| пятигорск | статьи | сергей сергеевич прокофьев | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | СТАТЬИ Сергей Сергеевич Прокофьев | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Сергей Сергеевич ПрокофьевСергей Сергеевич Прокофьев Прокофьев - корифей и создатель классической музыки ХХ века. Величайший русский мелодист, чье искусство дышит могучей жизнеутверждающей силой. Музыковед М. И. Нестьева пишет: «Ему повезло. Казалось, само время благоприятствовало будущему композитору. Его талант формировался на рубеже веков, мужал и грохотал в один из ярких периодов истории страны и ее культуры...». Прокофьев пришел в этот мир 11/23 апреля 1891 года. Он родился в имении Сонцовка, неподалеку от города Донецка. В юности у Сергея Сергеевича был альбом, в котором он просил друзей писать только о солнце. В тот альбом записала жена Достоевского свою известную фразу: «Солнце моей жизни - Федор Достоевский». Ф. И. Шаляпин тоже оставил автограф: «Самая широкая тропа – на солнечной стороне, и обязательно, к солнцу». Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева словно пронизана солнечным светом, исполнена светлой радости бытия. Крупнейший пианист современности Артур Рубинштейн назвал Прокофьева «королем солнца». Увлечение музыкой у Сергея началось с раннего детства. Его мать вполне прилично играла на рояле, в доме постоянно был инструмент, и, будучи ребенком, в возрасте девяти лет Сергей написал трехактную оперу «Великан». Первым его учителем был композитор Р. М. Глиэр. Еще мальчиком Сергей с матерью посещал концерты и спектакли в благородном собрании и в ноябре 1902 года слушал Ф. И. Шаляпина, «...и какое чудо на его концерте в переполненном зале видел С. И. Танеева и А. С. Аренского». Сергей много читал русскую классику, конечно, первый восторг у него вызвали стихи А. С. Пушкина, читая Лермонтова, все мечтал «увидеть землю Лермонтова своими глазами». В 12 лет он сочинил свой первый, посвященный матери, романс на стихи любимого поэта: «Скажи мне, ветка Палестины». В первый раз Прокофьев приехал в Ессентуки на каникулы в 1909 году студентом консерватории. «Отправляясь на Кавказ, я заранее решил бездельничать, не взял с собою ни нот, ни книг, ни даже шахмат...» - писал юноша. Однако так продолжалось недолго, снова его увлекла родная атмосфера музыки и творчества. «Ессентуки мне очень понравились, - сообщал он, приехав впервые на Воды, - я сделал оттуда ряд набегов на соседей, на Железноводск, Кисловодск, Бештау, Пятигорск и т.д. и, по прошествии десяти дней, вместо того, чтобы быть дома, очутился в Кисловодске. Как оказалось, в Кисловодске собрался весь музыкальный мир. Глазунов, Сафонов, Есипова, Калантарова, Збруева. Здесь теперь не так пустынно. Ездим иногда верхом или ночью играем в крокет при луне». В письме к другу, композитору Николаю Яковлевичу Мясковскому, Прокофьев писал: «Прощай, 31 августа уезжаю дней на десять в Ессентуки, где моя маменька лечит свой ревматизм». И уже 24 августа 1909 года пояснял: «Оказывается я прокавказился гораздо дольше, чем предполагал...». Кто теперь не знает, не любит солнечную и мужественную музыку Прокофьева? Любители театра восхищаются «Ромео и Джульеттой», замечательными операми «Игрок», «Дуэнья», «Семен Котко», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке». Все знают «Любовь к трем апельсинам», великолепную музыку к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный», «Лермонтов». Для детей Прокофьевым созданы балет «Золушка» и симфоническая сказка «Петя и волк». Его оркестровые концерты, симфонии и сонаты - классика отечественной музыки. Многие крупные творения создавались Сергеем Сергеевичем на Кавказских Минеральных Водах. С этими курортами Прокофьев был связан в продолжении почти всей жизни. Восемь раз с 1909 по 1941 год приезжал он сюда и вспоминал о проведенных месяцах как о самом урожайном периоде. 