| пятигорск | статьи | фотолетопись кавказа | г. и. раев |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Фотолетопись Кавказа •ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Фотолетопись Кавказа

Фотолетопись Кавказа

Григорий Иванович Раев

В старом фотоальбоме, изданном Г. И. Раевым еще на заре двадцатого века, есть особый рекламный листок-приложение. И перечислены там все разновидности печатной продукции, выпускаемой фирмой этого великолепного мастера. Несколько видов фотоальбомов, воспроизводящих красоты буквально всех живописных уголков Кавказа, в том числе и панорамы Главного Кавказского хребта, снятые с вершины Эльбруса. Виды городов Кавказских Минеральных Вод, Тифлиса, Владикавказа, Военно-Грузинской и других транскавказских дорог. Сотни сюжетов видовых открыток, а также их коллекция из двухсот штук, исполненных способом фототипии с ручной раскраской. Прекрасные жанровые работы с изображением «кавказских типов», то есть представителей многочисленных кавказских народов. Весьма модные в ту пору стереоскопические фотографии с объемным зрительным эффектом. И все это свободно и ежедневно по умеренным ценам можно было приобрести в мастерской Раева или выписать по почте на свой адрес.

Талантливый фотограф и фотоиздатель Григорий Иванович Раев родился в Пятигорске в 1863 году и здесь же в пятнадцатилетнем возрасте начал свой путь к вершинам профессионального мастерства. Выходец из народных низов, сын отставного солдата, он сумел упорным трудом не только добиться заслуженного признания как фотохудожник, но и достиг очевидного коммерческого успеха.

Первым наставником Раева стал известный фотограф и кавказовед Александр Карлович Энгель, «мой учитель из Вены», как впоследствии говорил о нем благодарный ученик. Сопровождая Энгеля в поездках по Кавказу, Раев пристрастился к путешествиям, из которых всегда привозил интересные снимки. Довелось ему поработать и под началом другого ветерана кавказской фотографии - И. Ланге, а всего Григорий Иванович отдал любимому делу семьдесят пять лет жизни, получив известность как фотоисторик Кавказа и выдающийся мастер художественной фотографии. Яркие, содержательно емкие, совершенные по композиции и прекрасно выполненные снимки, наклеенные на листы картона с золотым тиснением и фирменным раевским клеймом, пользовались огромным успехом у местных жителей и гостей курорта.

В 1887 году Раев открыл свои фотоателье в Пятигорске и Кисловодске. Все съемки Григорий Иванович проводил только сам, о чем сообщает изданный им каталог: «Все виды выпущенных мною серий в продажу сняты лично мною с натуры...» А ведь современная фотокамера покажется миниатюрной игрушкой по сравнению с тяжелым и громоздким аппаратом, которым в свое время пользовался Раев. Каких же трудов все это стоило! И не случайно еще в 1895 году он был награжден медалью «За трудолюбие и искусство от министерства финансов». А свою первую награду - серебряную медаль Императорского русского технического общества Раев получил в 1888 году в возрасте двадцати пяти лет. Среди его отличий и серебряная медаль Географического общества, полученная в 1909 году за великолепную панораму Большого Кавказа. Участник многих отечественных и зарубежных выставок, он удостоен четырех золотых и девяти серебряных медалей, многих дипломов и знаков признания его мастерства, среди которых французский орден Почетного легиона.

Фотолетопись Кавказа

Раев в своей пятигорской фотомастерской

На выставке по альпинизму, устроенной во время ХII съезда русских естествоиспытателей и врачей, были представлены значок и флаг Кавказского Горного Общества, горное снаряжение и большая коллекция фотоснимков, изготовленных Раевым и принесенных в дар Обществу. В музее Лермонтова в Пятигорске и по сей день хранится небольшая медная пластина с выгравированной надписью, украшавшей когда-то один из изящных раевских фотоальбомов: «Дар К. Г. О. от Г. Раева». Один из первых и активных членов КГО, имевший обязанности товарища председателя и члена экскурсионной комиссии, он прекрасно знал самые отдаленные уголки Кавказа, делая свои снимки и в глухих ущельях и на вершинах исполинского Эльбруса. Мастерство светописи Раев счастливо сочетал в себе с неутолимым азартом путешественника и альпиниста. Он хорошо изучил Крым, посетил многие страны Европы и Азии, запечатлев на своих фотографиях различные памятники истории и культуры.

