пятигорск | летописец своего времени | фотограф кавминвод - г. и. раев |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Летописец своего времениОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Летописец своего времени

В 50-е годы прошлого века прохожие могли видеть на улицах Пятигорска человека преклонных лет в черной феске на голове, модном белом парусиновом костюме с фотоаппаратом на плече. Коренные пятигорчане узнавали его и почтительно здоровались.

Это был Григорий Иванович Раев - выдающийся фотограф, автор многочисленных видов Кавказских Минеральных Вод, нескольких фотоальбомов с видами живописных уголков Кавказа, Ставропольского края, КМВ. Ему принадлежат первые снимки Домика М. Ю. Лермонтова, предполагаемого места дуэли поэта с Мартыновым, грота М. Ю. Лермонтова до его «обделки» и установления металлической решетки. Его работы известны далеко за пределами России, Англии, Германии, Италии, Норвегии, Франции, Финляндии. Ряд фотографий, посвященных Кавказу, хранится в архиве Российской академии наук, в Лувре. Г. И. Раев был известен российскому императорскому двору, и Николай II приглашал его для того, чтобы сфотографировать похороны отца - Александра III. Сохранилась редчайшая фотография: Ялта, набережная, гроб с телом Александра III, Николай II стоит в почетном карауле; панихиду служит протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Труды Г. И. Раева высоко оценены. Он был награжден двумя золотыми, девятью серебряными медалями и многочисленными отечественными и зарубежными дипломами. Один из них экспонировался в Пятигорском краеведческом музее вместе с личным фотоаппаратом Г. И. Раева на выставке «Курортные сезоны» (2009 г.). Г. И. Раев сочетал свою работу фотографа с активной деятельностью в Кавказском Горном Обществе, Всероссийском географическом обществе. Он был настолько разносторонним и талантливым во всем, что преуспел и в цветоводстве, и в декоративном садоводстве. Постоянно участвовал в таких выставках и в 1913 году награжден бронзовой медалью за растения комнатной культуры.

Пятигорский краеведческий музей располагает большим собранием работ Раева, более чем двумя тысячами. Начало сбора коллекции датируется 1910 годом, когда музей приобрел «Панораму Эльбруса и Баксанской долины», несколько альбомов его изданий. Активно мемориальный фонд Г. Раева стал формироваться с 1952 года. Фотограф сам участвовал в его создании, пополнял вплоть до 1957 года. С музеем его связывала не только дружба и совместная деятельность, но и тот вклад, который он внес в создание и работу «Музея по Кавказу» Кавказского Горного Общества. Поэтому 90-летие со дня рождения и 75-летие трудовой деятельности он отметил именно в краеведческом музее. О Г. И. Раеве известно очень много. Его по праву называют летописцем своего времени. Жизнь вместила и дореволюционное время, и трагические события Первой мировой и Гражданской войн, и становление советской власти...

Его фотографии воссоздают утраченные места нашего города, такие как трамвайная линия на Провал у Дачи «Эльза»; Скорбященская церковь, Спасский собор; в первозданном виде здания мужской гимназии и казенной гостиницы; Воронцовского источника в «Цветнике» и др.

Г. И. Раев был очевидцем многих событий, вошедших в историю. В документальном фонде музея хранится предписание Реввоенсовета Северного Кавказа, культурно-просветительного отдела, от 4 ноября 1918 года за № 304 на имя Г. И. Раева с текстом, набранным на машинке: «Предписываю Вам снять художественную фотографию в самом большом формате о похоронной процессии в разные моменты шествия. Вынос тел из «Бристоля» в 2 часа дня сегодня 4 ноября 1918 г., заведывающий (орфография сохранена) культурно-просветительным отделом Г. Анджиевский». Речь идет о похоронах расстрелянных главкомом И. Л. Сорокиным руководителей ЦИК Северо-Кавказской республики А. А. Рубина, В. Крайнего, С. А. Дунаевского, Б. Г. Рожанского, М. Ф. Власова. И, как свидетельствует автор-составитель «Летописи Пятигорска» Л. Н. Польской, «в Лермонтовском сквере состоялись торжественные похороны жертв сорокинской авантюры. Это запечатлел на фотографии Раев». Другим документом, подтверждающим огромную популярность Г. И. Раева, является письмо, хранящееся в личном фонде фотографа, от 7 декабря 1928 года. Оно пришло из Москвы из Художественно-репродукционного отдела Госиздата на его имя с просьбой передать заснятые виды Кавказа для издания в открытых письмах (открытках).

20-е - 30-е годы прошлого века были временем, когда на Кавминводах, в частности в Пятигорске, открывались санатории, решался вопрос, как говорил народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко, о реорганизации всего курортного дела. Необходимо было широкое знакомство с кавказскими курортами не только с помощью описания их целебных свойств, минеральных богатств в различных справочниках, путеводителях, но и наглядным показом красот природы этого уникального региона Юга России. Наиболее массовой формой такого ознакомления могли стать открытки. И работы Г. И. Раева как нельзя лучше подходили для этой цели. Созданная им целая серия фотографий под рубриками «Виды Кавказа», «Типы Кавказа» давала возможность заочного знакомства с заповедными местами Кавказа, народами, населяющими его. В мемориальном фонде музея нет ответа Г. И. Раева московскому издательству, но огромное количество открыток с его фотографиями свидетельствует о том, что согласие было дано. Собрание их составляет золотой фонд, открывает страницы прошлого, призывает бережно относиться к нашим культурным ценностям. И Г. И. Раев нам в этом помогает.

Анна Багдасарян, старший научный сотрудник Пятигорского краеведческого музея,

ЧИТАТЬ НА ТЕМУ:

Знаток Кавказа
Фотолетописец Кавказа
Рай фотографа Раева
Пятигорские светописцы
Командировки мастера Раева
Летописец своего времени
Фотолетопись Кавказа

Галерея работ


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!