какие же это заслуги? Архитектор КМВ И. И. Байков выступил против принятия представленного Фридманом безграмотного проекта трамвайных линий - пассажирских в Пятигорске и грузовой в Кисловодске. Его мнение и заключения экспертов Смирнова, Вейнеровского, Графтио, обнародованные в критической статье газеты «Русь» в 1903 году, Хвощинский тоже проигнорировал. За убытки, понесённые казной в результате «липовых проектов» Фридмана, Хвощинский никак не ответил, хотя в 1903 году столичная газета «Новое время» и официозная газета «Кавказские Минеральные Воды» выступили с рядом критических статей в его адрес. Влиятельные покровители из министерства помогли Хвощинскому и Фридману «замять» это скандальное дело, с помпой провести юбилейные дни КМВ, выйти сухими из воды и даже «сохранить лицо» в истории энергетики. Правда, кто прытко бегает, тот часто падает. Свои высокие должности оба всё-таки потеряли. С Хвощинским это произошло не впервой. Основательно он подмочил свою репутацию ещё в Нижнем Новгороде и немалый вред нанёс Кавминводам Среди юбилейных мероприятий к 100-летию Кавминвод особое место занимало осуществление проекта централизованного электроснабжения кавказских курортов. Для этого в 1903 году при Управлении Вод был создан электроотдел. Курс лечения на кавказских курортах в то время начинался в Пятигорске, Ессентуках, Железноводске с мая и длился по сентябрь, в Кисловодске - с 1 июня по 1 октября. В остальное время жизнь на курортах замирала. Возможно потому только двадцать девятого июля декан электротехнического отделения Санкт-Петербургского политехнического института, профессор Михаил Сергеевич Шателен обратился к директору Вод Владимиру Васильевичу Хвощинскому с официальным предложением принять на должность руководителя электротехнического отдела выпускника Института путей сообщения и Электротехнического института Е. Н. Кутейникова. Он характеризовал своего протеже как выдающегося специалиста широкого профиля, ответственного и патриотичного человека. Сам Кутейников был полон желания занять место заведующего новой гидроэлектростанцией на Кавказе. Он был готов поработать с переменными токами вообще и в частности с передачей электроэнергии на расстояние. В Управление КМВ были представлены все необходимые документы талантливого специалиста в области энергетики Евгений Николаевич Кутейников родился в Санкт-Петербурге 22 февраля 1876 года. Там же получил образование. Ветеран Пятигорских электрических сетей Юрий Андреевич Александров в своё время создал на своём предприятии музей, где хранится аттестат Евгения Николаевича - № 2296 от 26 мая 1894 года. Сей документ был выдан воспитаннику VII класса Императорского Гатчинского Николаевского сиротского института «Евгению Кутейникову - сыну инспектора кораблестроения в том, что названный воспитанник при отличном поведении успешно окончил в институте полный курс реальных училищ с дополнительным (VII) классом». Аттестат подписан директором в чине генерал-майора. По 17 предметам Кутейников имел 12 отличных и 5 хороших оценок. В 1902 году Евгений Николаевич прошёл курс в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I и успешно выдержал установленные выпускные испытания. По представлению совета института министром путей сообщения с 31 мая 1902 года он был утверждён в звании инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ. На месте своей первой работы Кутейникову, помимо эксплуатации путей сообщения, пришлось заниматься приведением в порядок сильно запущенного хозяйства и готовить проект увеличения мощности станции. Молодой инженер с этими задачами справился блестяще. Одновременно он успешно окончил полный курс наук в Электротехническом институте императора Александра III. На основании высочайше утверждённого 4 июня 1899 года Положения об этом учебном заведении, сооб- разно успехам выпускного испытания, советом института 15 июня 1902 года Е. Н. Кутейников был удостоен звания инженера-электрика первого разряда, о чём свидетельствовал диплом, подписанный директором института 18 июня 1902 года. Кроме диплома Евгений Николаевич получил удостоверение, также подписанное директором института 26 июня того же года, о присуждении ему советом института серебряной медали за выполнение на V курсе проекта центральной электрической станции для освещения и снабжения электрической энергией всех железнодорожных станций города Санкт-Петербурга. Преподававший в Электротехническом институте профессор Михаил Андреевич Шателен по достоинству оценил знания и деловые качества своего ученика и рекомендовал его директору Хвощинскому на работу в Управление Кавказских Минеральных Вод. Не было сомнений в том, что именно Кутейникову предоставят должность руководителя создаваемого в 1903 году энергетического отдела Управления КМВ. Однако, вопреки логике на эту должностьс какой-то невероятной поспешностью Хвощинским уже был оформлен не опытный инженер-электротехник Кутейников, а вольнонаёмный инженер-технолог Фридман, человек совершенно случайный в энергетике. Проекты, составленные им, никуда не годились. Архивные документы свидетельствуют: строительными работами и прокладкой трамвайных путей по двум направлениям в Пятигорске занимались инженеры компании «Сименс и Гальске» Р. И. Дальберг и А. В. Авенарис. По заказу Управления КМВ новый расчёт сечения проводов на линии высокого напряжения вынужден был сделать заново петербургский инженер-электрик Генрих Осипович Графтио и все электролинии пришлось обновить, а точнее - заменить! Проектирование и устройство помещения электрической тяговой трамвайной подстанции (для превращения переменного тока высокого напряжения в постоянный ток для питания трамваев), каменного здания вагонного депо, коммутационных устройств и освещение депо приняла на себя фирма «Сименс и Гальске». И там всё было в порядке. Проложенные в октябре 1903 года по главному направлению к Провалу по проекту Фридмана трамвайные пути (стоимостью 10 тысяч рублей) из-за неучтённой проектировщиком крутизны склона на мощённом кубиками тесаного камня Дарьинском спуске пришлось снимать и укладывать заново по Дворянской улице, а дорогу на Дарьинском спуске стали мостить вторично за государственный счёт. Проложенную линию на улице Лермонтовской тоже пришлось разбирать и перекладывать рельсы по обходной линии через Емануелевский парк. Занимались этим подрядчик-технолог Лазарь Ильич Каган и 150 его рабочих, но уже под руководством приглашённого из Владикавказа опытного специалиста - разумеется не бесплатно, а тоже за государственный счёт. Двухэтажный жилой дом для трамвайных служащих был спроектирован и построен подрядчиком А. М. Михайловым на средства Управления Вод, но Эммануил Исаевич Лайзерович с разрешения Хвощинского устроил в этом здании контору. В итоге Хвощинского и Фридмана от должностей освободили. Благодетели «пристроили» Соломона Марковича в мастерские трамвайного депо по контракту с арендатором по эксплуатации трамвая - «Торговым домом братьев Лейцингер», чья фирма при Хвощинском была контрагентом Управления КМВ по продаже нарзана в столице, северных губерниях и Донской области. К тому времени из Варшавы в пятигорское депо уже были поставлены 12 закрытых моторных трамвайных вагонов, оборудованных двигателями постоянного тока типа «D», разработанными фирмой «Сименс и Гальске» специально для Пятигорска, и 8 открытых летних типовых вагонов. Но, по утверждению «Пятигорского листка», № 333, «заведующий трамваем инженер С. М. Фридман» за чем-то принялся в мастерских создавать свой кустарный вагон!? Тем временем занявший в Управлении Вод должность руководителя энергетического отдела достойный ученик профессора Шателена, талантливый инженер-электрик и квалифицированный специалист по электрическим сооружениям Кутейников исправлял огрехи своего предшественника и, всерьёз занимаясь любимым делом, довёл его до логического конца. Казалось бы, можно было бы забыть про нелепого Фридмана, который по окончании своего контракта в 1906 году переехал на постоянное жительство в Ростов-на-Дону и снова занялся продажей электротехнических изделий. Скончался он 17 ноября 1916 года и был похоронен на местном еврейском кладбище. Однако после Великой Отечественной войны, разбирая руины взорванной оккупантами гидроэлектростанции, в бетонной стене рабочие обнаружили замурованную в день начала строительства бронзовую доску с гравировкой «по проекту инженера-технолога С. М. Фридмана заложена гидроэлектростанция акционерным обществом русских электротехнических заводов Сименс и Гальске мая 11-го дня тысяча девятьсот третьего года». Никто не вспомнил, что соорудили её быстро, но плохо! Станция официально начала действовать уже в июле 1903, только обо всех последовавших затем неожиданностях, осложнениях и непредусмотренных затратах бронзовая доска с гравировкой, хранящаяся в Пятигорском краеведческом музее, правды не расскажет. И никто из краеведов почему-то не вспоминает о перипетиях того времени и о том, что фактическая заслуга в пуске и работе гидроэлектростанции и трамвайного хозяйства в Пятигорске - совсем не коммивояжера Самуила Марковича Фридмана, а совсем других людей. Евгений Николаевич приступил к работе в Управлении КМВ только с 13 мая 1905 года и с первых же шагов именно он стал грамотно и ответственно заведовать всеми электрическими сооружениями на курортных группах. Вот о нём не грех бы историкам курорта доброе слово молвить! Его дед Евлампий Кутейников принадлежал к роду донских казаков. Один из его предков предпочёл заняться торговым делом и переселился в вольный город Новгород. Потомок этого купца-морехода перебрался на побережье Белого моря и стал кораблестроителем. На странице 214 «Военно-морского словаря» (изд. 1990 года) об отце Евгения Николаевича сказано: «Кутейников Николай Евлампиевич (1854-1906) - кораблестроитель, генерал-лейтенант. Окончил Морское инженерное училище, артиллерийское училище морского ведомства и Морскую Академию. С 1876 г. преподавал в Морском инженерном училище и одновременно участвовал в разработке ряда проектов кораблей и судов под руководством А. А. Попова. В 1878-79 гг., находясь в Филадельфии, руководил постройкой первых русских быстроходных крейсеров. Затем возглавил постройку броненосцев на заводе Франко-русского общества. В 1890-1905 инспектор и главный инспектор кораблестроения Морского технического комитета. Участвовал в проектировании и строительстве многих кораблей, в т.ч. первых русских броненосных крейсеров «Рюрик» и «Громобой». Одновременно занимался педагогической и научной деятельностью». Яблоко от яблони недалеко падает: оба сына оставили добрый след в истории Отечества. Правда, в отличие от брата Евгений не пошёл по стопам отца, а выбрал свой путь и прошел его во всех отношениях с достоинством, по совести, по чести. Первым местом его работы в должности управляющего было Житомирское агентство общества городских и подъездных путей в России, где он проявил себя не только как выдающийся инженер, но и как рачительный хозяин, внимательный и заботливый руководитель. Эти качества отмечали его и на КМВ. До назначения Евгения Николаевича на должность руководителя энергоотдела машинисты, их помощники и служащие электростанции за свой напряжённый, требующий немалого внимания утомительный труд продолжительностью по 12 часов в сутки, и дополнительные экстраординарные ночные работы по ремонту линии, смене битых изоляторов, восстановлению проводов получали скромное вознаграждение, гораздо меньшее, чем у специалистов центральной электростанции. Второго июня 1905 года они обратились к Кутейникову с требованием повышения окладов до 50 рублей в месяц, отведении им бесплатных квартир (или выдачи квартирных денег до 15 рублей в месяц), об освобождении от ночных работ, установлении выходных дней через две недели и 9-часового рабочего дня. Пятым пунктом стояло: «В случае беспричинного увольнения от должности предупреждать об этом за два месяца или же выдавать двухмесячный оклад жалования». Евгений Николаевич не оставил требование рабочих без внимания. В том же году директором Управления КМВ Дмитрием Львовичем Ивановым было заведено дело «Об упорядочении условий найма постоянных рабочих на Кавказских Минеральных Водах». И Горный департамент счёл возможным разрешить ему ввести прибавку за добросовестную пятилетнюю службу «в размере 10% от вознаграждения», выдавать достойным рабочим награды «к праздникам святой Пасхи и Рождества Христова не свыше полумесячного оклада содержания». Более этот вопрос в энергетическом хозяйстве курортов КМВ не поднимался, значит, стороны пришли к соглашению В ежегодных отчётах директора Управления КМВ помещались подробные отчёты Евгения Николаевича. Вот одна выдержка из отчёта: «Деятельность электротехнического отдела в 1907 году была вполне планомерным развитием основ ведения эксплуатации, заложенных в это сложное и в высшей степени ответственное для Кавказских Минеральных Вод дело, обслуживание всех группных учреждений, - почти все водокачки питьевой и минеральной воды, Цандеровский институт, два светолечебных кабинета, Пятигорский и Кисловодский трамваи, а также электрическую сигнализацию во всех ванных зданиях». В отчёте были указаны основные положения рационального управления, введённые инженером-электриком Кутейниковым за первые полтора года заведования им сложнейшей отраслью курортного хозяйства, в том числе - переустройство с постоянного на трехфазный ток пятигорского светолечебного и рентгеновского кабинетов. Кульминационным пунктом всего электротехнического дела в 1907 году была постройка аккумуляторной станции в Пятигорске. Этот проект, основанный на исследованиях данных технической статистики центральной электрической станции и трамвайной пятигорской подстанции за 1905 и половину 1906 года, инженером-электриком Кутейниковым был начат ещё в 1906 году. К 1908 году он завершил работу над проектом строительства тепловой дизельной электростанции для Пятигорска, которая должна была стать резервным источником энергии для всех курортов КМВ в зимний период. Готовый проект Евгения Николаевича был одобрен Горным департаментом и осуществлён в 