Ему принадлежат многие уникальные работы, связанные с памятью о М. Ю. Лермонтове. В 1881 году Раеву удалось зафиксировать для истории, как в Пятигорске отмечали сорокалетие со дня гибели поэта, а в 1889 году, поднявшись на Спасский собор, он снял оттуда открытие первого в России памятника М. Ю. Лермонтову. Среди его фотографий - первые снимки Домика поэта и места роковой дуэли у подножия Машука, других памятных мест, воспетых некогда автором «Героя» и «Демона». Со дня основания и на долгие годы судьба Григория Ивановича была связана и с лермонтовским музеем в Пятигорске.

Г. И. Раев прожил долгую и интересную жизнь, свой 90-летний юбилей «дедушка кавказской фотографии» отметил в Пятигорском краеведческом музее, среди друзей и коллег. Еще через четыре года он завершил свой земной путь.

Раевские снимки давно стали историей, а вернее сказать, драгоценным источником для всех краеведов и любителей кавказской старины. Сочетая в себе высокое знание ремесла и тонкое художественное чутье, они навсегда остались для нас недосягаемым образцом профессионального мастерства и примером совершенной во всех отношениях фотолетописи Кавказа.

Николай МАРКЕЛОВ,

ЧИТАТЬ НА ТЕМУ:

Знаток Кавказа
Фотолетописец Кавказа
Рай фотографа Раева
Пятигорские светописцы
Командировки мастера Раева
Летописец своего времени
Фотолетопись Кавказа

Галерея работ


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


«Мост через столетие»
«М. Ю. Лермонтов и князья Голицыны»
«Алексей Петрович Ермолов»
«Пятигорск - шаги времени»
«Первые садоводы Пятигорска»
«Кызыл дженерал»
«Обелиск у вершины»
«Пока русские будут говорить русским языком...»
«Визит профессора»
«Все в этом крае прекрасно»
«Главный доктор при Кавказских Водах»
«Мемориальная» слободка»
«Печорин, Бендер и нарзан»
«Лучший Арбенин»
«Самовар-паша»
«О чем молчит седой исполин»
«Меж горами и степью»
«Я была почти счастлива на Кавказе...»
«Так начинался общественный транспорт»
«Служение электричеству»
«Брату своему он брат»
«Фотолетопись Кавказа»
«Возрожденный Гааз»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Пятигорские светописцы»
«Этот легендарный Дорохов»
«Спасибо, кызыл дженерал!»
«Немного истории»
«Нестор кабардинской истории»
«Память о казачьем командире»
«Ваша слава принадлежит России...»
«На бывшей Театральной улице»
«Первопоселенец Кисловодска»
«Привет с Кавказа, или О чем рассказали старые открытки»
«Люблю я цвет их желтых лиц»
«Разведчик Кавказа Федор Федорович Торнау»
«Г. А. Емануель на Кавказе»
«Серб на службе русской»
«Награды Емануеля»
«Память величия, достоинства и чести нерушима»
Преображение «Грязнушки»
«Родился благодетельный тандем»
«И ванны, и грязь, и многое другое»
«Возвращение к истокам»
«Строили для эмира Бухарского»
«Вольтова дуга» генерала Ермолова
«Курьезы курортного бытия»
«На пользу и в украшение»
«Рождение туризма на Кавказе в дореволюционный период»
«Балакирев и Кавказ»







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!