Чуть более ста лет назад в рамках подготовки к празднованию векового юбилея КМВ Управлением Кавказских Минеральных Вод было принято решение электрифицировать города-курорты Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, и Ессентуки. При воплощении этого решения в жизнь широко применялись научно-технические новшества. При Управлении создали новую структуру – так называемый электротехнический отдел, который возглавил Самуил Маркович Фридман. В 1902 электроотделом был разработан смелый и амбициозный проект. Предлагалось на реке Подкумок, близ Ессентуков, построить первую в России гидроэлектростанцию.
До 1903 года в городах Кавминвод было несколько небольших электростанций, которые генерировали ток при помощи паровых машин и нефтяных двигателей. Расчеты авторов проекта показывали, что после введения в строй ГЭС от их дальнейшей эксплуатации можно будет полностью отказаться, и только одно это будет давать ежегодную экономию в 26 тысяч рублей. «Если же оставшуюся свободную энергию отдавать частным потребителям, то расходы по эксплуатации станции полностью окупятся... Устройство гидроэлектрической станции является, таким образом, во всех отношениях целесообразным».
11 мая 1903 года близ Ессентуков состоялась закладка здания будущей гидроэлектростанции. А уже в июле того же года ГЭС «Белый Уголь» вступила в строй. Всего через два месяца после начала функционирования ГЭС в Пятигорске пустили трамваи.
В мае 1905 года электроотдел в Управлении Вод возглавил Евгений Николаевич Кутейников. Он ежегодно составлял подробные отчеты. Они свидетельствовали, что потребление электроэнергии в Пятигорске растет и будет возрастать в дальнейшем весьма быстрыми темпами. Выяснилось, что Центральная Пятигорская ГЭС уже не справляется с возросшими аппетитами главного города Кавминвод. Под руководством Кутейникова был разработан проект строительства в Пятигорске новой Тепловой электростанции, на двигателе Дизеля. По проекту Кутейникова новая электростанция должна была начать параллельную работу с Центральной Пятигорской ГЭС. То есть возрастающую потребность в электроэнергии было предложено удовлетворить путем создания первой в мире энергосистемы. Задача добиться параллельной работы двух электростанций была весьма сложной. Ибо в XX веке не было не то что практического опыта параллельной работы электростанций, но даже чисто теоретических ее обоснований.
Строительство новой станции и монтаж электрооборудования были завершены к 26 марта 1913 года. В тот же день в присутствии приемочной комиссии было установлено первое практическое параллельное соединение «Белого угля» и «Тепловой». Так заработала первая в мире энергосистема.
Принцип параллельной работы электростанций был использован в плане ГОЭЛРО и в единой энергетической системе страны.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!