1912 - 1913 годах. По этому проекту под руководством М. А. Шателена и при его непосредственном участии впервые в России была осуществлена параллельная работа тепловой электростанции с гидроэлектростанцией, то есть реализована идея первой в мире энергосистемы: тепловой электростанции в Пятигорске и центральной гидроэлектростанции на Подкумке, получившей тогда же название «Белый уголь». Наличие аккумуляторной батареи напряжением 550 вольт обеспечивало мощностью от 110 до 220 кВт питание пятигорского трамвая летом на 4 часа, а в вечернее и ночное зимнее время в течение 10-12 часов. Имя Кутейникова было на устах всех курортников. На крутом берегу водохранилища рядом с железнодорожной станцией Белый Уголь садовники курорта из цепких растений-камнеломок выложили аббревиатуру УКМВ. Крепко вросшие в каменный склон цветы были ярки и свежи в течение всего дня. Пассажиры проходящих мимо поездов добродушно шутили: «У Кутейникова много воды!» Когда зелень тускнела и увядала, это значило, что есть проблемы с электроэнергией. Его супруга, Ольга Георгиевна, с 1898 года руководила одним из самых активных благотворительных обществ, в уставе которого значилась забота о лечении и отдыхе малоимущих больных, о строительстве и содержании недорогих санаториев, столовых и развлекательных учреждений. Казначеем общества был врач А. А. Крюков. Общество содержало народную школу, ночлежный дом, дешёвую столовую, народную библиотеку, студенческий санаторий, бюро труда, склад картин для волшебного фонаря, музей Лермонтова, где проходили литературные чтения и лекции. Заведующий Пятигорским курортом М. Н. Соловьёв патронировал благотворительное общество, содержавшее богадельню на 30 человек и санаторий для малоимущих. Добрые слова об Ольге Георгиевне, этой многодетной женщине, можно было встретить на страницах журнала «Кавказские курорты» того времени. Льготники получали до 30 процедур, но не более чем на два лица из одной семьи. Правом бесплатного лечения пользовались неимущие и малосостоятельные больные, малооплачиваемые офицеры, врачи, кроме дантистов и ветеринаров, а также фельдшера и акушерки независимо от имущественного положения. Она же активно добивалась приобретения городом «Домика Лермонтова», хотя все заслуги почему-то приписывают только одному Лейцингеру и Кавказскому горному обществу. Евгений Николаевич был романтиком и мечтал о мощной районной гидроэлектростанции на одной из многоводных горных рек Кавказа, о возможности электрификации не только городов, но и железных дорог в этом районе. Сохранились его расчёты в 1905 году о переводе на электротягу же лезной дороги от Пятигорска до Железноводска. Политика Кутейникова не интересовала, поэтому ни к одной партии он не примыкал. Евгений Николаевич был человеком дела! В начале 1918 года на Кавминводской группе городов установилась советская власть и инженер Кутейников внёс своё предложение о сооружении первой в России районной электростанции на реке Баксан. Предложение было принято и Евгения Николаевича назначили начальником экспедиции для проведения изысканий в горах, необходимых при постройке гидроэлектростанции. В связи с его отъездом сотрудники Управления КМВ преподнесли Кутейникову роскошный адрес со словами признания: «Глубокоуважаемый Евгений Николаевич! С чувством глубочайшего сожаления и искренней грусти мы расстаёмся с Вами, веря, что и Вам нелегко покинуть Кавказские Минеральные Воды, в работе на благо коих Вы провели лучшие и долгие годы своей жизни. Ни узкие, специально электротехнические, рамки Вашей деятельности, ни казённая постановка дела на Кавказских Минеральных Водах, ни многочисленные тернии и скорпионы... не смогли ослабить Вашей неутомимой энергии и сковать Вашу прирождённую организаторскую деятельность. Объекты Вашей творческой многогранной работы: переустроенный Пятигорский трамвай, новая «Тепловая» электрическая станция, благоустроенные в отношении освещения дачные участки Пятигорска, Ессентуков, Железноводска и Кисловодска; вся районная сеть Кавказских Минеральных Вод; многочисленные проекты Ваши, легшие в основу почти всех начинаний, направленных к развитию и улучшению Кавказских курортов (междугруппный трамвай, Тамбуканская подвесная электрическая дорога, Кисловодская электрическая станция и т.