| пятигорск | статьи | лучший арбенин | пятигорск |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Лучший Арбенин •ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Лучший Арбенин

Николай Мордвинов

Николай Дмитриевич Мордвинов

В погоне за новшествами современный кинематограф становится все сложнее и технологичнее, не поэтому ли мы с ностальгией смотрим старые фильмы, где главное - взаимоотношения людей. В черно-белых лентах мы видим не актеров, а людей с душой и сердцем. Мы искренне влюбляемся в их образы и характеры. Ведь именно они придавали силы и мужество людям в самые сложные периоды жизни нашей страны. Так, в трудную военную пору, в 1941 году на экраны выходит фильм по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Роль Евгения Арбенина в этом фильме сыграл будущий народный артист СССР Николай Мордвинов.

Николай Мордвинов родился 15 февраля 1901 г. в маленьком городке Ядрине, в Казанской губернии. Его родители были, что называется, из простых людей. Отец, Дмитрий Семенович, с ранних лет приучал детей к труду и дисциплине. Семья была дружной и очень радушной. А еще в их семье всегда звучали музыка и песни: отец, не зная нотной грамоты, мог исполнить на гитаре или балалайке любую песню. В восемь лет Николай пошел учиться в городское приходское училище, а с 11-ти продолжил обучение в Ядринском реальном училище. Здесь юноша очень увлекся русской литературой: Пушкиным, Лермонтовым, Гончаровым. Тогда же проявилась его тяга к сцене, и Николай стал участвовать в школьных спектаклях. Позже, в 1918 году, он и сам организовал драмкружок.

В период Гражданской войны Николая Мордвинова призвали в Красную армию. Здесь-то и сказалось полученное им среднее образование. Поначалу Николай служил писарем, а затем был зачислен артистом первой ударной труппы Нижегородского губвоенкомата. Отслужив, Мордвинов вернулся в родной Ядрин, однако творческая натура требовала большего, и в 1924 году он отправился в Москву.

В Москве, пройдя огромный конкурс, был зачислен в Центральный техникум театрального искусства. Но проучился он там недолго. Уже в конце учебного года его отчислили с формулировкой «по профнепригодности». Такой удар может вынести не каждый. Но Мордвинов не сдался. В том же 1925 году он поступил в студию под руководством Ю. А. Завадского. А позже, когда на основе студии был создан Театр, молодой актер вошел в его труппу. В 1930 году Мордвинов был избран членом дирекции театра и ответственным секретарем по художественной части. В этом же году он начал заниматься режиссурой.

В середине 30-х Николай Мордвинов женился на актрисе Театра-студии Завадского Ольге Табунщиковой. Она стала ему верной подругой и надежной спутницей на всю жизнь. В 1937 году у них родилась дочь. Она прожила недолго. В 1942-м, к огромному горю родителей, девочка скончалась от туберкулезного менингита. Больше детей в семье никогда не было. В 1936 году Николай Мордвинов перешел в Ростовский театр им. Горького. На его сцене за четыре года работы он создал немало интересных образов.

А в 1940 году Юрий Завадский возглавил театр им. Моссовета, и Николай Мордвинов пришел в его труппу. Здесь он проработал до конца своей жизни. Его не раз приглашали перейти в другие театры, но он не изменил своему учителю. С труппой театра в сентябре 1949 года, будучи на гастролях в Пятигорске, Николай Дмитриевич играл в спектакле «Мадлен Годар».

Героев Николая Мордвинова всегда отличали могучие, цельные характеры. Его Отелло очень нравился писателю Алексею Толстому, который признавался, что получил от спектакля сильное впечатление. А другой известный писатель Константин Симонов, увидев этот спектакль, говорил, что давно не испытывал такого наслаждения. В кинематограф Мордвинов попал в 1935 году и создал на экране восемь интереснейших образов, старшему поколению памятны его Богдан Хмельницкий, красный командир Григорий Иванович Котовский, Славко Бабич, Васнецов в «Парне из нашего города».

Вершиной же творчества Николая Дмитриевича Мордвинова стала роль Арбенина. Сергей Герасимов не сразу решился отдать эту роль в фильме Мордвинову. В те годы режиссер больше тяготел к молодым актерам, и лермонтовский герой, в его понимании, был молодым. А Мордвинову исполнилось уже сорок. Оператор Вячеслав Горданов впоследствии говорил: «Каким счастьем было снимать Мордвинова! Потому, что Мордвинов пришел на съемочную площадку самостоятельно мыслящим мастером, знающим, чего он ищет, и умеющим исполнять задуманное». В образе Арбенина актер отобразил настоящую трагедию человека, вступившего в конфликт со светским обществом и с самим собой. Он в полной мере сумел подчеркнуть мятущийся гордый ум лермонтовского героя.

