В нынешнем ноябре исполняется 150 лет со дня рождения замечательного фотографа и фотоиздателя Григория Ивановича Раева, который родился в Пятигорске в 1863 году и здесь же начал свой путь к вершинам профессионального мастерства.
Первым наставником Раева стал известный фотограф Александр Карлович Энгель. Энгель привил мальчику страстную любовь к видовой фотографии, а также умение ценить фотолетопись исторических событий. Позже ученик превзойдет своего учителя и через всю жизнь пронесет чувство благодарности к нему - «мой учитель из Вены», так он его называл.
Ему принадлежат многие уникальные работы, связанные с памятью о Лермонтове. Место гибели М. Ю. Лермонтова в нашем городе сразу отмечено не было. Участники дуэли вскоре разъехались из Пятигорска. Лишь в 1878 году Раев со своим учителем Энгелем нашли приблизительное место дуэли поэта и установили на нем памятный камень. Через три года, в 1881 году, там был воздвигнут скромный обелиск. Тогда же, в 40-летие гибели Лермонтова, Раев и Энгель сфотографировали чествование памяти поэта.
Овладев искусством фотографирования, Григорий Иванович со временем перешел на службу к другому известному фотографу - Иоганну Ланге. Около трех лет, в 1884-86 годах, Раев был его ближайшим помощником. Затем совершенствовал свое мастерство у фотографов Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, Тифлиса. Ученичество у таких мастеров предопределило его дальнейшую судьбу.
Получив признание специалистов, в 1887 году Григорий Иванович вернулся в Пятигорск и открыл здесь свое собственное дело. Сначала он арендовал, а затем купил ателье Энгеля в Пятигорске. Сейчас на этом месте находится здание Театра музыкальной комедии.
Много оригинальных и запоминающихся снимков фотохудожник сделал в родном городе. Так, в полдень 16 августа 1889 года Раев и Энгель с колокольни Спасского собора запечатлели торжественное открытие памятника Лермонтову, а спустя четыре часа эти уникальные фотографии уже продавались в Лермонтовском сквере. Одна из них хранится в фондах Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.
По-разному поступали в собрание музея Раевские работы. Одни были подарены, другие - приобретены. Сегодня в коллекции Лермонтовского музея более 100 фотографий мастера.
Фотограф много путешествовал по миру. Он побывал в Париже, Лондоне, Каире, Стокгольме, Кельне, Вене, Константинополе и других зарубежных городах. «Глазами русского смотрел я на заграницу, - вспоминал он. - Не блеск богатства интересовал меня там, а то, что характеризовало жизнь народа, его историю». Путешествуя, Раев устанавливал контакты с зарубежными издательствами, которые печатали почтовые открытки. И уже в начале 1900-х годов появились первые открытки с лучшими фотоснимками мастера.
Беспокойный характер художника требовал от фотографа большего, и он налаживает выпуск альбомов с видами Кавказа, которые пользуются большой популярностью. Видовые альбомы Раева выходят большими тиражами на Западе. В фондах нашего музея хранится около 10 альбомов с видами Кавказа. Один из них является раритетным, поскольку содержит не репродукции его работ, а подлинные фотографии Григория Ивановича. Набор из 31 фотографии. Паспарту их украшает гирлянда, составленная из полученных им наград. Среди его отличий - серебряная медаль Географического общества за великолепную панораму Большого Кавказа. Он удостоен четырех золотых и девяти серебряных медалей, множества дипломов и знаков признания его мастерства. В 1896 году русского фотографа пригласили в Лувр, где ему был вручен орден Почетного легиона и особый приз - «Золотой фотоаппарат». А в Пятигорске его наградили похвальным листом за экспозицию комнатных растений.
В 1910 году Григорий Иванович стал заместителем председателя Кавказского Горного общества и участвовал в организации Лермонтовского музея в Пятигорске. Замечательно, что такой человек стоял у его истоков.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!