пятигорск | рай фотографа раева | статьи
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Рай фотографа РаеваОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Рай фотографа Раева

Г. И. РаевНаверное, не стоит удивляться, что и фамилия его звучит так же просветленно, как и игра солнечных бликов на снимках, — Раев. Григорий Иванович — гордость России, самый орденоносный ее фотолетописец, но прежде всего он и его творения — величайшее достояние Кавказских Минеральных Вод.

По счастливому стечению обстоятельств времени и места Г. И. Раев родился 145 лет назад, 30 ноября 1863 года, в Пятигорске. Сын отставного солдата, в пять лет он лишился отца, а в 15 лет был отдан в ученики довольно популярному на курортах фотографу А. К. Энгелю. У него было несколько собственных ателье не только на Водах, но и в Тифлисе и во Владикавказе. Можно себе представить, какие важные господа и изысканнейшие дамы наносили туда визиты, чтобы запечатлеть свою особу на фоне театрально развешанных гардин, античных ваз и резных тумб. А ещё австриец Александр Карлович слыл большим знатоком Кавказа. Он-то и «заразил» Григория страстью к путешествиям. Позже ученик превзойдет учителя, но через всю жизнь пронесет чувство благодарности к мастеру, раскрывшему перед ним секреты природы и человеческой души.

Раев отправлялся в поисках вдохновения и по нехоженым тропам Кавказа, и по белу свету. Громоздкая фотоаппаратура и весьма трудоемкие процессы изготовления снимков не являлись препятствием для жадного на впечатления художника. Если можно было бы начертать карту путешествий Раева, то на ней непременно разместились бы родные и близкие Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Приэльбрусье, Теберда, Тифлис, а также Одесса, Нижний Новгород, сказочный Каир, кружевные города Бельгии, строгая готика Германии, пестрая Турция, туманная Англия и всегда праздничная Франция.

В 1896 году Григория Ивановича пригласили в Лувр, где ему был вручен орден Почетного легиона и особый приз — «Золотой фотоаппарат». В Париже он бывал не однажды. С неизменным успехом участвовал и в других международных выставках. Своим прижизненным признанием он обязан, должно быть, особому настроению души, позволяющему из многоцветья мира выделить его доминирующие краски. Он словно Фауст с фотоаппаратом, жаждал остановить мгновенья бытия. И останавливал.

Перед Раевым мелькали эпохи, народы, страны. Его долгая жизнь вместила два века — XIX и XX. Григорий Иванович скончался накануне 94-летия.

Более 70 лет он беззаветно служил своему искусству.

Знал и запечатлевал великих и малых. На его портретных снимках — Шаляпин, Собинов и безвестные слесари из Пятигорского трамвайного депо. Увлекался этнографией. Григорию Ивановичу позировали в национальных костюмах хевсуры, персы, менгрелы, черкесы, карачаевцы, балкарцы. Эта серия работ называется «Типы». А вот казаки станицы Горячеводской перед уходом на фронт. 1914 год. На всем лежит печать очарования безвозвратно минувшего, милого и далекого. Но если еще более пристально вглядеться в снимки, то можно заметить: Раев пытается не изменять своей Музе, она же порой подбрасывает ему такие сюжеты. Он стремится поспеть, пойти в ногу, но остается самим собой. И, пожалуйста, — С. Буденный и М. Калинин, несколько растерянно оглядываются и хотят улыбнуться.

Слава богу, Раев при советской власти уцелел. Конечно же, поначалу его притесняли. И даже отобрали было орден Почетного легиона и другие награды. А потом все-таки вернули. Скончался в 1957 году.

А жил в раю своего творчества, оставив потомкам более 7 тысяч фотографий, множество альбомов, открыток. К счастью, сберегли. Прорвался Григорий Иванович в XXI век, когда почти каждый может запечатлеть «мыльницей» и цифровой камерой все, что ни попадется на глаза.

Ярко и пестро получится, а вот Раеву цвета и не понадобились. И не только вследствие технической недостаточности он обошелся без них, сумев поймать солнце и шелест альпийского луга, ледяное безмолвие Эльбруса и горное эхо одним щелчком, и им же отворил себе путь в бессмертие.

Ирина СЕЛУНСКАЯ, «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ»

ЧИТАТЬ НА ТЕМУ:

Знаток Кавказа
Фотолетописец Кавказа
Рай фотографа Раева
Пятигорские светописцы
Командировки мастера Раева
Летописец своего времени
Фотолетопись Кавказа

Галерея работ


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


При кистях и в погонах
И дали заповедной Теберды
Вертикаль и ведущие к ней горизонтали
Старокавказская защита
Подкова на счастье Кабарды
Дзуары Дигорского ущелья
Коста Хетагуров и Пятигорск
Духовная родина Коста Хетагурова
Коста Хетагуров в херсонской ссылке
Рай фотографа Раева
Кабардинка, Воробьевка, микрорайон Бештау
Благородство простоты
«Гусарская баллада у подножья Машука»
«Страдивари у подножия Машука»
«У самого Пятигорска»
«Замок в машукском лесу»
«Жизнь, отданная вершинам»
«Предъявите билет...»
«Пятигорское торжище»
«Несколько слов о Кавказской Ривьере»
«Лермонтов сделался моим кошмаром»
«Имя Лермонтова - светоч Пятигорска»
«Вид с трех сторон у меня чудесный»
«Самая пятигорская улица»
«Прогулка по Тропе Уптона»
«Есть такая улица...»
«Телеграф на Водах»
«Знаменитые визитеры Пятигорска»
«Шаги цивилизации»
«Подвижник, энтузиаст, археолог»
«Колючая именинница»
«Обеды у колодца нарзана»
«Мелодичный символ Пятигорска»
«Загадочные скифы»
«Звезда Лейцингера»
«Рудольф Лейцингер»
«Кавказские маршруты А. П. Чехова»
«С. В. Рахманинов»
«Город, рожденный содружеством наций»
«Были улицами Карачаевки»
«Добрый старый Новопятигорск»
«По инициативе генерала Емануеля»
«Новый ренессанс старого Пятигорска»
«Дарующий веру в исцеление»
«Каменная королева»
«Стартует курортный сезон»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Поэт, задумчиво глядящий вдаль...»
«Бедная Эльза»
«Загадки старинного дома»

Фотограф Г. И. Раев

Фото Пятигорска
Фото Пятигорска
Фото Кисловодска
Фото Кисловодска
Фото Ессентуков
Фото Ессентуков
Фото Железноводска
Виды Кавказа
Военно-Осетинская дорога
Военно-Осетинская дорога
Военно-Грузинская дорога
Статьи

Командировки мастера Раева









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!