пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | СТАТЬИ Ф. И. Шаляпин | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Ф. И. Шаляпин на КавминводахЛетом 1904 года в городах Кавказских Минеральных Вод в очередной раз гастролировал Федор Иванович Шаляпин, о чем газета «Пятигорский листок» от 25 июля возвестила на открытии номера. В своем первом выступлении в этот сезон он пел главную партию в опере «Евгений Онегин» Чайковского. Сообщалось также, что в понедельник, 26 июля, будет бал «Конкурс женской красоты» с участием артистов императорских театров. И хотя присутствие Шаляпина на балу не подчеркивалось, но можно предположить, что такое событие не было обойдено его вниманием. В этот приезд он участвовал также в операх «Лакме» Делиба, «Жизнь за царя» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Фауста» Гуно. Местная пресса пристально следила за артистом. Как только стало известно, что певец выступит в ряде спектаклей в Кисловодском театре, все устремились туда. Желающих слушать Шаляпина было так много, что администрации театра приходилось нередко вывешивать объявление: «Все билеты проданы». «Магический звук этого имени, - писал здешний музыкальный критик, - имеет свойство притягивать к себе людей, как магнит железо». Далее он подробно описывает свои впечатления от Мефистофеля - Шаляпина. Это описание довольно интересно, но мы ограничимся лишь вступлением: «...И вот он явился - без всякой чертовщины, не из-под пола, как это обыкновенно проделывается для вящего эффекта. Раздвинулись черные драпри, появилась громадная фигура в черной мантии, из-под которой виднелось что-то красно-оранжевое, и раздалось мощное: Я здесь!..». тревогой рассказала о происшествии на спектакле «Фауст» 5 августа, когда Федор Иванович на сцене Кисловодского театра едва не получил серьезную травму. Во второй картине первого акта, когда Мефистофель является на народный праздник, он (по замыслу режиссера) становится на табурет, чтобы достать кружку с вином, которую держит в руках один из распорядителей праздника, стоявший на возвышении. Когда певец оказался на табурете, у того подломилась ножка и Мефистофель упал на пол. Поднявшись, Шаляпин вскрикнул: «Ведь так можно ногу сломать!». Не имея возможности продолжать спектакль, певец извинился перед публикой и ушел за кулисы. Конечно, все присутствовавшие в зале, страшно взволнованные, стали требовать антрепренера Фаркатти, скандируя его фамилию. Фаркатти же не рискнул появиться перед публикой. Возмущенные зрители рассуждали о том, что Шаляпин, приносящий оперной труппе доход до 4-5 тыс. рублей за каждый спектакль, вправе рассчитывать на новый деревянный табурет, а не «гнилой, купленный по дешевой цене на Кисловодском базаре». Наконец, после пятнадцати минут тревожного ожидания (к счастью тогдашней публики и нас, читающих об этом сто лет спустя) Шаляпин появился на сцене. Его встретил оглушительный гром рукоплесканий... Происшедшему посвящен целый ряд публикаций, причем газета мстительно припомнила упомянутому Фаркатти, как тот, назначая бешеные по тем временам цены от 15 до 20 рублей в первые ряды, затем вынужденно их снижал до цены мест в других рядах (так как несколько билетов не были проданы). А публику все это весьма раздражало. «Такое возможно лишь в ярмарочных балаганах», - с негодованием замечала газета. Все время, пока Шаляпин пел на Кавминводах, пресса донимала злополучного Фаркатти, пока не вынудила его поместить «открытое письмо», в котором тот пытался оправдаться следующим образом: «Что касается падения табурета из-под ног г-на Шаляпина, несчастные случаи бывают всюду и везде. Конь о четырех ногах и тот спотыкается. Ф. И. Шаляпин первые два раза, исполняя Мефистофеля в «Фаусте», всякий раз становился одной ногой на табурет, другой - на стол. Естественно, что точка опоры тяжести была наполовину на табурете. И, естественно, что табурет стоял крепко, не чувствуя под собой тяжести в шесть с половиной пудов. И каждый раз на этот табурет становятся режиссер Гецевич для пробы, который тоже весит шесть с половиной пудов, и артист Чугунов. Но на этот раз Ф. И. Шаляпину пришла фантазия не стать, а прыгнуть на табурет обеими ногами - табурет не выдержал, Федор Иванович потерял равновесие, покачнулся, и табурет сломался. Федор Иванович не предупредил о своем намерении даже режиссера...». Как видим, во все времена даже незначительный эпизод из жизни великих становится событием и достоянием прессы. Но все- таки о главном - о пении и волшебном голосе Ф. И. Шаляпина - вспоминают, говорят и пишут неизмеримо больше... Как известно, в течение 20 лет, с 1898 по 1917 г., десять сезонов могучий бас Шаляпина звучал на сценах наших театров, и многие места Кавказских Минеральных Вод бережно хранят память о великом артисте. Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ, старший научный сотрудник Государственного архива Ставропольского края «Ставропольская правда», 7 июля 2000 г. |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |