Богата, интересна и подчас драматична история Кисловодска: революция, Великая Отечественная война. Кузницей здоровья стал наш город для советских воинов. Еще больший интерес представляет культурная жизнь города за всю его историю. На Кавказских Минеральных Водах отдыхали известные русские писатели, музыканты, художники. Из музыкантов, посетивших Кисловодск можно перечислить много блестящих имен: М. Глинка, А. Алябьев, В. Сафонов, А. Скрябин, С. Рахманинов.
С. В. Рахманинов - имя этого музыканта стоит в ряду величайших имен в истории мировой музыкальной культуры. «Русский гений» - так можно точно охарактеризовать этого столь широко одаренного человека. Композитор, пианист, дирижер. Кем он был в первую очередь? Об этом спорили и при его жизни, спорят и сегодня. Его могучий талант одинаково равно проявился в этих трех областях музыкального творчества. О его музыке и ее исполнении говорили: - «это настоящее половодье чувств». При жизни Рахманинов прежде всего славился как пианист. Его боготворили, перед ним преклонялись. Слава Рахманинова - пианиста была всемирной.
С. Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по ст. стилю) 1873 г. в имении Онег Новгородской губернии. В семье очень любили музыку и посвящали ей часть досуга. Музыкальные способности Сережи проявились рано. В 4 года он начал обучаться игре на фортепиано, а в начале 80-х годов его приняли в Петербургскую консерваторию. Но успехи не соответствовали его способностям и родители перевели Сережу в Московскую консерваторию. Здесь, в обстановке строгой дисциплины, Рахманинов обучался по классу фортепиано у Н.С. Зверева. В 1888 году 15-летний Сережа Рахманинов со своим учителем побывал в Кисловодске. Все лето было отдано музыке. Уже в зрелые годы С. В. Рахманинов писал, что эти места ему «очень близки и дороги», потому что связаны с «думами великого поэта» Лермонтова и его трагической гибелью. Им были созданы такие романсы на стихи поэта, как «Ангел», «Сосна», симфоническая фантазия «Утес». Затем Рахманинов приходит в класс талантливого пианиста А. Зилоти. Ему преподавали композицию и теоретические предметы
С. И. Танеев и А. С. Аренский. В студенческие годы Рахманинов начал много сочинять. На выпускной экзамен он представил оперу «Алеко» на сюжет А.С. Пушкина, которую написал за 17 дней. Опера получила высокую оценку П.И. Чайковского. Он закончил консерваторию с отличием по двум факультетам и получил Большую золотую медаль. В середине 90-х годов имя Рахманинова приобрело широкую известность. Вскоре молодой композитор начал работу над своей Первой симфонией. С этим произведением Рахманинову пришлось пережить, может быть, самый тяжелый удар в своей жизни. Премьера симфонии состоялась в марте 1897 года и оказалась единственным прижизненным исполнением. Симфония потерпела полный провал. Три года после этого композитор ничего не писал. С 1897 года началась его профессиональная дирижерская деятельность в московской частной русской опере С. И. Мамонтова. Вскоре началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным.
В 1899 г. Рахманинов впервые выехал за границу. С успехом выступил в Лондоне как пианист и дирижер, а также исполнитель своих произведений. После успешных гастролей он полон творческих идей. К началу 1900 года кризис был преодолен и он приступил к созданию новых произведений: кантата «Весна», Второй концерт для фортепиано, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», романсы, прелюдии.
В это время он много выступал как универсальный исполнитель - пианист, дирижер, ансамблист. С 1904 года два сезона он проработал в Большом театре. Его постановки опер русских композиторов вошли в историю театра. Это было очень продуктивное десятилетие в жизни композитора. Кроме того, в этот период состоялось несколько удачных зарубежных гастролей Рахманинова: Италия, Франция, Германия, США. Эти поездки принесли ему всемирную славу.
По возвращении на родину он написал одно из лучших своих творений - Третий концерт для фортепиано с оркестром, а также Вторую симфонию, «Всенощное бдение», «Литургию Иоанна Златоуста», симфонические поэмы «Остров мертвых» и «Колокола», романсы, пьесы.
С середины 1917 года Рахманинов все чаще возвращается к мысли о временном отъезде за границу. Дважды, в 1916 и 1917 годах, в Пятигорске, Ессентуках, Кисловодске он давал концерты. Летали над клавишами неустанные руки композитора, рождая прекрасную музыку, исторгнутую сердцем, талантом и вдохновением его гения. В сезоне 1917 года он с оглушительным успехом играл концерты в пользу русской армии. Никто не мог знать, что эти концерты великого композитора и пианиста в России будут последними. Под влиянием обострившегося общественного кризиса обстановка в стране усложнялась. Композитора особенно беспокоила перспектива вынужденной бездеятельности. «Все окружающее на меня так действует, - писал он А. Зилоти из Ессентуков 1 июля, - что я работать не могу и боюсь закисну совершенно. Все окружающие мне советуют временно из России уехать. Но куда и как? И можно ли?».
М. Шагинян рассказывала о тягостном впечатлении, которое осталось у нее от последней встречи с Рахманиновым в Кисловодске 27 июля 1917 года на концерте. Участие Рахманинова в нем не было объявлено заранее. Он вышел на эстраду для того, чтобы аккомпанировать певице Нине Кошиц, а затем продирижировал «Марсельезу». После концерта он сообщил М. Шагинян о своем решении уехать за границу «в ожидании более спокойного времени».
В конце 1917 года Рахманинов с семьей уехал на гастроли в Швецию. Он предполагал, что уезжает не надолго, но турне растянулось на всю жизнь. Из Европы композитор переехал в Америку. Более четверти века прожил он в США. Там его ожидала напряженная работа. Он считался первым пианистом мира, и в Америке ему пришлось много играть. На чужбине композитор потерял желание творить. Вдали от Родины первые 8 лет он ничего не писал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней , традиций и родной почвы, не остается желания творить...» Только через 10 лет он преодолел тяжелый творческий кризис и приступил к работе над Четвертым фортепианным концертом, Третьей симфонией, Рапсодией на тему Паганини и «Симфоническими танцами». В этих произведениях нашли отражение душевные муки и терзания русского композитора, тосковавшего по Родине. Утраченная Россия жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь и боль.
Тяжелым ударом для Рахманинова стало известие о нападении Германии на СССР. Он очень страдал, сознавая горечь испытаний, которые выпали на долю его народа. Свыше 4 тысяч долларов в фонд помощи нашей армии передал он генеральному консулу СССР. Его примеру последовали А. Зилоти и многие другие русские музыканты.
Умер Сергей Васильевич 28 марта 1943 г., не дожив нескольких дней до своего 70-летия. Музыка его - великого, гениального русского композитора - живет и звучит постоянно в лучших концертных залах разных стран мира.
Н. ЕПИФАНОВА, заведующая теоретическим отделением ДМШ им. С. В. Рахманинова, «Кисловодская газета»
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!