Карта маршрутов А. П. Чехова поразительна - вот уж поистине «от Москвы до самых до окраин». Он вырос в приморском Таганроге, доктором стал в Москве, там же началась его литературная деятельность. Несколько счастливых лет в окружении семьи прошли в скромной подмосковной усадебке Мелихово. Но коварная болезнь вынудила писателя перебраться в Ялту - к целебному крымскому климату. И на канву этих адресов нанизано огромное количество поездок - длительных и коротких - по городам и весям России (включая годичное путешествие на Сахалин, значительно подорвавшее его здоровье), по Европе и по Кавказу. Кавказские поездки Чехова были непродолжительными, но впечатления оставили самые яркие, впечатления «до того резкие, что все пережитое представляется сновиденьем».
Первая встреча с Кавказом состоялась в 1888 году. В июле из Феодосии Чехов пароходом отправился в Закавказье. «Был я... в Новом Афоне, в Сухуми, в Батуме, в Тифлисе, в Баку; хотел съездить в Бухару и в Персию, но судьбе было угодно повернуть мои оглобли назад», - сообщал он в одном из своих писем. Обратный путь проходил по Военно-Грузинской дороге, которую, по собственному выражению Чехова, он «пережил»: «Это не дорога, а поэзия». Его полноправными спутниками в горных ущельях стали лермонтовские поэтические образы. Сама дорога показалась «чудным фантастическим рассказом, написанным Демоном и посвященным Тамаре», восхищали «тучки, ночующие на груди утесов-великанов», а теснины Дарьяла поразили своей грандиозностью и вновь напомнили о Лермонтове, проделавшем тот же путь полвека тому назад. «Впечатлений много. Если бы я жил на Кавказе, то писал бы там сказки. Удивительная страна!».
Позже поэту А. Н. Плещееву он советовал: «Коли хотите ошеломиться природой и ахнуть, то поезжайте на Кавказ. Минуя курорты вроде Кисловодска, поезжайте по Военно-Грузинской дороге в Тифлис, оттуда в Боржом, из Боржома... в Батум».
Спустя 12 лет именно этим маршрутом Чехов воспользовался сам. В конце мая 1900 года он выехал из Ялты во Владикавказ в сопровождении М. Горького, В. М. Васнецова и А. Н. Алексина. По Военно-Грузинской дороге они пересекли Кавказский хребет, добравшись до древней столицы Грузии - Мцхеты, где к ним присоединился доктор Л. В. Средин. В Тифлис прибыли 3 июня, а 7-го об их пребывании в городе сообщила местная газета «Иверия». Через несколько дней чеховская компания отправилась к побережью, чтобы морем вернуться в Крым. В поезде Тифлис - Батум произошла неожиданная встреча Чехова с будущей женой актрисой О. Л. Книппер, отдыхавшей в Грузии у родственников. Встреча тем более радостная, что в их отношениях в это время «росло и крепло чувство». Годом раньше, в июле 1899-го, они тоже увиделись на Кавказе - в Батуме, куда Чехов прибыл по предложению Ольги Леонардовны, чтобы затем вдвоем отправиться в Ялту. Эти две кавказские встречи станут яркими моментами в их короткой общей судьбе.
Курортных же городов «вроде Кисловодска» Чехов старательно избегал, ассоциируя их с пошлостью и шарлатанством. При этом Кисловодск он неоднократно упоминал и в своих письмах, и в записных книжках: то намереваясь отправиться туда летом «практиковать», то собираясь писать произведение с местом действия именно там. Ни то ни другое осуществлено не было. И все же Кисловодск Чехов посетил. В 1896 году в своей записной книжке он указал: «В Кисловодск приехал 24 августа». Ниже появилась запись «Дама с мопсом». Из чеховской переписки известно, что проживал Антон Павлович в самом центре города - в гостинице Зипалова. Ныне это старинное двухэтажное здание на Курортном бульваре отмечено мемориальной доской. Возможно, именно в районе Нарзанной галереи или же в аллеях большого Кисловодского парка внимательный чеховский взгляд и остановился на одинокой молодой курортнице, прогуливающейся с мопсом. Так появился
новый литературный образ. И хотя рассказ будет написан позже, местом действия станет Ялта, мопса заменит шпиц и в окончательном варианте произведение получит название «Дама с собачкой», нет никаких сомнений, что первый импульс к размышлению над психологией курортного романа был получен именно в Кисловодске.
Немало интересных сведений о жизни курорта Чехов почерпнул из бесед со своим давним московским знакомым, доктором Н. Н. Оболонским, многие годы сезонно практиковавшим в Кисловодске. Кстати, своим статусом «ведущей кардиологической здравницы России» Кисловодск во многом обязан именно этому талантливому медику: он рекомендовал применение нарзанных ванн сердечникам, инициировал создание троп терренкура в Кисловодском парке, стоял у истоков Кисловодского медицинского общества. Принимая своего приятеля Чехова летом 1896 года, Оболонский сопровождал его на охоту в окрестности Кисловодска. Этот выезд организовал управляющий Владикавказской железной дорогой барон И. Р. Штейнгель, предполагая, вероятно, не столько удачную охоту, сколько встречу рассвета на плато Бермамыт, откуда открывается грандиозная панорама Кавказского хребта. В записной книжке Антон Павлович отметил: «Под 29 авг. ночевал на Бермамуте».
Не обошлось и без печальных событий: Чехову довелось присутствовать на похоронах генерала И. И. Сафонова, сын которого профессор В. И. Сафонов, известнейший пианист и дирижер, с 1889 года возглавлял Московскую консерваторию. Среди участников траурной процессии писатель повстречал много знакомых и в том числе профессора Московского университета, экономиста и публициста А. И. Чупрова. А позже в парке он случайно встретил историка литературы А. Н. Веселовского, занимавшего пост председателя Общества любителей российской словесности. Возможно, их разговор коснулся и романа «Герой нашего времени», своеобразного литературного путеводителя по курорту, после чего в чеховской книжке появилась лермонтовская фраза из предисловия к Журналу Печорина: «Мы почти всегда извиняем то, что понимаем».
Эта неделя на Водах пролетела быстро: интересные встречи, беседы, прогулки. 31 августа Чехов покинул Кисловодск, увозя с собой новые впечатления. Его путь лежал через Новороссийск в Крым - туда, где несколько лет спустя он напишет свой знаменитый рассказ «Дама с собачкой», замысел которого все же относится к августу 1896-го, проведенному здесь, на Кавказских Водах.
Татьяна ЮРЧЕНКО, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова,
ол2019-01-22 15:22:33
[Ответить][Отменить ответ]
+1
Владислав2018-12-27 17:02:27
Пишу книгу о Чехове. Спасибо за сведения до толе мне неизвестные. Белые страницы в переписке Книппер с Чеховым, и Горький ничего не вспоминает о совместной поездке, как и В. Васнецов.
[Ответить][Отменить ответ]
0
лёлька2016-02-11 20:10:40
понадобилось для урока литературы.спасибо большое. благодаря вам я получила пятёрку))))
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!