п.), создали Вам заслуженную известность не только в районе вод, но и далеко за пределами этих последних. Оборудование многих бальнеологических учреждений, грязелечебниц и светолечебных кабинетов по справедливости будет лучшим памятником Вашей работе. Вы вносили в сухое специальное дело «живую душу» и своим огнём умели захватить своих сотрудников не только по Электротехническому Отделу, но и по другим отделам. Время совместной работы с Вами, Евгений Николаевич, для Ваших товарищей и сослуживцев навсегда останется в памяти, как время интенсивного и продуктивного труда... Грандиозный масштаб и новизна Вашего нового дела Вам порукой, что Ваши таланты и творческая энергия найдут в нём достойное и всестороннее применение». Среди тридцати одной фамилии, подписавших этот документ, гидрогеолог Александр Николаевич Огильви, инженер-технолог Эрнест Эрнестович Карстенс, старший горный инженер Управления КМВ Иван Михайлович Пугинов, занимавшаяся издательской и организационной деятельностью при Управлении Вод Елизавета Ивановна Яковкина и другие. Экспедиция под руководством Кутейникова проводила изыскания на месте будущего строительства в верховьях рек Кубани (в Кабарде), Малки и Баксана. В диком Баксанском ущелье при столкновении с вооружёнными местными бандитами, где-то у подножия Эльбруса, 8 сентября 1918 года Евгений Николаевич погиб. Похоронен он на старом пятигорском кладбище. У его вдовы осталось пятеро детей - четыре сына и дочь. Семье погибшего была назначена пенсия от Комиссариата Управления Кавказскими Минеральными Водами в размере оклада содержания в должности старшего инженера-электрика УКМВ. До занятия Пятигорска белогвардейцами семья получала пенсию своевременно. Новая власть прекратила выплату пособия, мотивируя это решение тем, что инженер Кутейников состоял и погиб на службе у советской власти. Прискорбно, что именно этот факт удостоверили сотрудники Управления КМВ. Хорошо, что власти не отобрали дом, построенный Евгением Николаевичем для своей семьи на Вельяминовском проспекте (ныне угол ул. Заводской и ул. Разина, № 15). Теперь улица Заводская носит его имя, на доме установлена мемориальная доска. А тогда несчастной вдове даже после вторичного установления советской власти не сразу удалось добиться справедливости по отношению к семье погибшего за правое дело энергетика. Руководству Пятигорского бальнеологического института - директору Огильви, заведующему физико-химическим отделом Карстенсу. Инженеру по минеральным источникам Володкевичу и главному инженеру курортного Управления КМВ Пугинову 29 июня 1927 года пришлось подписать вдове инженера Кутейникова документ, удостоверяющий, что её муж «состоял на службе в Управлении Кавказских Минеральных Вод в качестве старшего инженера-электрика и заведующего всеми электрическими сооружениями на группах Кавказских Минеральных Вод с 13 мая 1905 года». Задуманная Евгением Николаевичем Баксанская ГЭС была построена и вошла в строй в октябре 1936 года. И никто не вспомнил о застрельщике этого начинания. В 1943 году отступавшими гитлеровцами были взорваны и сожжены многие здания, в том числе уничтожена пятигорская тепловая электростанция. От её трёхэтажного здания сохранилась лишь часть стены уличного фасада с двумя оконными проёмами, дверью, двумя маршами лестницы с каменными ступенями и металлической решёткой скреплённых заклёпками перил. В 1980 году энергетики выступили с инициативой сооружения памятной стелы в ознаменование первой в России (и в мире) параллельной работы дизельной и гидравлической станций в Пятигорске в 1913 году. Предложение поддержали. Объявили конкурс. Из пяти представленных проектов лучшим был признан проект архитектора В. Огнетова. Несколько организаций приняло участие в его осуществлении и 25 января 1985 года «Памятник в честь первой энергосистемы» был торжественно открыт на главной улице города. На аллее, идущей от этого памятника к Пятигорским электрическим сетям, есть и портрет Евгения Николаевича Кутейникова. Тридцатого мая 1983 года в ознаменование 80-летия Пятигорских электрических сетей на этом предприятии был создан музей, освещающий первые шаги отечественной энергетики. Дочь Евгения Николаевича, Наталья Евгеньевна, передала в фонды этого музея документы и фотографии своего отца. В октябре 1989 года сохранившаяся подлинная часть стены тепловой электростанции была реставрирована. На митинге в честь установления памятной мемориальной доски на этой стене присутствовали сноха и внук Евгения Николаевича - Евдокия Иосифовна и Валерий Александрович Кутейниковы. В Пятигорском некрополе в 1991 году с участием Евдокии Иосифовны было установлено место захоронения Евгения Николаевича и по представлению краеведов предприятием «Пятигорские электросети» на его могиле под Машуком установили мраморный памятник с фотографией. Металлическая оградка вокруг памятника повторяет рисунок знаменитой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге в ознаменование того, что здесь похоронен выходец из северной столицы. Светлая ему память! Г. И. ШЕВЧЕНКО, член Союза писателей России |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |