пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА • Застывшие легенды ПятигорьяОГЛАВЛЕНИЕ



 Кавминводы 

Машук - податель струй целебных

КавминводыКак мы уже упоминали, курорт Пятигорск привольно раскинулся у подножия этой самой посещаемой отдыхающими и туристами горы (993 м). Чистый свежий воздух, прекрасный вид, roрная местность, теплый климат способствовали развитию в Пятигорске аэротерапии, гелиотерапии и лечебной ходьбы как дополнительных лечебных процедур во время нахождения отдыхающих на курорте Разработаны три основных маршрута терренкура, начало и окончание которых приурочено к источнику № 20 напротив санатория «Тарханы». Маршрут № 1 протяженностью 9600 м с углами подъема от i до 6° проходит мимо Арт-выставки Дадашева, Провала, по кольцевой дороге вокруг Машука, с посещением места дуэли Лермонтова с выходом к Воротам Солнца выше санатория «Ленинские скалы» и спуском к источнику № 20. Маршрут № 2 повторяет этот же путь но только в обратном направлении, нагрузки увеличиваются, углы подъема достигают ю - 12°. Разработан также маршрут № з с подъемом на гору Машук. Путь пролегает вначале по маршруту № 2, a затем от 22-й станции имеется ответвление тропы вправо на вершину горы. Длина маршрута в оба конца 1080 м, угол подъема до 12°.

В этой главе мы постараемся рассказать жителям и гостям региона о наиболее популярных маршрутах знакомства с, пожалуй, самой популярной горой Кавказских Минеральных Вод.

Вы приехали на железнодорожный вокзал города Пятигорска. Садитесь на автобус или маршрутное такси № 1 и едете до станции канатной дороги. Это самый легкий и быстрый путь для того, чтобы в сжатые сроки познакомиться с вершиной. Длина канатной дороги составляет 964 м, и за четыре минуты вагончик, вмещающий 25 пассажиров, доставляет вас на верхнюю станцию, расположенную почти на самой вершине (993 м)- Высшую точку горы занимает 112-метровая телевизионная вышка, которая наряду с Машуком стала своеобразной визитной карточкой Пятигорска. Здесь имеется несколько смотровых площадок. С южной площадки открывается впечатляющий вид на горы Главного Кавказского хребта. Слева хорошо различается снеговая вершина Казбека, замыкающая с востока Центральный Кавказ. Прямо возвышается двуглавый Эльбрус, западное окончание Центрального Кавказа. Между ними расположены основные пятитысячники Кавказа. Далее виднеются вершины Западного Кавказа. Внизу раскинулся Пятигорск с блестящей лентой реки Подкумок, пересекающей город и уходящей вдаль к кварталам Ессентуков. Черными горбами вздыбившихся пород отмечены южные вулканы региона - Юца, Джуца, Золотой Курган. В дымке теряются территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. Чуть ниже по склону Машука расположен памятник на могиле известного исследователя Кавказа Андрея Васильевича Пастухова, военного топографа, покорившего с научной целью обе вершины Эльбруса, Казбек, многие другие вершины. По его просьбе он был похоронен на склоне Машука: «Чтобы были видны милые сердцу Кавказские горы...»

С восточной более покатой и доступной смотровой площадки открывается вид на поселок Горячеводский, станицы Константиновскую и Лысогорскую, автотрассу Ростов - Владикавказ с прижавшимися к ней известными на весь Северный Кавказ рынками «Людмила» «Лира» и другими. Часто с этой площадки взлетают в синее кавминводское небо парапланеристы. На свой страх и риск они берут с собой в полет туристов. Река Подкумок уходит вдаль на встречу с рекой Кумой огибая при этом вершину Лысую. Но, пожалуй, самый впечатляющий вид ждет туриста с северо-западного склона Машука. Во всей красе предстает перед ним пятивершинная гора Бештау с ее грозными вершинами, поросшими лесом, а выше - горными лугами, с ленточкой дороги, ведущей к Ново-Афонскому монастырю. На северо-западе как на ладони виднеются горы Железная, Спящий Лев, Бык, Верблюд, Змеевая. Прямо у подножия просматриваются кварталы курортного поселка Иноземцево с глазами-блюдцами озер, ближе к Змеевой - дома поселков Змейка, Новотерский и частично города Минеральные Воды. В советские времена на удобной площадке склона Машука располагался очень популярный ресторан, от которого остались лишь некрасивые развалины. Если вы взяли с собой воду и еду, то можно выбрать удобное место и, наслаждаясь прекрасным видом, подкрепиться перед дальнейшим путешествием. А оно будет зависеть от наличия у вас свободного времени. Ждут неотложные дела - вы спускаетесь с вершины по канатной дороге и едете домой. Но уж если вы вырвались из повседневной суеты, то лучше снова выйти на восточный склон и по горной тропе спуститься вниз к знаменитому Провалу и познакомиться с этой частью курортной зоны Пятигорска.

