пятигорск | страдивари у подножия машука | статьи
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Страдивари у подножия МашукаОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Страдивари у подножия Машука

18 июля 1853 г. Лев Николаевич Толстой делает в Пятигорске запись в дневнике: «Был в концерте Кристиани». Кто же она, эта «мировая знаменитость», посетившая некогда Пятигорск и поразившая молодого Толстого? Долгое время автором данных строк собирался материал об этой личности во французских архивах, в редких букинистических изданиях. Сегодня эти эксклюзивные материалы впервые предлагаются вниманию читателей «Пятигорской правды». И вот Сибирь Мадемуазель Лиз Кристиани, щедро одаренная талантом, уже к двадцати годам снискала славу в музыкальном мире. Она с успехом давала концерты в Европе: в Копенгагене ей присвоили титул королевской виолончелистки, а в Швеции прозвали французской Сен-Сесиль, считавшейся покровительницей всех музыкантов. Сам Мендельсон написал специально для нее свою знаменитую «Песнь без слов» для виолончели. В 1852 г. она решила попытать счастья, выступая с концертами в Санкт-Петербурге. Но, охваченная страстью к неизведанному, отправилась путешествовать по дорогам Сибири.

Она бросилась в просторы Сибири со своей служанкой русского происхождения и с пианистом - старым немцем, который одновременно выполнял роль аккомпаниатора и носильщика виолончели Страдивари. Интересно вспомнить, что о ней упоминает мемуаристка М. Ф. Францева: «Всех замечательнее... была m-elle Христиани, дававшая концерты во Франции и Германии с большим успехом... Она пленила нас в Тобольске не только своею восхитительною игрою на виолончели, но и своею любезностью и игривостью ума». (//Исторический вестник. 1888. № 5. С. 406).

Граф Муравьев, губернатор Сибири, направлявшийся со своей семьей из Иркутска на границу с Китаем, пригласил молодую виртуозку с собой. Вместе пересекли они озеро Байкал, одно из самых больших в мире, затем были приглашены на обед к китайскому губернатору, где французскую путешественницу поразили разнообразные блюда, чрезвычайно отличавшиеся от европейской кухни, и причудливые костюмы, которые китайцы, выражая уважение к своим гостям, сменили несколько раз во время застолья.

В течение этой поездки Лиз Кристиани увидела много интересного: бурят и монголов, кочевавших по бескрайним просторам, забавные лица и костюмы, причудливые обычаи и нравы. Стада баранов, табуны лошадей, верблюды, перевозящие поклажу и седоков! Сколько впечатлений! Она предприняла это путешествие, чтобы, по собственному выражению, дополнить свою артистическую жизнь новыми ощущениями. Да, она хотела сделать собственную жизнь более интересной, насыщенной. И ей уже мало было изъездить благополучную и цивилизованную Европу. Ей хотелось экзотики! И она получит ее сполна! Благодаря этому путешествию по российским провинциям ее имя будет занесено в список великих путешественниц по миру. Но откуда же было ей знать, насколько ужасными будут тяготы предстоящего пути!

Из Иркутска, следуя за графом Муравьевым, Лиз Кристиани направилась в Охотск. «Знаете, - сказал ей однажды Муравьев, - мы хотим предпринять экспедицию к устью Амура. Англичане претендуют на контроль над этой территорией, китайцы не уступают нам берег реки, но у меня есть приказ закрепиться там». «Отлично! Отправимся завоевывать берег Амура! - воскликнула Лиз Кристиани. - Это будет очень оригинально, если женщина, парижанка, примет участие в Вашей экспедиции, играя на виолончели, особенно если будут стрелять из пушек». Тунгусы и якуты, Камчатка и Петропавловск - многие ли европейцы видели эти города и народы? Лиз Кристиани увидела все это.

Но сколько тягот перенесла она! Как подорвали они ее здоровье! Нескончаемая дорога, тяжелая даже для представителей сильного пола, несколько дней отдыха, - и путешествие, подчас ужасное, продолжалось. Услышав крик: «Вперед!», наша юная Сен-Сесиль превращалась в Валькирию, сопротивлявшуюся буре.

Однажды, когда она не могла уже больше идти, один из участников экспедиции бросил ей, проходя мимо: «Я отправлюсь на станцию, чтобы оттуда прислать Вам носильщиков, но учтите, меня ничто не остановит. Только вперед!» И снова этот бесконечный поход через леса и скалы. Подъемы и спуски; когда лошади отказывались идти, их хлестали кнутом, когда она не могла продвигаться вперед, ей говорили: «Остановка невозможна, таков приказ».

По возвращении в Якутск мадемуазель Кристиани почувствовала себя совсем плохо. «Мы прошли 3000 верст, - писала она во Францию, - ничего, кроме снега! Снег, который выпал, снег, который падает, и снег, который выпадет завтра! Как будто саваном он покрывает мою душу!». Таков был путь Лиз Кристиани до того, как Провидение забросило ее на Кавказ. Видимо, желая поправить пошатнувшееся здоровье, Лиз Кристиани приехала на Кавказские Минеральные Воды.

