Эта дата не отмечена красным цветом в календарях. В честь ее не устраивают пышных торжеств. И все же мы не можем не вспомнить, что 170 лет назад, в 1846 году, произошло событие, ставшее немаловажной вехой в истории Кавказских курортов. Именно в том году сюда прибыл архитектор Самуил Уптон, приглашенный наместником Кавказа М. Воронцовым. Начало 40-х годов ХIХ века было для Кавказских Минеральных Вод периодом если не упадка, то, как сейчас любят говорить, стагнации, застоя. Главный радетель курортов генерал А. П. Ермолов покинул Кавказ, активный проводник его политики генерал Г. А. Емануель, тяжело раненный в бою, вышел в отставку. Заболели и один за другим ушли из жизни архитекторы братья Бернардацци, бывшие душой всех дел по строительству и благоустройству курортных поселений.
Строительство здесь практически прекратилось, никаких новых начинаний не наблюдалось.
Судьба курортного региона резко изменилась лишь после того, как в 1844 году наместником Кавказа был назначен Воронцов. Он быстро разобрался в недостатках прежнего управления Водами и добился передачи Кавминвод в его непосредственное подчинение. Очень скоро здесь начались большие перемены. Они коснулись, прежде всего, организационной стороны курортного дела. Затем последовали и изменения во внешнем облике курортных поселений. И вот здесь-то сыграл решающую роль приглашенный Воронцовым на должность главного архитектора Вод Самуил Уптон. Союз администратора и художника оказался поистине благодетельным. «Воронцов признавал произведения Бернардацци, носящие отпечаток искусства, изящного вкуса, прочности и даже дешевизны, – писал один из современников, – но симпатизировал лишь английским фасадам господина Уптона».
Подобная симпатия к Уптону вполне понятна. Проведя юные годы на земле Британии, Михаил Семенович на всю жизнь остался поклонником всего английского, в том числе и зодчества, представителем которого был Уптон. По рекомендации патрона он начал свою деятельность с возведения питьевых галерей. Воронцов считал, что публике, пьющей целебную воду, должно быть в них удобно, покойно, приятно и в хорошую, и в дурную погоду. А сами здания галерей должны сделаться не только центром курортной жизни, но и радовать глаз изяществом и благородством форм. И Уптон принялся строить галереи. Елизаветинская и Михайловская в Пятигорске, Питьевая в Ессентуках, Нарзанная в Кисловодске, Лермонтовская в Железноводске, позднее разобранная… Хорошо известные всем, они создали зодчему славу «мастера галерейного строительства».
О других же его работах широкая публика знает куда меньше.
А ведь заботами Самуила Ивановича в Ессентуках, Пятигорске, Железноводске появились приличные ванные здания. Им были построены – увы, несохранившиеся – здания для отдыха и развлечений в Пятигорске и Железноводске. Назвали их «вокзалами» – не с его ли легкой руки? Ведь британец Уптон не мог не слышать о популярном концертном и танцевальном зале Джейн Вокс под Лондоном, от которого пошли и в Англии, и в других странах прочие «вокс-холлы», перекрещенные россиянами в «воксалы», а потом и в «вокзалы».
В бытность Уптона на Водах Пятигорск обзавелся первым в регионе театральным зданием (ныне кинотеатр «Родина»). Каменный парапет на берегу Ольховки и сегодня защищает Кисловодский парк от ее разливов. Тут же у входа в парк – каменный мост, который долгое время назывался Воронцовским. Самуил Уптон проложил первый водопровод в Пятигорск и соорудил первую экипажную дорогу на вершину горы Машук. Под его руководством велась проходка тоннеля к подземному озеру Провала.
А жилые дома! Их было построено несколько десятков, в том числе и дом самого Уптона. Как известно, Воронцов выразил желание, чтобы жилище главного архитектора Кавказских Вод стало бы украшением города. И, полагаясь лишь на собственную фантазию и вкус, зодчий выстроил на диких и пустынных скалах горы Горячей подобие средневекового замка. Он вырастает из скального массива как его рукотворное продолжение, как плоть от плоти своего естественного пьедестала. Он тревожит воображение необычностью форм и непохожестью на окружающие здания. В памяти жителей Пятигорска он так и остался, как «Дом Уптона». Проектировать его помогла давняя симпатия к средневековой архитектуре, прежде всего поздней готике. В доме, который строил Уптон для своей семьи, воплотились его романтические грезы, грезы человека ХIХ столетия о замках и аббатствах эпохи Тюдоров.
Позже Воронцов с гордостью докладывал императору: «Выбор сего архитектора вполне оправдал ожидания и все работы, производившиеся и продолжающиеся под его руководством, отличающиеся красотой и прочностью». За свою деятельность на Кавказских Минеральных Водах Уптон был удостоен почетного звания «Академик архитектуры». Через некоторое время после отъезда Воронцова с Кавказа Самуил Иванович тоже покинул полюбившийся ему край. В 1864 году мы видим его городским архитектором Владикавказа, затем помощником областного инженера. Исполняя эту должность, он и скончался внезапно, «от удара», в 1879 году.
А строения, напоминающие творения Уптона, поклонника средневекового английского зодчества, сооружались в городах Кавказских Минеральных Вод еще добрых полвека после его отъезда. Это портал каптажного сооружения источника № 1 в Железноводске, похожий на вход в средневековую крепость, питьевой бювет Михайловского (ныне Незлобинского) источника в виде грота-«нимфеума» там же, в Железноводске. Напоминают рыцарские замки дачи «Эльза» в Пятигорске и «Орлиное гнездо» в Ессентуках, некоторые виллы в Кисловодске – все они были построены уже в начале ХХ столетия. Значит, сумел оставить на Кавказских Водах Самуил Уптон не только прекрасные творения, но и особый, романтический настрой своей души.
Вадим ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ, «Кавказская здравница»
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!