Пятигорск и гора Машук являются наиболее посещаемыми как населением, так и гостями Кавказских Минеральных Вод. Здесь очень много интересных памятников природы, истории, архитектуры. Мы постараемся хотя бы вкратце рассказать о наиболее достопримечательных местах горы Машук. Итак, наше путешествие начинается со станции Лермонтовская. Отсюда пешком мы проходим до автотрассы Пятигорск - Минеральные Воды. За автотрассой, минуя установленные в 1951 году по проекту архитектора Б. П. Светлицкого величественные каменные пилоны с надписью «Место дуэли М. Ю. Лермонтова», вы углубляетесь по левому ответвлению асфальтового шоссе в Машукский лес. На небольшой поляне 15 июля 1915 года был открыт памятник по проекту скульптора Б. М. Микешина. Ограда из столбиков, напоминающих пули и соединенных цепями, с каменными фигурами грифов была сооружена по проекту скульпторов А. А. Дитриха и В. В. Козлова. Именно здесь разыгралась трагедия 15(28) июля 1841 года. По договоренности сюда съехались Лермонтов, который лечился в Железноводске, секунданты и когда-то довольно близкий приятель поэта Мартынов. Вечерело, огромная черная туча надвигалась на Машук, приближалась гроза. Секунданты торопились, отмерили 15 шагов. Лермонтов выстрелил в воздух, а вот пуля Мартынова сразила наповал поэта. Страшный удар грома потряс воздух, разразился сильнейший ливень - как будто природа оплакивала гибель гения русской литературы. Только поздно вечером его тело было перевезено в домик Чилаева.

17(3) июля 1841 года при большом стечении народа сослуживцы Лермонтова на плечах отнесли гроб с телом поэта на городское кладбище под Машуком, туда, где сейчас находится Лазаревская церковь и некрополь. Отпевания не было. На могилу положили камень с надписью «Михаил». Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсентьева в январе 1842 года получила разрешение перевезти прах внука к себе в Тарханы. Долог был путь маленького обоза из Пензенской губернии на Кавказ и обратно. Только 21 апреля гроб прибыл в имение бабушки, и Лермонтов нашел успокоение в фамильной часовне рядом с могилой матери, позже там похоронили и бабушку. Место первоначального погребения поэта было забыто. С трудом оно было определено в 1901 году, тогда же из бетона был изготовлен памятник-обелиск по проекту пятигорского архитектора И. И. Байкова. Его установили на найденном месте 15(28) июля 1903 года. В 1939 году могилу обнесли металлической решеткой. В последующие года бетонный памятник заменили на каменный, установили на нем чугунную мемориальную доску. Недалеко от обелиска находится мемориальная надпись, описывающая события тех давних лет.

Асфальтированная дорога идет дальше по склону Машука, потом она раздваивается. Вправо пошла дорога на вершину горы, а мы продолжаем путь по левой дороге. В этой части горы располагается так называемый Перкальский питомник. Если разрешат сотрудники, то вы сможете полюбоваться многочисленными экзотическими деревьями, собранными в этом месте из многих стран мира. Адамово дерево, амурский бархат, иудино дерево, маклюра, несколько видов ореха и многое, многое другое, вплоть до «живого ископаемого» - дерева гинкго, произрастающего здесь с третичного периода, предстанут перед вашим восхищенным взором в питомнике. На его территории находится и Перкальский источник со слабо минерализованной водой, имеющей температуру +14°С.

Недалеко от Перкальского питомника мы выходим на Комсомольскую поляну. В советские времена это было излюбленное место отдыха населения Пятигорска. На ней можно сделать небольшой привал и полюбоваться чудесным видом на горы Развалку, Железную, Бештау.

Провал. До знаменитого Провала, расположенного на восточном склоне Машука остается примерно два километра. Оставив вправо санаторий им. С. М. Кирова, мы останавливаемся на площадке у массивного каменного портала с чернеющим таинственным входом, который стерегут два льва, в загадочные недра горы Машук. Гулко разносятся шаги и голоса посетителей во мраке туннеля, кровля которого из горных пород низко нависает над головой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, особенно людям высокого роста. Наконец впереди появляется свет, и вы останавливаетесь на небольшой площадке перед голубыми водами теплого подземного озера. Через каменный колодец высотой в 41 м и 15 м в поперечнике дневной свет проникает в глубь горы, где по глубокой трещине поднимается из недр земли минеральная сероводородная вода. В западной части озера глубина его достигает 10 м. Частично озеро засыпано свалившимися сверху обломками пород.

Туннель к озеру длиной 3,8 м был торжественно открыт 23 августа 1858 года благодаря стараниям московского купца, почетного гражданина Пятигорска П. А. Лазарика, который не только выделил средства, но и лично руководил проходческими работами. На открытии туннеля присутствовали начальник Ставропольской губернии генерал Волоцкии, атаман Рудзевич, Управляющий Кавказскими Минеральными Водами барон Унгерн-Штернбергер и другие почетные гости. Освящение туннеля и грота совершил Преосвященный епископ Игнатий. На стену Провала был водружен образ Скорбящей Божьей Матери. Чтобы к ней могли подойти верующие, через озеро был перекинут деревянный помост.

Это сейчас как бы снята часть покрова таинственности, окутывающей Провал. В старину глубокая воронка с парами серы, уходящая в каменную бездну, вызывала мистический ужас у местных жителей. Они считали Провал обиталищем крылатого огнедышащего змея, который ночью похищал людей из окрестных аулов. Некоторые думали, что это жерло вулкана.

Во времена Лермонтова любители острых ощущений сооружали помост из досок над Провалом и устраивали на нем танцы. Другие спускались на его дно в специальных корзинах на блоках и купались в целебных водах.

Первое научное исследование Провала провел 20 - 21 июня 1857 года Ф. А. Баталин с директором Тифлисской метеорологической обсерватории Морицем, офицерами-топографами и землемерами. Была определена глубина Провала и озера, исследован состав воды, измерена ее температура. Было установлено, что в результате растворения известняков минеральными водами потолок подземной пещеры рухнул, образовалась карстовая воронка. Излишек минеральной воды раньше стекал прямо по дну туннеля, в настоящее время минеральная вода по трубам отводится внизу по склону, где в естественных своеобразных ваннах купаются «дикари».

На рубеже XIX и XX веков район Провала стал застраиваться частными дачами и пансионатами. Было возведено около тридцати оригинальных по архитектуре зданий, которые уже в советское время вошли в состав укрупненных санаториев. Вы ими можете полюбоваться, когда продолжите поход вниз к «Цветнику». В настоящее время в Провальском курортном районе располагаются такие известные здравницы, как санатории им. Кирова, «Ласточка», «Родник», Пятигорская клиника института курортологии.

Кстати если спуститься вниз по балке, идущей от Провала, то на расстоянии примерно 300 м можно осмотреть древнее горы попадаются черепки посуды и другие предметы из жизни древнего Пятигорья.

Пироговские ванны. В своем путешествии пешком вы обязательно остановитесь возле нарядного каменного здания Пироговских ванн. Майоликовое панно с изображением сцен купания в древнеримских термах, полукруглые пандусы и широкая входная лестница привлекут ваше внимание. Тиличеевские ванны, названные так в честь тогдашнего директора Кавказских Минеральных Вод С. В. Тиличеева были построены по проекту архитектора А. И. Кузнецова за три месяца 1914 года. 24 ванные кабины, просторные помещения для отдыха после процедур создавали определенные удобства и комфорт для курортников. В 20-е годы XX столетия ванны стали называться Провальскими. И только в i960 году, когда торжественно отмечали 150-летие со дня рождения выдающегося хирурга Н. И. Пирогова, они получили современное название. Это дань профессиональным заслугам Пирогова, который в полевых условиях Кавказской войны впервые применил эфирный наркоз при операциях, стал использовать гипсовые повязки, внедрил бальнеолечение в Пятигорске для ускорения заживлеия ран.

Когда-то в этом районе располагались так называемые Народные ванны, где купались прямо в бассейне с минеральной водой. Потом все это было разрушено, но любители купаний в естественных условиях нашли выход. За Пироговскими ваннами влево отходит старая асфальтовая дорога, по ней необходимо пройти метров двести и потом по тропинке спуститься к естественной купальне, где прямо под струями минеральной сероводородной горячей воды принимают ванны многие желающие полечиться. Это очень популярное место жителей курортного региона.

Михайловская галерея. Продолжаем поход вниз по кольцевой дороге вокруг Машука. Недалеко от Пироговских ванн влево от нее в тени деревьев виднеется здание бывшей Михайловской галереи, построенной в 1846 - 1848 годах над открытым в 1809 году доктором Ф. П. Гаазом Михайловским источником по инициативе наместника Кавказа князя М. С. Воронцова. Галерея представляет собой просторное, изящное, деревянное в легком мавританском стиле здание. Бассейн источника находился в центре и был отделан в виде круглого колодца, а снаружи он имел форму большой чаши из черного мрамора. С 1881 года в галерее ежегодно устраивались Дни памяти Лермонтова. Но в начале XX века из-за малой посещаемости бювет был закрыт, а источник выведен наружу. И только в 1925 году в Михайловской галерее открывается Курортный музей, куда были перенесены экспонаты геогностического музея, основанного еще в 1865 году. В 50-е годы прошлого столетия галерея была капитально отремонтирована, деревянные стены заменены на кирпичные. Этот курортно-геогностический музей стал очень популярным среди курортников и туристов. Но в 1992 году пожар практически уничтожил все деревянные конструкции галереи и экспонаты. И только в конце девяностых годов известный меценат В. Д. Дадашев восстановил здание и в настоящее время там находится картинная галерея.

Пройдя по тропинке от галереи в небольшую балочку, разделяющую южные отроги Машука и гору Горячую, есть смысл на некоторое время остановиться и прогреть свои натруженные ноги в теплой минеральной сероводородной воде выходящего в этом месте источника. Вода небольшими каскадами переливается из одного мелкого водоема в другие. После небольшого отдыха продолжаем наше путешествие.

Эолова арфа. Проходя по аллее от Михайловской галереи, мы покидаем южные отроги Машука и поднимаемся на Горячую гору, на одном из отрогов которой расположена Эолова арфа. Горячая гора возникла благодаря минеральным источникам, которые за многие десятки и сотни тысяч лет создали многометровые отложения травертина. Скорость отложения его действительно поражает. Еще в начале XX века существовал своеобразный промысел: в природные источники местные жители погружали различные предметы, фрукты, кисти винограда, и буквально за несколько дней они покрывались толстым слоем травертина. Такие сувениры пользовались большим спросом у курортников.

Вершина Горячей горы - один из излюбленных панорамных пунктов Пятигорска. На ней в 1831 году по проекту архитектора Иосифа Бернардацци была построена беседка. Восемь каменных колонн на невысоком основании подпирают куполовидную крышу. Внутри была вмонтирована деревянная колонна с двумя арфами. Под действием ветра флюгер на крыше поворачивался, специальное устройство касалось струн, и в воздухе звучали мелодичные звуки. Идея создания Эоловой беседки принадлежала главному врачу Кавказских Минеральных Вод (с апреля 1822 года) доктору Ф. П. Конради. Уроженец Германии, он после окончания Геттингентского университета переехал в Россию. Впоследствии он стал выпускником и Московского университета и всю жизнь отдал служению нашим курортам. Ф. П. Конради является первооткрывателем целебных свойств Кумагорского курорта. В 1831 году в Петербурге он издал книгу «Рассуждения об искусственных минеральных водах». Одна из его дочерей вышла замуж за Иосифа Бернардацци. Идея Конради о лечении больных музыкой, как бы льющейся с небес, и была воплощена в реальность его зятем. Как доктора его хорошо знал поручик Лермонтов, который и описал это место в повести «Княжна Мери». Помните: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус...». Действительно, рано утром в ясную погоду отсюда прекрасно видна цепь снежных гор от Эльбруса на западе до Казбека на востоке.

Грот Лермонтова. Ниже по склону горы от Эоловой арфы в 1828 году была обнаружена небольшая естественная пещера, к которой архитекторы братья Бернардацци провели в 1831 году аллею, вырубили внутри пещеры каменные скамьи. И этот уединенный грот Лермонтов описал в повести как место свидания Печорина с Верой. «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно, - пишет в своем дневнике Печорин, - я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Малоли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю, в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ей лицо. Я хотел уже вернуться, когда она на меня взглянула. - Вера! - вскрикнул я невольно».

После гибели Лермонтова на дуэли грот стали называть его именем. В 1858 году вход в грот облицевали камнем и закрыли металлической решеткой. Отсюда хорошо просматривается здание Академической галереи, к которому мы сейчас подойдем.

Академическая галерея. Елизаветинский источник получил свою известность как питьевой в 1809 году, когда Ф. П. Гааз вечером увидел извозчиков из Георгиевска, которые украдкой поили из него своих лошадей. Лошади жадно пили минеральную воду, а их хозяева объяснили Гаазу, что животные хорошо поправляются и не болеют после «курса» употребления серной воды. В 1818 году возле источника возвели полотняную галерею и домик над ванной. Лермонтов так описывает это место в повести «Княжна Мери»: «Наконец вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлей над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя».

В 1847 - 1848 гг. из белого машукского камня построили Елизаветинскую галерею, которая по замыслу архитектора С. И. Уптона должна была соединить Горячую гору с Михайловским отрогом. Изящный мостик, который бы шел с крыши галереи на площадку перед Эоловой арфой, так и не был построен. В левом крыле галереи располагались зал отдыха и источник, в правом крыле за аркой разместились Товиевские ванны. У лестницы, ведущей от бульвара к Елизаветинской галерее, в 1850 год) был основан археологический музей под открытым небом. В 1925 году в честь 200-летия Российской академии наук галерея стала именоваться Академической. В настоящее время здесь расположены бюветы углекислых и углекисло-сероводородных источников. Здание галереи является одним из лучших памятников архитектуры Пятигорска.

В 1932 году по проекту архитектора П. П. Еськова была возведена капитальная каменная лестница от бульвара до галереи. С площадки перед галереей открывается вид на старую часть Горячеводской долины, где еще сохранились старые частные дома. Обращают на себя внимание два красивых старинных здания Пушкинских ванн. В первой половине XIX века на этом месте находился домик сестры бабушки Лермонтова Е. А. Хастатовой. В 1825 году десятилетний будущий поэт жил с бабушкой в этом доме. Затем на этом месте построили деревянное здание Сабанеевских ванн, и только в 1902 году появились два капитальных красивейших корпуса (мужской и женский) Ново-Сабанеевских ванн. В 1924 году в Пятигорске торжественно отмечалось 125-летие со дня рождения Александра Пушкина, и ванны стали называться Пушкинскими.

Китайская беседка. От Академической галереи по дороге, прорубленной в 1833 - 1835 гг. в травертинах Михайловской горки для удобства проезда на экипажах к питьевой галерее, мы проходим к оригинальной, выстроенной в восточном стиле Китайской беседке. Первоначально павильон в виде китайской беседки был построен над Михайловским источником, но потом уступил место Михайловской галерее. Когда начал благоустраиваться Емануелевский парк и стали прокладываться дорожки по склонам Михайловского отрога, на его вершине недалеко от бывшего Александровского источника построили из дерева и цветного стекла красивую, своеобразной архитектуры Цветную беседку. Иногда ее из-за причудливых форм называли Китайской. Время разрушило ее, остался только каменный фундамент. И только летом 1976 года по проекту местного скульптора И. Ф. Шаховской появилась новая восьмигранная беседка с ажурными металлическими колоннами и кронштейнами, железной шатровой крышей. Все свое умение, любовь к истории города вложили при ее возведении местные умельцы Д. И. Баранов, Н. Ф. Мелов, В. Г. Соловьев и другие. За беседкой закрепилось название «Китайская».

Беседка располагается на высоком юго-восточном уступе горы Горячей, и отсюда открывается незабываемая по красоте видовая панорама на все четыре части света. С севера - это лесистая шапка Машука с расположенными на его склонах курортными объектами, на востоке и юго-востоке просматриваются строения станицы Константиновской, поселков Горячеводского и Свободы. Серебристая лента Подкумка уходит как на северо-восток к Георгиевску, так и на юго-запад к горам Пастбищного и Скалистого хребтов. Горизонт замыкает снежная цепь вершин Кавказских гор. Среди предгорной равнины выделяются горы-лакколиты Лысая, Золотой Курган, Юца и Джуца. Хорошо просматриваются улицы и строения Новопятигорска с зеркальной гладью озера, Скачек, Винсадов, в туманной дымке виднеются Ессентуки. На западе темнеет громада Бештау, и внизу шумит центральная часть Пятигорска. Вот туда-то мы сейчас и направимся мимо символа Кавказских Минеральных Вод - скульптуры Орла.

Орел. Немного ниже Китайской беседки, на травертиновом уступе горы Горячей прямо над старинной ванной, вырубленной в скале, и куда стекали горячие струи лечебной воды, в 1903 году в честь 100-летия Кавказских Минеральных Вод был установлен символ Кавказа - орел, терзающий змею. Могучая птица стремительно и горделиво распахнула крылья, а в стальных когтях замерла змея. Ее изображают на открытках, обложках путеводителей, этикетках бутылок с минеральной водой, орел изображен и на гербе Кавказских Минеральных Вод.

Когда-то пустынны были места вокруг пятихолмного Бештау. Только царь птиц могучий орел парил над дикой местностью Пятигоръя. Однажды приземлился орел на вершину горы Горячей и не заметил, что под камнем притаилась ядовитая змея. Ужалила она гордую птицу в грудь. Сжал змею орел стальными когтями, но силы покинули его, и упал он в горячий источник, бьющий из-под скалы. И чудодейственная вода вернула орла к жизни.

Эту легенду использовал в своей работе художник казенных театров И. И. Крылов. По случаю 100-летия Кавказских Минеральных Вод был издан специальный журнал, на обложке которого Крылов нарисовал орла, терзающего змею. А скульптор Людвиг Карлович Шодкий по рисунку отлил скульптуру орла - своеобразное олицетворение гордой и мятежной красоты Кавказа. Символика скульптуры необыкновенно поэтична. Фигура орла, распластавшего крылья над скалой, откуда бьет целебный источник, и клюющего извивающуюся в его когтях змею, символизирует победу добрых сил над недугами.

Здесь, над Александровским источником, были построены Александровские ванны, немного ниже - Ермоловские ванны. Потом они были снесены из-за ветхости и оскудения поверхностного выхода источника.

Грот Дианы. Наш спуск в парк «Цветник» проходит по анфиладе старинной каменной лестницы, оканчивающейся возле грота Дианы. В 1829 году из Пятигорска на покорение высочайшей вершины Кавказа Эльбруса вышла экспедиция начальника Кавказской линии генерала Емануеля с отрядом в тысячу казаков. В ее состав вошли физик Ленц, ботаник Майер, архитектор Дж. Бернардацци. Впервые на вершину ледового великана ступила нога человека - проводника кабардинца Хилара Хаширова. В честь этого события в 1831 году архитекторы Кавказских Минеральных Вод братья Бернардацци соорудили в парке «Цветник» грот «Эльбрус», были также отлиты две чугунные мемориальные доски, одна из которых и была закреплена на стене грота. В дальнейшем вместо предполагаемого каменного изображения Эльбруса над гротом была построена площадка для музыкантов, у входа была поставлена скульптура древнеримской богини Дианы - покровительницы земледелия, скотоводства и охоты. Грот стал называться ее именем.

Во времена Лермонтова здесь часто устраивались балы и пикники. За неделю до дуэли Лермонтов и его приятели-офицеры устроили костюмированный бал с танцами. Было очень весело. Но Лермонтова уже томили неясные предчувствия, и поздно вечером после бала поклонник творчества поэта офицер П. А. Гвоздев встретил одиноко бредущего поэта по бульвару. Именно в Пятигорске было написано стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Вы, конечно, помните щемящие душу строки:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего?Жалею ли о чем?...

Парк «Цветник». Грот Дианы является составной частью одного из самых красивых и оживленных курортных мест Пятигорска, его старого курортного центра - парка «Цветник». До 1829 года это было болотистое место, куда стекала использованная минеральная вода из ванных зданий. Братьями Бернардацци был устроен искусный дренаж, разбиты цветники, посажены липы, каштаны, тополя, клены.

Вначале «Цветник» занимал небольшое пространство перед построенными братьями Бернардацци в 1826 - 1827 гг. по проект архитектора И. И. Шарлеманя Николаевскими (ныне Лермонтовскими) ваннами. Это было самое комфортное в то время ванное здание. В 1837 году в Николаевских ваннах лечился Лермонтов, а в 1920 году они получили свое современное название. Ванное здание неоднократно подвергалось переделкам и реконструкции. Вместо бывших когда-то 4 кабин в настоящее время в Лермонтовских ваннах 40 кабин для отпуска ванн, 9 установок для кишечных процедур и восходящего душа. Ванное здание является ценным памятником истории и архитектуры города-курорта.

Рядом с этим зданием располагается оригинальное и необычное по архитектуре строение Ермоловских ванн. Вначале деревянное здание ванн было построено в 1819 году по приказу наместника Кавказа генерала А. П. Ермолова на уступе горы Горячей, ниже Александровских ванн. Они просуществовали до 1874 года. Потом их снесли, а 25 июня (8 июля) i88o года торжественно было открыто кирпичное здание новых Ермоловских ванн, построенное по проекту архитектора В. И. Гроссмана. Здание в плане - это как бы два соединенных между собой креста, в центре которых располагаются башенки-фонари. Фигурная кирпичная кладка, кованые металлические украшения, нетрадиционная форма окон придают зданию несколько франтоватый вид. Ермоловские ванны несколько раз меняли свое лечебное назначение: в них принимали ванны, потом размещалась грязелечебница, затем ингаляторий, в настоящее время - это общекурортная гинекологическая бальнеолечебница.

И, конечно, привлекает наш взор здание Лермонтовской галереи, возведенной в «Цветнике» в 1901 году. Она однотипна с Пушкинской галереей в Железноводске. Левое ее крыло предназначалось для прогулок курортников в ненастную погоду, а правое - использовалось как Казенный театр со зрительным залом на боо мест. На открытой эстраде играли музыканты. В отреставрированной ныне Лермонтовской галерее снова засверкали на солнце разноцветные мозаичные окна, потянулись к небу островерхие башенки со шпилями. В ней часто проводятся концерты артистов, разнообразные выставки. Напротив центральной части «Цветника» высится здание бывшего отеля «Бристоль», построенного в 1908 году по проекту архитектора В. Н. Семенова. Это была самая современная для того времени гостиница. Затем, в советское время, она получила название «Машук». Здание было восстановлено после пожара во время немецкой оккупации.

У входа в «Цветник» в 1908 году предприниматель А. А. Гукасов возвел здание кофейни. Кофейня Гукасова, так она называется и в настоящее время, представляет собой необычной архитектуры здание, где стиль модерн щедро разбавлен кавказскими мотивами. Балконы во всю длину второго этажа и навесы над ними укрывали посетителей от жарких лучей южного солнца. Причудливая лепнина под крышей, две восточного вида башенки над входом довершают замысловатый облик здания кофейни. В настоящее время в нем расположены выставочный зал, Курортная выставка, арт-кафе.

Ресторация. Недалеко от входа в «Цветник» находится здание, которое своей массивной классической архитектурой с громадными колоннами сразу привлекает взор. Заложена была Ресторация (Казенная гостиница) в 1824 году по проекту архитектора И. И. Шарлеманя, а полностью достроена только в 1828 году. Это был культурный центр тогдашнего Пятигорска, где выступали заезжие музыканты и артисты, устраивались балы. Один из таких балов был описан Лермонтовым в повести «Княжна Мери»: «Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались...; заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».

В 1903 году здание Ресторации стало служебной квартирой директора Кавказских Минеральных Вод В. В. Хвощинского, у которого был первый в Пятигорске автомобиль, вызывающий настоящую панику у лошадей извозчиков. Затем в 1920 году в Ресторации расположился Бальнеологический институт, впоследствии Пятигорский государственный НИИ курортологии. Благодаря работам его сотрудников и была создана современная курортология, изучены лечебные свойства минеральных вод и грязей Тамбуканского озера, даны научные рекомендации для лечения на Кавказских Минеральных Водах различных заболеваний. Здание также было сожжено в январе 1943 года во время бегства немецких войск из Пятигорска, а потом восстановлено.

Памятник А. С. Пушкину. Рядом с бывшей Ресторацией в 1982 году появился небольшой, но очень уютный Пушкинский сквер со старинными фонарями и скамейками для отдыха в тенистых ажурных беседках. Все здесь дышит покоем и уединением. 29 мая в сквере был открыт скромный памятник Пушкину. На высоком постаменте из белого мрамора установлен бюст поэта. Автор памятника - известный скульптор М. К. Аникушин. Пушкин трижды побывал на Кавказских Минеральных Водах. В 1820 году сильно простудившегося опального молодого поэта взял с собой на Горячие воды генерал Н. Н. Раевский. Дикие красоты природы, вольная незнакомая жизнь поразили Пушкина, и Кавказ стал источником творческого вдохновения, новым «Парнасом». Лечился поэт очень усердно,последовательно переезжая вместе с семьей генерала с Горячих вод на Железные воды, а потом и на Кислые воды. На Железных водах Пушкин сочинил эпилог к поэме «Руслан и Людмила», а услышанный в Кисловодске рассказ старого казака о побеге из горского плена послужил сюжетом для «Кавказского пленника». Затем был приезд Александра Пушкина на Горячие воды по пути в Арзрум буквально на несколько часов, чтобы вспомнить места своей юности. На обратном пути он снова заехал на Кавказские Минеральные Воды и только 8 сентября навсегда покинул Кавказ. В своем «Путешествии в Арзрум» поэт приводит описание Горячих вод в i82O году и уже нового, чистенького городка в 1829 году. А в посвящении к «Кавказскому пленнику» Пушкин писал:

... Кавказ,
Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас.
Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины...

И Кавказ навсегда остался в творчестве Пушкина, в его стихотворениях, поэмах и дневниках.

Спасский собор и храмы города. Первый храм появился в 1826 году в станице Горячеводской, основанной казаками Волгско-го полка в 1825 году. Построенная Успенская церковь служила не только как культовое сооружение, но и была своеобразной крепостью. Ее окружала каменная оборонительная стена длиной 689 м с 8о бойницами. Потом для обслуживания курортной публики в 1828 году строится церковь в честь Скорбящей Божией Матери по инициативе архимандрита Александро-Невской лавры. На этом месте в настоящее время находится питьевая галерея по проспекту им. Кирова. Гости Пятигорска, прибывающие на железнодорожный вокзал, обязательно обращают внимание на оригинальные восстановленные чешуйчатые купола собора архистратига Михаила, находящегося на прилегающей к станции территории ОАО «Холод». Построен он был в 1898 году по проекту архитектора И. И. Байкова. В 1902 году на старом пятигорском кладбище появилась каменная церковь во имя Воскрешения Св. Лазаря. В настоящее время восстанавливается под горой Бештау Второ-Афонский Успенский монастырь. Земли под него были выделены правительством в 1903 году, и уже 28 ноября 1904 года состоялось освящение монастырского храма. Также в Пятигорске до революции действовали армянская церковь, ныне восстановленная, и костел. Но наиболее значимым и впечатляющим церковным сооружением являлся Спасский собор с его золотыми куполами, расположенный в центре города. Возводился главный храм очень долго, с 1847 по 1869 год. Только 24 мая 1869 года он был торжественно открыт. В советское время его взорвали. В настоящее время есть проект восстановления величественного собора, а пока здесь построена новая Скорбященская церковь с позолоченными куполами.

Памятник М. Ю. Лермонтову. От новой церкви, как говорится, рукой подать до Лермонтовского сквера с памятником великому поэту. Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказских Минеральных Водах в 1820, 1825, 1837 1840 И 1841 годах. И здесь же, в Пятигорске, трагически оборвалась 15 (27) июля 1841 года жизнь гения русской литературы. История появления самого лучшего в России памятника Лермонтову такова. Главный арендатор Кавказских Минеральных Вод А. М. Байков на имя начальника Главного управления наместника Кавказа А. П. Николаи подал докладную записку, где, в частности, отмечал: «В Пятигорске все напоминает Лермонтова. Там он написал свои лучшие сочинения и там кончил свою жизнь. Лермонтов - поэт Кавказа, и увековечить его память нужно в Пятигорске».

23 июля 1871 года Высочайше было разрешено сооружение памятника поэту в Пятигорске. 18 лет собирались народные пожертвования на его строительство, и только 16(28) августа 1889 года состоялся поистине всенародный праздник открытия памятника. Бронзовая статуя поэта высотой в 2,35 м скульптора А. М. Опекушина была водружена на высокий каменный постамент с лирой. Сам Лермонтов изображен сидящим на скале в форме офицера Тенгинского полка и задумчиво смотрящим вдаль, на любимые горы Кавказа. Лермонтовский сквер с его прекрасной видовой площадкой, лавочками среди тенистых деревьев является, пожалуй, самым посещаемым местом города-курорта.

Здесь мы заканчиваем нашу пешеходную экскурсию. Желающие познакомиться более обстоятельно с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова проходят немного вверх по улице Соборной к Государственному музею-заповеднику М. Ю. Лермонтова. Здесь в заповедном квартале находятся дом генерала Верзилина, где располагается литературная часть уникального музея, домик под камышовой крышей, бывшая усадьба Чилаева, последний приют поэта с 14(27) мая по 15(28) июля 1841 года, усадьба Уманова с уникальной экспозицией «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве». В 1997 году в состав музея вошел и отреставрированный домик, где жил в 30-е годы XIX века композитор А. А. Алябьев. В нем открыт музыкальный салон с выставочным залом. Очень непросто создавался Лермонтовский музеи. Только 27 июля 1912 года он был официально открыт. За первые три года было собрано 52 экспоната и свыше юоо книг. В настоящее время музей-заповедник имеет свыше 50 тысяч экспонатов.


К началу книги

Живое дыхание гор
Застывшие легенды Пятигорья
Бештау - символ Пятигорья
Машук - податель струй целебных
Змеевая - самая недоступная вершина
Железная - шлем богатыря
Развалка - гора, полная загадок
Бык - окаменевший исполин
Верблюд - встречающая с запада
Золотой Курган - становище хана Тимура
Джуца - «старая туша»
Юца - пристанище планеристов
Лысая - степная вершина
Медовая - обитель альпинистов
Тупая - жилище древнего человека
Острая - место патриотической традиции
Шелудивая - вершина причудливых скал
Кинжал - гора, уничтоженная человеком
Кокуртлы - дарующая здоровье
Вы отправились покорять вершину








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!