Он был «белой вороной» в своей семье. Его братья пошли по стопам отца, известного строителя военных кораблей Н. Кутейникова.
А Евгений мечтал о паровозах. Он блестяще окончил институт инженеров путей сообщения, получив диплом «с правом составления проектов и производства строительных работ». Но заниматься этим у него уже не было желания, во время учебы пришло новое увлечение - электричеством. И в тот же год поступает в электротехнический институт, где его увлеченность приметил профессор Шателен, который рекомендовал его Управлению Кавказских Минеральных Вод как знающего специалиста по организации «электрического дела». А такой специалист был очень нужен здесь в связи с пуском трамвая.
С первых же дней пребывания в должности заведующего электротехническим отделом Управления Вод Кутейников постоянно думает о совершенствовании электрической сети курортов. Видя, что энергия, даваемая гидроэлектростанцией «Белый Уголь» для питания трамвайных вагонов, зависит от уровня воды в Подкумке, он строит в трамвайном депо аккумуляторную станцию, которая позволяет сделать движение вагонов независимым от капризов стихии. Но энергии все равно не хватает, и Евгений Николаевич решает дополнить гидравлическую станцию дизельной. В начале 1913 года тепловая станция начала действовать. А 26 марта была осуществлена параллельная работа обеих станций.
Эта дата стала днем рождения первой в мире энергосистемы. Принцип параллельной работы электростанций был впоследствии использован при составлении плана ГОЭЛРО, а позже - при создании Единой энергетической системы СССР. В память о скромном опыте, получившем столь масштабный резонанс, рядом с бывшей тепловой станцией была поставлена памятная стела в виде сверкающей спирали на черном гранитном постаменте.
Ввод тепловой станции полностью обеспечил города-курорты электрической энергией. Но неутомимый инженер загорелся новой идеей электрифицировать железнодорожную ветвь Минеральные Воды-Кисловодск. Не забывает Евгений Николаевич и о развитии трамвая - он составляет проект трамвайных линий вокруг горы Машук от Пятигорска до Железноводска. Для реализации этих проектов нужно много энергии. Дать ее может одна из горных рек Северного Кавказа. Но которая? Чтобы определить это, Евгений Николаевич организует экспедицию. Время для нее самое неподходящее. Идет 1918 год. На Северном Кавказе бушует гражданская война. Но маленький караван отправляется в горы с надеждой, что мирных изыскателей никто не тронет. Увы, в перестрелке с неизвестной бандой инженер был убит.
По решению городских властей улица Заводская, где жила семья инженера, получила имя Кутейникова. А еще память о нем живет в бегущих по улицам Пятигорска вагонах трамвая, которому служил замечательный российский интеллигент, посвятивший жизнь электричеству.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!