Но для Николая Мордвинова роль Арбенина не осталась только на черно-белой пленке, она стала его путеводной звездой в искусстве.

В 1952 году Мордвинов сыграл Арбенина в Театре имени Моссовета. Десятилетие, отделявшее спектакль от кинофильма, принесло много новых представлений и о Лермонтове, и о его эпохе. Если в кинокартине четырехактная пьеса по необходимости была сжата до девяноста минут экранного времени и представляла собой вариант, в котором отсутствовали целые монологи и сцены, то в спектакле Мордвинов получил возможность сыграть трагедию на сцене в подлинном ее виде, в ином ритме и темпе. И, разумеется, отличие было существенным.

В 1955 году Мордвинов прислал свой портрет в образе Арбенина в пятигорский музей Лермонтова с дарственной надписью: «Домику Лермонтова. С глубоким уважением и благодарной памятью, с беспокойной и горячей любовью к автору «Маскарада», «Демона», «Мцыри», «Калашникова», с которыми прожил я много дней в волнении и радости и благодаря которым соприкоснулся с сердцем великого гражданина, с могучей душой пламенного и нежного, тревожного и гневного гения нашего народа. 20.1.55. Москва».

В 1963 году спектакль, прошедший более 200 раз, был основательно пересмотрен и вышел в новой редакции.

Мордвинов продумывал каждый момент своего существования на сцене. В Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова хранятся вещи, с которыми он выходил на сцену в образе Арбенина. Их в дар передала в 1967 году верный и преданный друг Николая Дмитриевича, его вдова Ольга Табунщикова-Мордвинова. Впоследствии она неоднократно бывала гостем музея.

Николай Мордвинов ушел из жизни 26 января 1966 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. На доме в Москве, где он жил, установлена мемориальная доска.

В Пятигорске в музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова в витрине первого зала литературного отдела, рядом с фотографиями сцен из спектакля, посетители видят перчатки, лорнет и перстень, с которыми в роли Арбенина на сцену театра Моссовета великий русский актер Николай Мордвинов выходил 330 раз.

Ушел великий актер, но остались его неповторимые герои в фильмах и спектаклях, ставших классикой отечественного театра и кино.

Наталья СИЗОНОВА, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова,


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


«Мост через столетие»
«М. Ю. Лермонтов и князья Голицыны»
«Алексей Петрович Ермолов»
«Пятигорск - шаги времени»
«Первые садоводы Пятигорска»
«Кызыл дженерал»
«Обелиск у вершины»
«Пока русские будут говорить русским языком...»
«Визит профессора»
«Все в этом крае прекрасно»
«Главный доктор при Кавказских Водах»
«Мемориальная» слободка»
«Печорин, Бендер и нарзан»
«Лучший Арбенин»
«Самовар-паша»
«О чем молчит седой исполин»
«Меж горами и степью»
«Я была почти счастлива на Кавказе...»
«Так начинался общественный транспорт»
«Служение электричеству»
«Брату своему он брат»
«Фотолетопись Кавказа»
«Возрожденный Гааз»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Пятигорские светописцы»
«Этот легендарный Дорохов»
«Спасибо, кызыл дженерал!»
«Немного истории»
«Нестор кабардинской истории»
«Память о казачьем командире»
«Ваша слава принадлежит России...»
«На бывшей Театральной улице»
«Первопоселенец Кисловодска»
«Привет с Кавказа, или О чем рассказали старые открытки»
«Люблю я цвет их желтых лиц»
«Разведчик Кавказа Федор Федорович Торнау»
«Г. А. Емануель на Кавказе»
«Серб на службе русской»
«Награды Емануеля»
«Память величия, достоинства и чести нерушима»
Преображение «Грязнушки»
«Родился благодетельный тандем»
«И ванны, и грязь, и многое другое»
«Возвращение к истокам»
«Строили для эмира Бухарского»
«Вольтова дуга» генерала Ермолова
«Курьезы курортного бытия»
«На пользу и в украшение»
«Рождение туризма на Кавказе в дореволюционный период»
«Балакирев и Кавказ»







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!