| статьи | праздник застывшей музыки |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Праздник застывшей музыки • Пятигорский театр опереттыОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Праздник застывшей музыки

Старый Пятигорск

Пятигорский театр оперетты

От него трудно оторвать взгляд. Золотистый кирпич, тронутый патиной времени, и серебристый машукский камень. Причудливые изгибы стен, неожиданно переходящие то в «фонарь», то в балкон, то в нишу. Полная свобода в форме и размерах окон. Спрятанный в глубине лоджии парадный вход, который выглядит особенно монументально благодаря двум массивным колоннам. Кованные кружева балконов и ограды. И рассыпанные по всему фасаду изящные декоративные панно из голубых керамических плиток с легким, словно воздушным, белым узором.

Разглядывая это чудо, понимаешь, почему архитектуру называют «застывшей музыкой» – ведь любая деталь, украшающая здание, звучит, как мелодия, созданная композитором. И радуешься, что не зря был придуман Всемирный день архитектуры, праздник всех зодчих нашей планеты и всех ценителей их творчества. Отмечается он в первый понедельник октября. В этот день архитекторы, собравшись вместе, делятся своим опытом, мыслями, идеями, обсуждают насущные проблемы. А для ценителей архитектурных шедевров лучше всего отметить этот день, отправившись на встречу с образцами «каменной музыки», которые подарят нам радость встречи с прекрасным

Жителям и гостям Пятигорска сделать это нетрудно. На улицах города сохранилось немало замечательных памятников архитектуры, созданных зодчими разных времен: братьями Бернардацци, Иоганном Вильстером, Самуилом Уптоном, Владимиром Грозмани, Иваном Байковым, Владимиром Семеновым, Марианом Перетятковичем, Евгением Шреттером и многими другими, чьими трудами и стараниями создавался неповторимый облик Пятигорска. Ознакомиться со всеми сразу, конечно, невозможно. Давайте коснемся лишь зданий, построенных Андреем Ивановичем Кузнецовым, – к их числу принадлежит и то, с которого мы начали разговор о «застывшей музыке».

Для этого нам надо вернуться на сто с лишним лет назад, в начало ХХ века. Для курорта у подножья Машука это было время бурного строительства, когда и в центре, и в новых районах на окраинах, и на улочках старинного, лермонтовского, Пятигорска вырастали гостиницы и лечебницы, рестораны и кафе, дачи и частные особняки. Процветали большие и малые строительные компании. Во всю работали песчаные и каменные карьеры, кирпичные, известковые, алебастровые заводы, плотницкие и кузнечные мастерские. Не знали отбоя от заказчиков архитекторы и инженеры-строители, едва успевавшие выполнять проекты новых зданий, один оригинальнее другого.

Именно тогда появился в Пятигорске выпускник Петербургского института гражданских инженеров, сын крупного новочерчасского конезаводчика, Андрей Иванович Кузнецов. Очень быстро он сумел не только вписаться в среду местных зодчих, но и выделиться среди них своим индивидуальным «почерком», который отличает все построенные им здания. Их немало – и в Железноводске, и в окрестностях Пятигорска, но более всего в самом городе, где они составляют целый этап истории здешнего градостроительства. Вот лишь некоторые, самые заметные творения Кузнецова: изящное строение Тиличеевских (ныне Пироговских) ванн в Провальском курортном городке. Белый, с изразцовыми вставками особняк Мациевского на центральном проспекте (отделение Сбербанка). Величественная громада Азово-Донского банка – его многие годы занимал один из корпусов фармацевтического института, позже Фармакадемии. Внушительное и одновременно легкое, веселое здание Всесословного клуба, занятое ныне Театром оперетты. Каждое не может не привлекать всеобщего внимания.

И все же особняк на улице Суворовской, тоже построенный Кузнецовым, выделялся среди них особой красотой и элегантностью. Секрет тут прост: архитектор строил его для своей семьи. Он вложил в этот особняк весь жар своей души и силу таланта – чтобы радостно и покойно жилось там его красавице-жене и двум дочерям – Вере и Валентине. Он даже поместил по обеим сторонам парадной двери фигуры сфинксов, этих древних стражей покоя и благополучия, а над ними, на стенах – древнеегипетские символы, долженствующие оберегать обитателей дома от бед и несчастий.

Увы, не помогли ни сфинксы, ни символы. Да и сами они не уцелели в вихре грозных событий последующих лет (те, что стоят сегодня – новодел). А покой и радость ушли из особняка на Суворовской едва ли не через год после новоселья. Кузнецов заболел, уехал в Москву на операцию, и, вернувшись, расстался с супругой. Почему это произошло так внезапно и неожиданно, по чьей вине это случилось? Об том стены особняка молчат до сей поры.

Хозяева оставили дом. Вначале Андрей Иванович уехал строить дорогу в Закавказье, а спустя еще год грянули события семнадцатого года, заставившие и Елену Константиновну с дочерьми бежать из Пятигорска. В покинутый дом покой и тишина так и не вернулись. Сначала, как и соседние особняки, он был заселен беднотой из подвалов и предместий. Потом его заняли под школу-коммуну для беспризорников, а после войны разместили обычную школу.

Впрочем, есть у нее одна особенность, как бы оставшаяся в наследство от строившего особняк зодчего. Глубоко почитавший гений Лермонтова, Кузнецов явно неслучайно избрал местом жительства старинный квартал, где многие здания были связаны с великим поэтом. И даже ограду своего особняка он предназначал первоначально для памятника на Месте дуэли. Заповедный Лермонтовский квартал и ныне окружает школьное здание. Его могучая духовная аура, как и близкое соседство музея Лермонтова, не могут не влиять на ребят, которые учатся в этой школе: неслучайно из ее стен вышло немало людей гуманитарного труда

О том, что дом построил талантливый архитектор, украсивший Пятигорск многими замечательными зданиями, было забыто напрочь. И лишь десятилетия спустя краеведы с большим трудом выяснили это. Слава Богу, сегодня об авторстве Кузнецова в городе хорошо знают. Но все же не мешало бы сохранить о нем память, поместив мемориальную доску на стене этого чудесного особняка, о котором еще не раз будем вспоминать, отмечая Всемирный день архитектуры.

Вадим ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ, «Кавказская здравница»


«Доктор Ф. П. Конради»
«Архитектор М. М. Перетяткович»
«Первый главный врач курортов»
«Коста Леванович Хетагуров»
«Владимир Сергеевич Голицын»
«Евгений Николаевич Кутейников»
«Василий Петрович Крейтон»
«Сергей Сергеевич Прокофьев»
«Сергей Иванович Танеев»
«Кисловодский историко-краеведческий музей КРЕПОСТЬ»
«Казачья станица Кисловодская»
«Фельдмаршал А. И. Барятинский и Ставрополье»
«Ессентукская грязелечебница»
«С думой о благе курортов» (Н. Ф. Ртищев)
«Непревзойденный мастер фотографии»
«Эти романтические гроты»
«Иван Васильевич Сабанеев»
«Притяжение Ушбы»
«Город-сад у горы Бештау»
«Секреты Графского ключа»
«Китайская беседка в старом Пятигорске»
Сотворение «Цветника»
«На благо и пользу Кавказских Вод»
«Купальный сезон у колодца Нарзана»
«Зеленый юбиляр»
«Едва не пленивший Наполеона, или прототип в пушкинской повести «Метель» «Средневековая Алания в свете археологических исследований»
«Иван Иванович Володкевич»
«В пятигорском Некрополе открыт памятник А. С. Грибоедову»
«Парадоксы забытой улицы»
«Где Лермонтов жил в Железноводке?»
«Бальнеологический институт в Великой Отечественной войне»
«Кавказские страницы семьи Чайковских»
«Есть на Кавказе пик Динника»
«Праздник застывшей музыки»
«Пятигорские нарзаны»









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!