| пятигорск | статьи | я была почти счастлива на кавказе... | пятигорск на страницах русской литературы |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Я была почти счастлива на Кавказе... •ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Я была почти счастлива на Кавказе...

Пятигорск на страницах русской литературы

Елена Андреевна Ган.
Cцена из жизни «водяного общества» в Пятигорске.
Рисунок художника Д. Павлинова.

Имя нашей героини до сих пор мелькает на страницах газет и журналов, короткие заметки о ней появляются, как правило, под рубрикой «Забытые имена», что не совсем справедливо, ибо литературные произведения Елены Андреевны Ган выходят в свет и в наши дни. Родилась она в семье служивого дворянина в 1814 году. Отец ее Андрей Михайлович Фадеев впоследствии сделал приличную карьеру, имел чин тайного советника и занимал пост саратовского гражданского губернатора. Еще больше прославился младший брат Елены - Ростислав Андреевич Фадеев, генерал, военный писатель и яркий публицист. Его книга «Русское общество в настоящем и будущем (чем нам быть?)» имелась в личной библиотеке Ф. М. Достоевского и внимательно им изучалась. А сестра Елены - Екатерина стала матерью знаменитого российского премьер-министра Сергея Юльевича Витте. Да и саму Елену господь талантами не обделил, что признавали такие великие умы, как В. Г. Белинский и И. С. Тургенев.

Невысокая, хрупкого сложения, с правильными чертами лица; темные волосы, зачесанные назад, открывают высокий лоб. Нет, совсем не красавица, но выразительный взгляд больших черных глаз придает всему облику вид возвышенный и романтичный. Будь это в наши дни, никто, пожалуй, не подошел бы лучше на роль лермонтовской Мери.

Она рано, 16 лет от роду, вышла замуж. Избранником ее стал капитан конной артиллерии Петр Алексеевич Ган, батарея которого беспрестанно кочевала по югу Украины. В 1836 году, когда мужа перевели в Петербург, там, в доме своей кузины Е. А. Сушковой, она познакомилась с Лермонтовым. В это время она уже пробует писать. Ее первые литературные творения поддержал опытный журналист и издатель О. И. Сенковский, поместивший в одном из номеров «Библиотеки для чтения» ее первую повесть «Идеал». Долгое время Елена Ган была известна читающей публике под псевдонимом «Зенеида Р-ва», которым были подписаны ее имевшие заметный успех повести. Лето 1837 года писательница провела в Пятигорске, куда приехала вместе с детьми, сестрой Екатериной, матерью и отцом, служившим тогда в Астрахани.

Она впервые увидела Кавказ, прославленный в поэзии Пушкина, цепи снежных гор вдали, освещенные щедрым южным солнцем, а здесь, среди предгорий, - новенький, чистенький городок, собравший со всех краев России пеструю толпу жаждущих исцеления. Ярких впечатлений было много, все это давало пищу уму, и в пылком воображении уже начинал складываться сюжет новой повести, получившей название «Медальон» и опубликованной два года спустя в одном из столичных журналов.

Действие начинается летним утром, когда к пятигорской гостинице, известной под названием Ресторация, в щегольской коляске подъезжает князь Юрьевич, «молодой человек высокого роста, прекрасной наружности», сопровождающий в путешествии на воды своего больного дядю-старика. Вскоре нам становится известно, что князь долгое время жил за границей, промотал состояние и полгода назад вынужден был вернуться в Россию, где благоразумный дядюшка подыскал ему богатую невесту. Вскоре должна состояться и свадьба.

От своих приятелей Юрьевич узнает, что съезд посетителей на воды в этом году великолепен, а более других привлекает всеобщее внимание загадочная баронесса Энгельсберг, молодая и богатая вдова, к тому же красавица, приехавшая на Кавказ для излечения малолетнего сына. Загадка же заключается в том, что баронесса ведет образ жизни уединенный и даже успела получить прозвище прекрасной затворницы. «Она неприступна и холодна, как вершина Эльбруса», - говорит о ней один из героев. Впрочем, с появлением здесь князя Юрьевича поведение баронессы неожиданно меняется, и она становится непременной участницей всех затей «водяного общества». Юрьевич поражен ее красотой, но его ухаживания не имеют видимого успеха.

Сюжет развивается своим чередом. Не известив князя, баронесса уезжает в Кисловодск, Юрьевич бросается за нею вдогонку; между героями происходит объяснение. Ради любви баронессы Юрьевич готов пожертвовать всем на свете, даже жизнью, не говоря уж о богатой невесте, которую он почти не знал. Баронесса признается князю в любви и принимает его предложение, но этим история отнюдь не кончается и следует неожиданная развязка, объясняющая к тому же название повести. Чтобы скрасить досуг, в кружке баронессы решают по очереди рассказывать интересные случаи из жизни. Первый жребий выпал баронессе, и она обещала поведать тайну своего медальона, прикрепленного к браслету, который она всегда носила на запястье. Эта история, занимающая почти половину всей повести, была с заметным волнением прочитана баронессой по тетради. Она изложила действительные события, только взяла вымышленные имена. Речь шла о соблазненной и покинутой девушке. От несчастья и пролитых слез она ослепла. Виновник же ее бед, некий князь Л***, беззаботно укатил в Париж с француженкой-актрисой.

Финал «Медальона» таков. Оказывается, что князь Л*** и Юрьевич - это одно и то же лицо, в медальоне же заключен портрет так жестоко обманутой им девушки, приходившейся баронессе Энгельсберг родной сестрой. Любовь баронессы к Юрьевичу - сплошное притворство с целью мести; раздосадованный и нравственно уничтоженный князь с проклятиями покидает ее дом...

Содержание «Медальона», а в том числе изображенная пятигорская обстановка, ряд описаний и сюжетных ходов невольно заставляют вспомнить страницы лермонтовской «Княжны Мери». Вот панорама местности, открывающаяся взору с высокой точки: «С одной стороны на скате Машука пестрел город Пятигорск; ниже, в глубине долины, быстрый Подкумок, то разбрасываясь ручьями, то собирая воды свои в одно ложе, змеился и орошал луга и сады казацкой станицы... К востоку возносилась амфитеатром цепь снежных гор, начиная двуглавым Эльбрусом, который, всех выше и величавее, стоял, будто предводительствуя сонмом исполинов, и резко оттенялся нежною белизной на темно-голубом небе... Прозрачные облака и тяжелые темно-сизые тучи, гуляя в этом туманном океане, развивались и свивались в самые причудливые формы... Один Бештау, подняв высоко пирамидальный хребет свой, стоял неподвижным посреди этого зыблющегося архипелага...»

Здесь и великолепное общество, проводящее время в пикниках и верховых прогулках. Правда, в отличие от героев «Княжны Мери», персонажи «Медальона» совершают свое путешествие не на Провал, а на вершину Машука. Здесь источники и ванны, и Эолова арфа, и пятигорский бульвар с его разноязычной толпой. А князь Юрьевич, подобно Печорину, сидит здесь с приятелем на скамье, отпуская злые шутки в адрес всех и каждого. И, наконец, завязка любовной истории, завершение которой происходит уже в Кисловодске. Причем завершение, которое, как и у Лермонтова, является вовсе не счастливым концом, а решительным разрывом отношений. Некоторые детали совпадают поразительно точно, например, драматическое объяснение героев и поцелуй во время верховой поездки близ Кисловодска.

Несколько строк в «Медальоне» уделено и любимой Лермонтовым с детских лет горе Бештау, ее название несколько раз мелькает на страницах повести. Приводится даже эпизод, связанный с троекратным восхождением одного из героев на ее вершину: «Он провел трое суток на казачьем посту, у подошвы Бештау, и всякий вечер взбирался на самую вершину, чтобы увидеть картину восходящего солнца над цепью снежных гор». Трудно судить, сказалось ли здесь необыкновенное воображение самой Елены Ган или же в повести отразились реальные события, очевидцем которых она была в Пятигорске. Во всяком случае, все изложенное выглядит вполне достоверно; подъем на вершину Бештау, пусть даже три дня подряд, не представляет значительных трудностей; о казаках на вышках упоминает и Лермонтов в «Княжне Мери», а один из районов города, подступающий к основанию Бештау, и по сей день носит название Гора-Пост.

Елена Ган умерла в Одессе в возрасте 28 лет, не успев завершить последней начатой повести, как осталась неоконченной и печальная повесть ее жизни. Дар писательницы унаследовали обе ее дочери - Елена Петровна Блаватская, знаменитая основательница теософского общества, и Вера Петровна Желиховская, автор рассказов и повестей для детей. Произведения Елены Ган переводились на европейские языки; в дореволюционной России дважды выходило собрание ее сочинений. Белинский, высоко оценивший ее творчество, писал в пространной рецензии, вышедшей вскоре после ее кончины: «Мир праху твоему, необыкновенная женщина, жертва богатых даров своей возвышенной натуры. Благодарим тебя за краткую жизнь твою, недаром и не втуне цвела она пышным, благоуханным цветом глубоких чувств и высоких мыслей... В этом цвете - твоя душа, и не будет ей смерти, и будет жива она для всякого, кто захочет насладиться ее ароматом...»

Николай МАРКЕЛОВ, главный хранитель Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова,


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


«Мост через столетие»
«М. Ю. Лермонтов и князья Голицыны»
«Алексей Петрович Ермолов»
«Пятигорск - шаги времени»
«Первые садоводы Пятигорска»
«Кызыл дженерал»
«Обелиск у вершины»
«Пока русские будут говорить русским языком...»
«Визит профессора»
«Все в этом крае прекрасно»
«Главный доктор при Кавказских Водах»
«Мемориальная» слободка»
«Печорин, Бендер и нарзан»
«Лучший Арбенин»
«Самовар-паша»
«О чем молчит седой исполин»
«Меж горами и степью»
«Я была почти счастлива на Кавказе...»
«Так начинался общественный транспорт»
«Служение электричеству»
«Брату своему он брат»
«Фотолетопись Кавказа»
«Возрожденный Гааз»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Пятигорские светописцы»
«Этот легендарный Дорохов»
«Спасибо, кызыл дженерал!»
«Немного истории»
«Нестор кабардинской истории»
«Память о казачьем командире»
«Ваша слава принадлежит России...»
«На бывшей Театральной улице»
«Первопоселенец Кисловодска»
«Привет с Кавказа, или О чем рассказали старые открытки»
«Люблю я цвет их желтых лиц»
«Разведчик Кавказа Федор Федорович Торнау»
«Г. А. Емануель на Кавказе»
«Серб на службе русской»
«Награды Емануеля»
«Память величия, достоинства и чести нерушима»
Преображение «Грязнушки»
«Родился благодетельный тандем»
«И ванны, и грязь, и многое другое»
«Возвращение к истокам»
«Строили для эмира Бухарского»
«Вольтова дуга» генерала Ермолова
«Курьезы курортного бытия»
«На пользу и в украшение»
«Рождение туризма на Кавказе в дореволюционный период»
«Балакирев и Кавказ»







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!