Имя генерала А. А. Вельяминова хорошо известно историкам Кавказской войны. Еще в начале службы Алексей Александрович близко сошелся с Алексеем Петровичем Ермоловым. Ценя блестящие боевые качества младшего товарища, Ермолов, назначенный в 1816 году командиром Отдельного Грузинского корпуса, добился назначения Вельяминова своим начальником штаба. Все годы пребывания Ермолова на Кавказе рядом с ним находился и Алексей Александрович, деля с командующим все тяготы управления этой отдаленной российской окраиной и сложности ведения Кавказской войны. Подчиненные высоко ценили его личную храбрость, воинское умение и доброжелательное ко всем отношение. Горцы, называвшие Вельяминова кызыл дженерал, то есть «рыжий генерал», уважали его и боялись.
По достоинству оценил генерала и преемник Ермолова, И. Ф. Паскевич. Когда в 1831 году командующий войсками Кавказской линии генерал Г. А. Емануель был тяжело ранен, на его место, по рекомендации Паскевича, был назначен Вельяминов. До сих пор генерал занимался лишь воинским делом, теперь же на его плечи наваливается масса дел гражданских. Конечно, Вельяминовым в этой сфере сделано не столь много, как его предшественником Емануелем, но все же след в истории Северного Кавказа он оставил заметный.
На Кавказских Минеральных Водах Вельяминов продолжил начатое Емануелем благоустройство курортных поселений. По его указанию в медицинский департамент была представлена «Записка», где содержалось много ценных предложений по совершенствованию курортов. В период управления Вельяминова началось использование для лечения Бугунтинских вод, как поначалу назывались Ессентукские. В Кисловодске был реконструирован колодец нарзана, построены близ него две полотняные прогулочные галереи, возведено несколько жилых домов. В Пятигорске начала активно развиваться «садовая школа», превратившаяся в «Казенный сад». А главное, в те годы был утвержден новый план застройки Пятигорска, исполнение которого привело к бурному развитию города. По его указанию пробили удобное шоссе, ведущее к Елизаветинской галерее.
Учрежденную Емануелем экстра-почту с Кавказа в Петербург Вельяминов распорядился распространить и на Пятигорск, значительно ускорив доставку писем.
Трудно сказать, что сделал бы еще для развития курортов прославленный боевой генерал, если бы тяжелая болезнь не свела его в могилу. Это случилось 27 марта 1838 года. В Пятигорске именем Вельяминова назвали проспект и шоссе к Елизаветинской (ныне Академической) галерее. Увы, в годы массовых переименований Вельяминовское шоссе стало Красноармейским спуском, а Вельяминовский проспект получил имя Максима Горького. Ныне, когда наступила «пора собирать камни», думается, надо бы вернуть имя Вельяминова на карту Пятигорска, воздав ему дань благодарности за добрые дела.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!