пятигорск | лермонтов сделался моим кошмаром | статьи |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | СТАТЬИ Лермонтов сделался моим кошмаром | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Лермонтов сделался моим кошмаромСамым тесным образом связано с Кавказом творчество выдающегося художника Михая Зичи, или, как его называли в России, Михаила Александровича Зичи (1827-1906). Его наследие принадлежит в равной степени как русской, так и венгерской культуре. Венгр по национальности, он в силу обстоятельств значительную часть жизни провел в России. Его графические работы являются неотъемлемой частью русского художественного наследия второй половины XIX в. Пятидесятые годы были интересным и плодотворным временем для творчества Зичи. В эти годы он начинает работать над литографией. Создает целую сюиту литографий под названием «Кавказские сцены». Интересна история создания этих сцен. Сюите Зичи целый очерк посвятил В. А. Верещагин, где он и описывает то, как она была создана. В начале 50-х годов, в самый разгар войны на Кавказе, Зичи просил разрешения поехать туда. Ему было отказано. И тогда художник, еще не видя этого края, создает свой воображаемый Кавказ. Интерес к Кавказу связывает Зичи с русской графикой тех лет. На Кавказе много работал Г. Гагарин, издавший в 50-х годах альбомы литографий со своими рисунками. На Кавказе побывал В. Тимм, воссоздавший свои впечатления от этой поездки на страницах издаваемого им «Русского художественного листка», который стал выходить с 1851 г. Работы этих художников, очень популярные в то время, видимо, послужили для Зичи основой, на которой он создал свою кавказскую сюиту. Сюита состояла из 12 листов гравюр, выполненных в 1853 г. на камне самим художником. По ним можно судить о романтическом представлении Зичи о Кавказе, о Кавказской войне. Здесь были и клубы дыма, и похищение, и прекрасные черкешенки, и воображаемая художником кровная месть. Интересно отметить, что подборка этих гравюр хранится сегодня в музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова. Наряду с высокими оценками этих работ появились и критические статьи. Один из отзывов пришел с Кавказа. В нем было справедливо отмечено малое знание художником кавказской жизни, указано на целый ряд нелепостей в изображении обычаев, типов, деталей костюма. В то же время критик подчеркнул превосходную выразительность и типичность отдельных лиц. Заканчивался же этот отзыв, пришедший из Тифлиса в 1880 году, пожеланием, чтобы художник посетил «хоть раз Кавказ, из жизни которого он берет свои сюжеты». Но была и другая причина, по которой Зичи так стремился на Кавказ. Это его безграничная любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова - самого «кавказского» из всех поэтов. «Лермонтов сделался моим кошмаром, - писал о себе Зичи, - от намерения его полного иллюстрирования». Первое обращение художника к творчеству поэта произошло не позднее 1860 года. Выбор Зичи сразу же пал на поэму «Демон», наиболее близкую для его романтического мировосприятия. Зичи был первым художником, отобразившим не какие-то отдельные эпизоды этого лермонтовского произведения, но создавшим законченный цикл рисунков, соответствующих основным моментам поэмы. В Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова в Пятигорске хранится подлинная работа Зичи к поэме «Демон» - «Тамара в гробу». Художник иллюстрирует один из центральных эпизодов поэмы Лермонтова - смерть Тамары. К осени 1879 года было достигнуто соглашение об иллюстрировании Зичи сочинений Лермонтова, издаваемых Глазуновым. Количество задуманных для этого издания рисунков (около ста) свидетельствует о чрезвычайно широком, не имеющем прецедентов истолковании Лермонтова. Серьезность подхода к этой задаче потребовала поездки Зичи на Кавказ. В 1881 году наконец сбылась давняя мечта Зичи - приехать в этот удивительный, манящий его воображение край. Здесь художник, прежде всего, посетил лермонтовские места. Он выполнил сюиту рисунков к «Княжне Мери». Выбранный им для этого способ многие считали не слишком удачным. Зичи использовал документальные зарисовки пятигорских и кисловодских пейзажей, соединив их с соответствующими набросками отдельных сцен. На каждом листе он также поместил лермонтовский текст, связанный таким образом с изображением-иллюстрацией. Для выполнения этой задачи художнику потребовалось вначале создать большое количество документальных зарисовок, которые должны были являться фоном для иллюстраций. Но некоторые из них так и остались лишь документальными изображениями здешних мест. Сегодня они представляют для нас определенный исторический интерес. Среди них: «Место дуэли М. Ю. Лермонтова» (для нас интересно, как оно выглядело во времена Зичи), «Дом Реброва» в Кисловодске, где М. Ю. Лермонтов останавливался в 1837 г. (сегодня этот дом разрушен, и рисунок художника в связи с этим приобрел определенную историческую ценность), «Гостиная в доме Верзилиных». Последний рисунок особенно интересен местным краеведам и музейным сотрудникам, так как он явился документом при восстановлении гостиной дома, где с 1948 года функционирует литературный отдел пятигорского лермонтовского музея. Причем Зичи не только изобразил схематично план гостиной и ту мебель, какая находилась в ней, но и набросал фигуры Лермонтова и Мартынова там, где поэт и его противник на роковой дуэли располагались в момент их ссоры, произошедшей в этом доме. Любовь и преклонение Зичи перед великим русским поэтом выразились и в его участии в конкурсе на создание проекта памятника Лермонтову в Пятигорске, объявленном в 1883 г. И хотя не его проект победил на этом конкурсе (впоследствии в городе был установлен памятник поэту работы скульптора А. М. Опекушина), само участие художника в этом знаменательном событии - факт, говорящий о многом. К концу 1890-х годов Зичи завоевал себе славу одного из лучших иллюстраторов России. Но, как мы видели на примере иллюстраций к творчеству М. Ю. Лермонтова, через иллюстрирование художник приходил к более глубокому решению реальных жизненных вопросов, к открытию новых для себя земель, составивших их графическую летопись, ставшую для нас сегодня историей. Все это относится и к кавказскому циклу его работ, где он пришел от Кавказа воображаемого, окруженного романтическим ореолом, к Кавказу вполне реалистичному, полному мелких исторических деталей, которые столь дороги для нас сегодня. В заключение приведем еще один тому пример. Когда Зичи приехал в 1881 г. в Пятигорск, он стал искать дом, в котором «жила» княжна Мери. Об этом доме в романе Лермонтова говорилось весьма неопределенно: «Она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска», - сказано там. Зичи решил, что под этим домом Лермонтов имел в виду одну старинную городскую постройку, располагавшуюся на Пятигорском бульваре. И он зарисовал конкретный дом, находящийся ныне по адресу: Кирова, 12а. До сих пор все экскурсоводы города с легкой руки художника показывают эту постройку, как «Дом княжны Мери». Таким образом, память о Зичи навсегда связана с историей города, с Кавказом. Екатерина СОСНИНА, кандидат исторических наук, сотрудник Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова, |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |