пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Фотолетописец Кавказа • «Памятники Отечества»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Фотолетописец Кавказа

Григорию Ивановичу Раеву довелось жить и работать и в прошлом, и в нынешнем столетиях. В его фотоснимках, над которыми он трудился с вдохновением художника, нам оставлен мозаичный портрет целой эпохи в истории Северного Кавказа. Не случайно, Академия наук СССР приобрела у Раева в свое время около трех тысяч негативов со снимками природы. А по видовым открыткам с фотографиями Раева можно изучать историю городов Кавминвод.

Это был высокий, худощавый старик с острой седой бородкой, внимательными серыми глазами и доброй улыбкой. Голову его всегда покрывала тюбетейка, цветная летом и черная в зимнее время года. Одевался фотограф скромно: летом — белая толстовка, зимой — черный пиджак и шляпа того же цвета.

Раев родился в Пятигорске 17 ноября 1863 года. Его отец служил смотрителем в офицерском доме. Не стало отца, когда Грише исполнилось всего пять лет. Через несколько лет мать, Анна Васильевна, вышла замуж за кисловодского арендатора ресторана Александра Эдуардовича Гудсона. Заботы о большой семье, в которой со временем стало четыре сына и три дочери, вынудили отчима отдать пятнадцатилетнего Григория в ученики к фотографу А. К. Энгелю.

«Замечательным художником Кавказа» называли его тогда. Ученичество у такого мастера предопределило судьбу юноши. Ему пришлось ездить по разным городах Кавказа, бывать в Тифлисе в Владикавказе, где у Энгеля были фотографические мастерские. Про работав у него более пяти лет. Раев переходит в ателье менее известного мастера И. Лангене. Затем совершенствует свое мастерство у фотографов Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, Тифлиса. В Тифлисе его наставником стал Дмитрий Иванович Ермаков, чье имя хорошо известно историкам и краеведам Кавказа.

Возвратившись в 1887 году в Пятигорск, Г. И. Раев решает открыть собственное ателье. В июле 1889 года он получает свидетельство на право самостоятельной работы. Сначала Раев арендует, затем покупает ателье Энгеля и переезжает в Кисловодск, где живет до 1914 года. Затем возвращается в Пятигорск. В период с 1909 по 1918 год Раев содержал во всех городах Кавминвод фотоателье, где работали его ученики. В 1919 году он приобретает в Пятигорске небольшой домик по улице Теплосерной, куда и переносит свое собственное фотоателье. В этом ателье он снимал в основном фотопортреты, они-то и приносили основной доход. Лучшие снимки Раева можно отнести к жанру психологического камерного портрета. Это фотографии Ф. И. Шаляпина. Л. В. Собинова, местных врачей и сестер милосердия, наркома здравоохранения Н. А. Семашко, «всесоюзного старосты» М. И. Калинина и многих других известных и неизвестных людей.

И все-таки именно снимки природы принесли фотографу широкую известность на родине и за рубежом. До революции Григория Раева называли «певцом Кавказа». Выходили целые альбомы видов Кавказских Минеральных Вод, Военно-Грузинской, Военно-Сухумской, Военно-Осетинской дорог, панорамы Главного Кавказского хребта, которые и сегодня поражают художественным мастерством и качеством работы.

Сейчас трудно представить, каким нелегким был труд фотографа-пейзажиста. Ему самому приходилось готовить фотопластинки, возить за собой палатку. В ней Раев разворачивал лабораторию, где обрабатывал стеклянные пластинки светочувствительной эмульсией. На мокрую пластинку производил фотографирование, сразу же шел в палатку и начинал проявлять, ибо в течение пятнадцати минут пластинка высыхала.

В фондах Пятигорского краеведческого музея хранятся медали, дипломы, похвальные листы, полученные Раевым за свои работы на различных всероссийских и международных выставках. Мастер был награжден медалью «За трудолюбие и искусство» от российского Министерства финансов, медалью Императорского Русского географического общества за полезные труды, «Золотым фотоаппаратом». В 1895 году Раев был награжден на выставке в Каире «Золотым свидетельством», в следующем году на международной выставке в Бельгии — дипломом «За художественное исполнение видов». В 1896 году он награжден золотой медалью фотографической выставки в Париже. В 1900 году — бронзовой медалью международной выставки в Париже. Г. И. Раев щедро делился своими фотографиями с музеями и научными организациями. Он отправлял снимки в Кубанский войсковой и естественноисто-рический музей, в музей Кавказского горного общества. Часть его работ воспроизведена в Большой Советской Энциклопедии. В 1906 году Раев вступает в члены Кавказского горного общества. По заданию общества пишет историю развития фотографического дела на Кавказе.

После революции Раев работал фотографом в разных ателье Пятигорска, затем при Бальнеологическом институте. С 1943 года преподавал на курсах, воспитал группу учеников. С 1946 года ввиду преклонного возраста он работать уже не мог, и жил распродажей имущества, аппаратуры и фотоснимков. На 50-летнем юбилее своего творчества Григорий Иванович сказал: «С фотоаппаратом мне пришлось поездить по городам нашей страны, фотографировать Нижегородскую ярмарку, Одессу, Тифлис, побывал я в Англии, Германии, Франции, Египте, Турции. Глазами русского смотрел я на заграницу. Не блеск богатства интересовал меня там, а то, что характеризовало жизнь народа, его историю».

Из прожитых мастером девяноста лет семьдесят пять были посвящены фотографии.

Людмила Чегутаева, «Памятники Отечества».

ЧИТАТЬ НА ТЕМУ:

Знаток Кавказа
Фотолетописец Кавказа
Рай фотографа Раева
Пятигорские светописцы
Командировки мастера Раева
Летописец своего времени
Фотолетопись Кавказа

Галерея работ


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!