1911 год стал для Прокофьева особо насыщенным в творческом отношении. Сергей Сергеевич написал Первый концерт для фортепиано, летом сочинил одноактную оперу «Маддалена» по одноименной пьесе барона Ливена. В этот приезд Прокофьев поселился в Кисловодске в районе Ребровой балки, в красивом особняке купчихи Ушаковой. В наши дни там находится литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» Насладившись природой Кавказа в первый приезд, теперь Сергей Сергеевич весь отдался музыкальным занятиям. В том же письме Мясковскому Прокофьев сообщал: «В вашей сонате я разобрался. Это - очень хорошая вещь, которую я выучу и включу в свой концертный репертуар... Недалеко от нас - в Пятигорске - поселился С. И. Танеев. Я довольно часто с ним вижусь. На днях намерен сыграть ему вашу сонату. Фугу я уже показывал между делом, и она была одобрена». Мясковский отвечал ему: «Милое, заботливое создание с Ребровой балки, чрезвычайно признателен Вам за Ваши невероятные хлопоты с моим бедным талантом и нудным детищем...». Летом следующего года Прокофьев писал из Ессентуков: «Кроме занятий моим концертом, буду приводить в окончательный порядок оперу «Маддалену», писать партитуру и клавир, а это довольно колоссальная работа - страниц 300–400 нотного письма. Буду также заканчивать мой опус 12 - Гавот, Скерцо, Сонатину № 3. Прощай, пиши в Ессентуки, Вокзальная улица, дом Кирша». В другом письме он жаловался: «На моем ессентучном пианино не хватает нот (неисправны), так что пару пассажей при всем желании выучить нельзя». Второй месяц этого лета Прокофьев провел в Кисловодске. «Здесь, в Кисловодске, очень ничего: тепло и светло. Пианино приличное, комната уютная, никто не мешает... По части сочинительства мой выбор пал на Сонату опус 14, сочиняется быстро, и даже прирастается пятая часть» Широкая зеленая улица в Кисловодске, где жил Прокофьев, называлась тогда Российской (ныне имени Желябова). Работалось легко, уже к концу августа он выполнил «намеченное сочинение» и сообщил, что скоро вернется домой. И в этом году Сергей Сергеевич встречался на Водах с С. И. Танеевым В Московском музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки хранится кисловодский снимок Прокофьева, помеченный 1912 годом. На нем запечатлены композиторы С. И. Танеев, П. И. Васильев и молодой С. С. Прокофьев, только что закончивший Петербургскую консерваторию, где учился у А. К. Лядова и Р. М. Глиэра. Биограф Танеева, видный музыковед Григорий Борисович Бернандт сообщил нам адрес одного из тех, кто был снят на фотографии 1912 года, композитора, музыкального деятеля Пантелеймона Ивановича Васильева, и он, по нашей просьбе, написал воспоминания об этом прежде неизвестном периоде жизни Прокофьева: «Мы в тот год остановились с С. И. Танеевым в Пятигорске, в доме Бобровых. Отправившись однажды на прогулку в Кисловодск, мы встретили там С. С. Прокофьева... Сергей Иванович знал Сережу еще ребенком. Дня через два Прокофьев, по приглашению Танеева, приехал в Пятигорск. После обеда, чтобы нас развлечь, Танеев предложил нам прочитать с листа знаменитое «трио» масок из оперы «Дон Жуан» Моцарта, которого Сергей Иванович любил и весьма высоко расценивал как композитора. Сам Танеев композиторским голосом вел свою партию, я от стеснения пел недостаточно уверенно, а Прокофьев так и совсем не справился со своей строчкой». Там же сохранилась открытка с видом Бештау и автографом Сергея Сергеевича: «Привет с вершины Бештау! Вот уже три часа, как мы с 10-персонной командой лазаем на эту трехверстную гору. С высоты горы кричу ура в вашу честь - Вера Владимировна Алперс». Прокофьев несколько преувеличил: высота Бештау не три версты, а всего лишь полторы, или 1400 метров, но музыканту это простительно... С. И. Танеев очень ценил талант Прокофьева. Сам Сергей Сергеевич в воспоминаниях писал: «...однажды летом я встретился с Сергеем Ивановичем на Кавказских Минеральных Водах. Профессор любил дальние прогулки, в которых его обычно сопровождали двое или трое учеников. Во время этих прогулок затевалась следующая игра: кто-нибудь напевал тему, и тому, кто скорее отгадывал, откуда она, засчитывалось очко». Теплые, дружеские воспоминания о Танееве Прокофьев сохранил на всю жизнь. В августе 1912 года в Кисловодске композитор закончил Вторую сонату для фортепиано, впоследствии с блеском исполняемую самим автором. «...В Ессентуках, – сообщал Прокофьев Мясковскому, – ...