Пишущие о Кавказских Минеральных Водах обычно не скупятся на сравнение их с драгоценностями. И не зря, потому что курортные города, словно сверкающие самоцветы, украшают степную землю Северного Предкавказья. Ощущение праздника дарят нарядные ландшафты с обилием зелени, этой драгоценной оправы курортных «жемчужин». Она появилась здесь благодаря двухвековому старанию озеленителей, садоводов, лесоводов.
Особенно много трудов пришлось положить для озеленения Пятигорска, который поначалу являл собой голую местность, выжженную солнцем до белизны. На это обстоятельство обратил внимание командующий войсками Кавказской линии и Черномории генерал Г. А. Емануель. Он дал указание посадить посреди главной улицы бульвар, которое Строительная комиссия, занимавшаяся благоустройством курорта, восприняла как требование заняться озеленением будущего Пятигорска в широких масштабах. В результате город оделся в зеленый наряд, который составляли несколько садово-парковых зон.
Руководили посадками цветов, деревьев, кустарников строители Пятигорска, братья Бернардацци, в первую очередь, младший Иосиф - по свидетельству современника, он «сам распоряжался всеми работами и смотрел за насаждением каждого дерева». Указания архитектора выполняли солдаты Строительной комиссии военно-рабочей команды. Имен этих тружеников мы, естественно, не знаем. Зато нам известны первые из тех, кто ухаживал за посадками в Емануелевском парке, Николаевском цветнике и на бульваре. Это были «служивые казаки, искусные в садоводстве», откомандированные в Пятигорск из различных полков. Деловая переписка сохранила имена троих - Дмитрия Ермолаева, Герасима Маркина и Муссы Абрашева.
Первым профессиональным садовником стал англичанин Людвиг Джерси, выполнявший свои обязанности с 1834 по 1839 годы. Именно ему выпало создавать садовую школу в Казенном саду (ныне Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова). Помогали ему четырнадцать учеников и солдаты военно-рабочей команды. Джерси сменил ссыльный поляк Ковальский, которого вскоре пришлось уволить как грубияна и скандалиста. А чтобы найти ему замену, стали давать объявления в столичных газетах.
Желающие нашлись, хотя дело не обошлось без курьезов. Так, в садовники попросился ганноверский подданный Федор Конради, уверявший, что умеет «щепить и окольцовывать деревья». При проверке выяснилось, что он совершенно не знает русского языка и к тому же страдает глухотой. Другой кандидат в садовники, австриец Новодный, запросил слишком дорого за свой труд и поначалу получил отказ. Но потом все же был принят на работу. И с первых же дней заслужил доброжелательные отзывы, главным образом за исключительно добросовестное отношение к делу.
Александра ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!