На благодатном Кавказе 18 июля 1853 г. Лев Николаевич Толстой делает в Пятигорске запись в своем дневнике: «Был в концерте Кристиани». (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Серия вторая. Дневники. Т. 46. М.-Л., 1934. С. 169). Концерт Лиз Кристиани проходил в первом театре города (с 1920 года - кинотеатр «Колизей», впоследствии в нем был устроен кинотеатр «Родина»).

Во Франции сохранились письма, которые Лиз Кристиани писала родным с Кавказа. По ним мы можем судить о том, что ее путешествие было продолжено по этому дикому и прекрасному краю. На Кавказе происходили те же процессы, что и в Сибири: Россия стремилась укрепить свои позиции, собрать как можно больше сведений о местных народах. Небольшие экспедиции с разведывательными целями велись здесь постоянно. Из писем знаменитой француженки мы узнаем, что она странствовала по неспокойному Кавказу, много раз подвергая себя смертельной опасности. Но это отнюдь не пугало ее! Напротив, она жаждала героической смерти! 3 сентября 1853 года из Владикавказа Лиз Кристиани отправила во Францию письмо: «Моя душа умирает... боли усиливаются, мои силы тают, что же впереди? Я все испытала здесь, в этом окаянном крае, где за каждым кустарником вас ожидает засада. Но вместо пули, которой искала, я получила лишь конфеты, отнятые в одной из стычек с Шамилем! Это ли не неудача?»

Бедная Сен-Сесиль пела свой реквием, вспоминая поездку по Сибири, погубившую ее здоровье. Из Владикавказа неслись его звуки: «Я только что совершила путешествие, которое длилось год и 25 дней. Я преодолела расстояние в 18000 верст, это значит более пяти тысяч французских миль. Я проезжала места, где никогда не был ни один артист. В то же время я дала 40 публичных концертов, не считая тех, что были устроены на частных вечерах. Я доказала правильность поговорки: "На катящемся камне не скапливается пена"».

В сентябре этого же года она оказалась в Новочеркасске, среди донских казаков. Здесь и скончалась 24 октября 1853 года. Жители города, потрясенные столь печальным концом молодой прекрасной француженки, поставили на ее могиле удивительный памятник: высокий крест на большом камне, а рядом - ее вторая душа и верная спутница - виолончель работы знаменитого Страдивари.

Имя Лиз Кристиани было включено в солидное издание XIX века: книгу Мари Дронсар «Великие путешественницы» (Париж, 1894 г.). Это редкое издание иллюстрировано старинными гравюрами, три из которых посвящены французской виолончелистке. На одной из них - портрет этой тонкой и хрупкой женщины, ставшей на долгое время одной из малоизвестных страниц истории нашего города. В нынешнем веке она публикуется нами впервые.

Екатерина СОСНИНА, кандидат исторических наук, сотрудник Госмузея-заповедника М. Ю. Лермонтова,



Сергей Самарин  2016-12-11 18:08:21
Замечательная статья о Лиз Кристиане. Прочитал с удовольствием.

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


При кистях и в погонах
И дали заповедной Теберды
Вертикаль и ведущие к ней горизонтали
Старокавказская защита
Подкова на счастье Кабарды
Дзуары Дигорского ущелья
Коста Хетагуров и Пятигорск
Духовная родина Коста Хетагурова
Коста Хетагуров в херсонской ссылке
Рай фотографа Раева
Кабардинка, Воробьевка, микрорайон Бештау
Благородство простоты
«Гусарская баллада у подножья Машука»
«Страдивари у подножия Машука»
«У самого Пятигорска»
«Замок в машукском лесу»
«Жизнь, отданная вершинам»
«Предъявите билет...»
«Пятигорское торжище»
«Несколько слов о Кавказской Ривьере»
«Лермонтов сделался моим кошмаром»
«Имя Лермонтова - светоч Пятигорска»
«Вид с трех сторон у меня чудесный»
«Самая пятигорская улица»
«Прогулка по Тропе Уптона»
«Есть такая улица...»
«Телеграф на Водах»
«Знаменитые визитеры Пятигорска»
«Шаги цивилизации»
«Подвижник, энтузиаст, археолог»
«Колючая именинница»
«Обеды у колодца нарзана»
«Мелодичный символ Пятигорска»
«Загадочные скифы»
«Звезда Лейцингера»
«Рудольф Лейцингер»
«Кавказские маршруты А. П. Чехова»
«С. В. Рахманинов»
«Город, рожденный содружеством наций»
«Были улицами Карачаевки»
«Добрый старый Новопятигорск»
«По инициативе генерала Емануеля»
«Новый ренессанс старого Пятигорска»
«Дарующий веру в исцеление»
«Каменная королева»
«Стартует курортный сезон»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Поэт, задумчиво глядящий вдаль...»
«Бедная Эльза»
«Загадки старинного дома»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!