пишу не особенно торопливо, четыре прозрачных странички в день, но зато с истинным наслаждением: не партитура, а прелесть, конфетка шоколадная, да еще с дорогим ликером внутри». В письмах он жаловался на скверное пианино в его ессентукском жилище, но работа продолжалась... Критика достойно оценила эти произведения. Музыковед Б. В. Асафьев говорил: «Крылья воображения настолько окрепли, что на каждом шагу слышно свое волевое и упрямое стремление, свое слово: «так хочу, пусть так будет». В концерте 12 августа в кисловодском Курзале участвовал и Прокофьев. Дирижировал оркестром В. Бердяев, исполняли Первый концерт для фортепиано с оркестром, Первую сонату, Гавот, Марш, Прелюд из опуса 12. Хотя новаторская манера молодого композитора не всем была в те годы понятна, в газетах Сергея Сергеевича называли «магнитом для публики», а его исполнение непревзойденным. На концерты публика ходила не только слушать Прокофьева, но и спорить о новой музыке. В следующих концертах Сергей Сергеевич исполнял 2-ю и 3-ю сонаты, «Токкату» и часть «Мимолетностей». В ноябре Прокофьев определил планы написания «Третьего концерта» и стал обдумывать Кантату. Уже через полтора месяца значительная часть задуманного им была написана. В том году композитор весь ушел от действительности в царство звуков. Творческая волна вознесла его над всеми прочими треволнениями жизни. Он жаждал создать нечто «величественное, волнующее, космическое» и, не замечая революционных событий, жил в мире философии, музыки прошлого. В Ессентуках Прокофьев начал создавать кантату «Семеро их» - крупное произведение для оркестра, хора и тенорового соло. Это широкое музыкальное полотно было навеяно стихотворением К. Д. Бальмонта «Зовы древности» о халдейском заклинании, высеченном на ассиро-вавилонском храме. В этой клинописи, расшифрованной востоковедом Г. Винклером, упоминаются семь страшных великанов, повелевающих миром. «Грозные халдейские великаны, страшные, как «палящий вихрь», видимо, олицетворяли в его представлении ненавистный старый мир, ужасные силы зла, ввергнувшие человечество в пучину войны», – писал биограф композитора В Центральном государственном архиве мы разыскали письмо К. Д. Бальмонта о Сергее Прокофьеве, адресованное жене: «Кого бы я хотел иметь своим сыном - это музыканта Прокофьева. Да и он любит меня, как сын. Мы тут с ним провели дня четыре художественно. Он провел все эти месяцы в Кисловодске. Написал ряд произведений, главное из них симфония «Семеро их» на мои слова. Это какой-то огненный вихрь, это вулканическое безумие. Кусевицкий сказал мне, что такой партитуры еще не было на земном шаре. Это будут разучивать целые полгода: оркестр не менее чем в 120 инструментов и хор в 200 человек». Через несколько лет С. А. Кусевицкий в Париже дирижировал исполнением этого произведения. В наши дни оно звучало под управлением Г. Н. Рождественского и хормейстера К. Б. Птицы на Эдинбургском фестивале в Англии и было удостоено «Большого приза». «Прокофьев – один из тех, кто интуитивно пошел навстречу самой жизни и своей дерзкой музыкой восхода солнца в «Скифской сюите» воплотил романтику радостного представления грядущего». Чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, Чтоб видеть солнце И выси гор. .................... Я в этот мир пришел, Чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь. Я буду петь о солнце В предсмертный час!.. К стихам популярного в то время поэта-символиста К. Д. Бальмонта Сергей Сергеевич обращался часто и написал на них хоры «Белый лебедь», «Волна», «Есть другие планеты», «В моем саду». Бальмонту посвящен, написанный Прокофьевым на Водах Третий фортепианный концерт. Солнечная музыка Сергея Сергеевича нравилась «солнцепоклоннику» Бальмонту. А композитора в посвященном ему стихотворении он назвал «солнечным богачом». В альбоме для автографов, где Прокофьев просил писать только о солнце, Бальмонт, «влюбленный в Сережу, как в сына», начертал: Чтоб твоя душа всегда была жива, – Разбросай в напевах золото по стали, Влей огонь застывший в звонкие слова. Критик И. Мартынов написал, что Третий фортепианный концерт Прокофьева - одно из самых замечательных произведений этого жанра. Вот уж более полувека он не сходит с эстрады всех стран мира Светлая и мужественная музыка С. С. Прокофьева бессмертна. Позднее, работая над музыкой к фильму «Лермонтов», композитор не раз вспоминал Кавказ, «где так легко работалось, мечталось и жилось». И сегодня людям близка музыка Сергея Сергеевича, полная света и мужества. И местом, где он создавал такую музыку, был солнечный Кисловодск. В 1917 году в Ессентуках Прокофьев, как всегда скучал по Петрограду и столичным друзьям. Его тяготило это «пленение на острове», почти годовое отсутствие концертной деятельности, «беспросветность на ближайшее будущее», - на что он жаловался Асафьеву. Правда, летом Сергей Сергеевич участвовал в кисловодских концертах, исполняя собственные произведения. Сейчас кажется странным, что в те годы новаторские композиции Прокофьева, случалось, были «непонятны» даже профессионалам, приверженцам традиционной мелодической музыки, и они шутили, что меломаны ходят на его концерты, чтобы спорить: музыка это или не музыка. Еще в 1916 году зарождались первые темы Классической симфонии Прокофьева. Здесь, на Кавказе, она выросла в цельное широкое произведение - первое законченное им после Октябрьской революции. Прозвучала симфония в Петрограде, в Капелле, под управлением автора. Ее слушал нарком просвещения А. В. Луначарский. По дорожкам ессентукского парка снова бродит задумчивый высокий молодой человек, то несет в графине воду ессентуки № 17 для заболевшей матери, то наполняет для нее стаканы у бюветов источников. Мать снова приехала на лечение и выписала сюда сына, опасаясь оставить его одного в охваченном революционными событиями Петрограде, где только что произошли июльские события. Добровольное «пленение» композитора затянулось до весны 1918 года. Погруженный в творчество, философские искания, музыкант, ничего не замечая вокруг, писал из «кавказского рая»: «Ессентуки - благодатный край, куда не докатываются волнения и голодовка, где жаркое солнце и яркие звезды, где спокойно можно инструментовать симфонии, читать Куно Фишера и смотреть в телескоп... Пребывал в Ессентуках в обществе Канта, семерых дьяволят и красавца Бештау, который раскинулся прямо перед моим окном». Со встреченным здесь школьным приятелем - поэтом Борисом Вериным Прокофьев обменивался шуточными экспромтами, пока еще нигде не опубликованными: В Ессентуки приехал Верин. И вот, своим привычка верен, С утра до ночи крепко спит. Забыв невзгоды и печаль. В тиши глухой глухого тыла Мы с Сержем ночью смотрим в даль. 9.VIII – 17. Боря Верин В октябре Сергей Сергеевич предпринял путешествие в Теберду, любовался видами Домбая, прошелся по Военно-Сухумской дороге. Эта поездка оставила у него яркие, незабываемые впечатления. С Ф. И. Шаляпиным Прокофьев был знаком с 1914 года, но близко сойтись, как случилось в то лето, им еще не доводилось. Радостно Сергей Сергеевич сообщал 6 августа Б. В. Асафьеву: «Вчера видел Шаляпочку и много говорил с ним о путях оперного развития». Можно предполагать, что такие беседы с великим певцом и артистом не прошли бесследно для будущего автора многих опер. В это время развивались революционные события на Кавказе. Биограф композитора И. Нестьев рассказывал: «Кисловодск превратился в мешок, из которого нельзя было выбраться. Жил С. С. Прокофьев в гостинице «Гранд-отель». Однажды там была облава, вооруженные рабочие искали оружие, вылавливали белогвардейцев-заговорщиков. К Прокофьеву, узнав, что он музыкант, отнеслись дружески. Впервые он убедился, что «человек с ружьем» беспощаден к врагам, но ценит и уважает носителей подлинной культуры». Только в марте 1918 года композитор покинул Кавказ и, получив от Кисловодского совдепа охранную грамоту, отправился в Москву. Пятигорье стало родиной многих его произведений. В следующие приезды, в 1937, 1938 и 1939 годах, композитор-пианист апоявлялся на Водах уже признанным мастером бесспорно замечательной музыки, автором многих зрелых произведений. В 1939 году Сергей Сергеевич жил в кисловодском санатории РАБИС (потом он назывался «Стеклянная струя»). Там же отдыхала актриса, режиссер Серафима Германовна Бирман. Она вспоминает, как познакомилась и на всю жизнь «очаровалась» Прокофьевым, который «черными значками нот выразил чувства, самые высокие, свои думы о жизни и человеке». В то время Прокофьев писал оперу «Семен Котко». В письме из Кисловодска С. М. Эйзенштейну композитор признавался: «Я сейчас по уши в опере, которую уже сейчас начал разучивать...». Серафима Бирман была режиссером этой оперы в театре имени К. С. Станиславского и рассказывала, как проходил творческий процесс: «Семен Котко» занимал все его помыслы. Казалось, что спектакль этой оперы без антрактов денно и нощно идет в самом Сергее Сергеевиче Прокофьеве... Помню маленькую палату в санатории, которую занимала я, а в комнате - Сергея Сергеевича, пришедшего познакомить меня со своим произведением. Меблировка моей комнаты была крайне несложная: стол, два стула, кровать и шкаф... О рояле не могло быть и речи. И все же, не выходя из этой тесной санаторной обители, Прокофьев сыграл! И спел! От «а» до «z» оперу «Семен Котко»!!! Кровать он превратил в рояль... он сел на край стула, как это делают пианисты на концертной эстраде, затем опустил руки на кровать, покрытую белым пикейным одеялом. Но мне было ясно: он не видит одеяло, перед ним клавиатура драгоценного рояля». Бирман рассказывала, как композитор заставлял ее не только слышать, но и видеть всю оперу. Пел сам и за солистов и за оркестр. Для нее все это было очень важно: именно ей предстояла постановка этой оперы в театре имени К. С. Станиславского Возвращаясь с Кавказа осенью 1939 года, Прокофьев в Москве завершил оркестровку оперы, а 23 июня 1940 года состоялась её премьера. Сюжет оперы взят из повести В. П. Катаева «Я сын трудового народа». Кто мог сказать в ту осень и зиму, что эстетствующий, аполитичный Прокофьев станет не только крупнейшим композитором нашей страны, но напишет одну из первых советских опер и завершит её опять-таки на кавказских курортах в 1939 году?! Музыковед С. Шлифштейн, биограф Сергея Сергеевича, отмечал: «Опера «Семен Котко» - одно из наиболее выдающихся творений в современной оперной литературе. Первоклассно по мастерству, превосходно по музыкальному материалу, глубоко реалистическое по содержанию и средствам музыкального выражения, оно в то же время от начала до конца пронизано интонациями народной песни и русской, и украинской». Творение Прокофьева «Семен Котко» - вершина оперного искусства конца ушедшего ХХ века. Собирая материалы о кавказском периоде жизни Прокофьева, мы обратились к вдове композитора - автору нескольких либретто для его опер. М. А. Мендельсон-Прокофьева предоставила нам фотографии и письма того периода, рассказала о пребывании с мужем в Кабарде в годы Великой Отечественной войны, сообщила программы концертов Прокофьева, когда, находясь в Нальчике, композитор выезжал с группой артистов МХАТа. Дворцы здоровья в ту пору превратились в военные госпитали. В них Сергей Сергеевич часто давал концерты для раненых. На одном из них, в Ессентуках, состоявшемся 21 октября 1941 года, в самое тяжелое для Москвы время, вместе с Прокофьевым выступали артисты МХАТа И. Москвин и А. Тарасова, певец А. Доливо, В. Рыжова, композитор В. Нечаев, скрипач Б. Сибор. Сергей Сергеевич играл Прелюд, Гавот, «Сказки старой бабушки» и марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Такие концерты шли с большим успехом. А Кавказ даже в суровые дни вдохновлял на творчество. В это же время завершилась работа Прокофьева над оперой «Война и мир» - отклик на происходившие события. Живя в Нальчике, композитор заинтересовался музыкальным фольклором кабардинцев и на его основе создал Второй струнный квартет. «По добно Глинке и Балакиреву, также слышавшим музыку Кавказа «в натуре», – писал И. Нестьев, - Прокофьев по-своему претворил особенности фольклора, обновляя и осовременивая народные традиции средствами нешаблонной гармонизации». Эти сочинения Сергея Сергеевича Прокофьева, дышащие осовремененным фольклором, народными кавказскими мотивами, и сегодня часто звучат в концертных залах и на эстрадах. Их охотно слушают все: народы гор и равнин, люди любой национальности, кому внутренне присуща любовь к прекрасному. Трудно сейчас назвать музыканта, который бы подобно С. С. Прокофьеву с такой широтой и разнообразием «обновил музыкальный репертуар эпохи» и завоевал такую всемирную известность. Свет далекой звезды еще долго озаряет землю после того, как звезда угасла. Так будет и с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Его современник, другой композитор Д. Б. Кабалевский писал: «Прокофьев прожил не слишком долгую жизнь. Он изъездил чуть ли не весь мир. Он встречался едва ли не со всеми известными музыкантами, артистами, писателями и режиссерами - своими современниками. Он видел и слышал почти все, что было рождено искусством его времени». Б. М. РОЗЕНФЕЛЬД, искусствовед, заслуженный работник культуры России |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |