| пятигорск | статьи | г. а. емануель на кавказе |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Г. А. Емануель на Кавказе •ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Г. А. Емануель на Кавказе

В предыдущем номере мы рассказали о жизненном пути генерал-лейтенанта Г. А. Емануеля до 1826 года, когда император Николай I назначил его начальником Кавказской области. Об этом периоде жизни Емануеля написано много. И все же мы вновь возвращаемся к пяти историческим годам его правления, когда начались преобразования на Кавказских Минеральных Водах.

Кавказская область, куда назначили Емануеля, была образована по предложению Главнокомандующего на Кавказе А. П. Ермолова в 1822 году с центром в городе Ставрополь. В область, помимо крепостей и редутов Кавказской линии, казачьих станиц, вошли также и Кавказские Минеральные Воды.

Кавказская область находилась в соседстве с горскими народами, не примирившимися с появлением здесь «иноверцев», то есть русских. Персия, давно замышлявшая войну против России, постоянно будоражила горцев на левом фланге Кавказской линии, стремясь привлечь их на свою сторону.

Недоброжелательное по отношению к России правительство Турции склоняло горцев правого фланга Линии на свою сторону. В те годы на Азово-Моздокской оборонительной линии, протянувшейся от Моздокской крепости до Азова, было недостаточно войск для охраны южных границ России.

Прибыв на Кавказ, Г. А. Емануель отправился на правый фланг Линии. Он перевел некоторые посты в более удобные места на реках Малка и Кубань, усилил здесь войск

К тому же Емануель стремился завязать мирные отношения с горцами. Благодаря его правильной политике некоторые из них становились подданными России без помощи оружия. Это было результатом деятельности Емануеля. Так что вполне заслуженно генерал получил очередную награду – орден Святого Александра Невского «за успешное установление и сохранение мирных отношений с горцами».

Казалось, что на Северном Кавказе наступила мирная жизнь и можно было заняться гражданскими делами, которые нуждались в неотлагательном решении. И на гражданском поприще Георгий Арсеньевич проявил свой характер. Много было сделано им для областного города. По его инициативе в Ставрополе появился гостиный ряд, он заботился о чистоте и благоустройстве областного центра. Емануель поощрял фабричную промышленность, земледелие и животноводство. Он стал первым, кто организовал в области разведение лесов и научил ее жителей пчеловодству, которое сделалось значительной отраслью народных доходов.

Трудно переоценить роль Емануеля и в устройстве Кавказских Минеральных Вод. Период с 1827 по 1831 год можно назвать блистательным в жизни нашего курортного региона. Получив из Петербурга распоряжение возглавить комитет по улучшению курортной местности, начальник Кавказской области приложил все усилия к тому, чтобы здесь было удобно лечиться и отдыхать. И не случайно многие военные, служившие в Кавказской армии, стремились на Воды, чтобы отдохнуть в перерывах между походами.

А. С. Пушкин, заехав на короткий срок на Горячие воды в 1829 году, застал это начало преобразований. Итоги деятельности Емануеля на водах подвел М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Пятигорск превратился в тот «новенький, чистенький городок», который так любил поэт.

Емануель сам ежегодно приезжал сюда на отдых и зачастую указывал архитекторам Бернардацци, что еще надлежит сделать для удобств и красоты. За короткий срок на Горячих водах появился бульвар, построены казенная гостиница и ванны, разбиты сады и цветники с беседками, гротами и аллеями. Именно во время правления Емануеля И. Бернардацци создал Генеральный план будущего курортного города Пятигорск.

Но все-таки прекращение войны на Кавказе, замирение мятежных народов составили главную цель жизни генерала.

В 1828 году пал главный бастион турок - крепость Анапа. Как сообщал в Петербург А. С. Грибоедов, «разбои и грабительства утихли… Генерал Емануель отправился в Анапу, чтобы принять присягу от тамошних князей. На дороге толпами к нему выходили навстречу горские народы с покорностью и подданством».

Турция не могла смириться с потерями. В том же году карачаевский князь Ислам Крым-Шамхалов вместе с турецким военачальником Магомедом-Агой захватили и разгромили селение Незлобное близ города Георгиевск. Их действия ставили под угрозу мирную жизнь на Кавказских Минеральных Водах. 20 октября на Бийчесанском плато произошло первое и последнее сражение с карачаевцами, закончившееся победой русских. На следующий день карачаевский князь прибыл к Емануелю с просьбой о приеме в подданство России.

Карачай был в то время для России неведомой страной, откуда грозила опасность. Было ясно, что и здесь нужно найти новые места для военной линии, которая навсегда бы защитила равнину от набегов с этой стороны. Некоторые историки высказывают предположение, что знаменитая научная экспедиция Емануеля преследовала прежде всего эту цель. Избрав поводом для похода научные исследования, генерал с большим казачьим отрядом мог пройти вплоть до подножия Эльбруса. Вероятно, это действительно так. Цель была достигнута, русские прошли вглубь Карачая. Но и для науки экспедиция имела большое значение. Вершина Эльбруса была покорена, полевые исследования ученых - членов экспедиции внесли свой вклад в развитие наук.

Экспедиция возвращалась другим путем, по долине Кубани, где обнаружила свинцовые и серебряные руды, кислые и железные источники, а у Хумаринского поста – выходы каменного угля. Эти находки имели большое значение для будущего развития Кавказского края.

Разлив бурных речных вод не позволил Емануелю перебраться на противоположный берег, где высоко в горах белели древние христианские памятники, на которые генерал обратил пристальное внимание. Удивительно, но А. С. Пушкин и Г. А. Емануель, независимо друг от друга и не будучи знакомыми, почти в одно и то же время размышляли о судьбах горцев и пытались найти рецепты их духовного воспитания. Емануель мечтал возродить христианские храмы в верховьях Кубани. 17 октября 1829 года по его распоряжению сюда отправился Иосиф Бернардацци, который зарисовал храмы и составил отчет. Емануель сообщил министру внутренних дел о хорошей сохранности церквей и предлагал восстановить их. Пользоваться ими по прямому назначению могли бы не только гражданские и военные чины. Абазинцы, как бывшие христиане, предполагал генерал, обратились бы в православие, а со временем и другие горские народы. Но идея Емануеля устроить здесь монастырь и странноприимный дом осуществилась лишь к концу ХIХ века.

Итог исследований ученых, входивших в экспедицию Емануеля, был настолько значителен, что Императорская академия наук в знак уважения и признательности избрала генерала Емануеля своим почетным членом.

А в это время в Дагестане происходили события, которые заставили Россию вести войну на Северном Кавказе еще долгих тридцать лет. В ауле Гимры появился имам Кази-Мулла, призывавший горцев к газавату - священной войне против неверных. Причем «неверными» объявлялись не только христиане-русские, но и кавказские народы, жившие по своим древним законам и не подчинявшиеся мусульманскому шариату.

В начале 1830 года имам Кази-Мулла поднял мятеж против «неверных»: вначале в Дагестане, а затем и в соседних горских племенах.

В августе под крепостью Внезапная отряды Кази-Муллы были разбиты казаками, руководимыми Емануелем. Но для генерала битва с Кази-Муллой оказалась роковой. Он был тяжело ранен и в августе 1830 года вернулся в Ставрополь физически ослабленный. К тому же его терзали и другие муки: любимый сын, который сопровождал его в эльбрусской экспедиции, находился с ним и в сражениях против Кази-Муллы. Он был ранен почти одновременно с отцом - пуля раздробила юноше ногу.

По просьбе Емануеля император избавил его от обязанностей начальника Кавказской области. Генералу предложили командовать 5-м резервным Кавалерийским корпусом, но он попросил дать ему отпуск и разрешить лечение кавказскими минеральными водами. 31 октября 1831 года военный министр граф А. Чернышев уведомил генерала о согласии царя дать ему отпуск для лечения.

Генерал еще около года пробыл на Кавказе. Здоровье его медленно поправлялось. Но к военной деятельности он уже не вернулся. Последние годы своей жизни он посвятил благосостоянию детей.

Его биограф князь Голицын писал: «Чувствуя, по ослаблению сил, что он не может уже принести той же пользы Отечеству как в прежние времена, он решился оставаться в Елисаветграде, заняться улучшением приобретенного через заслуги свои небольшого достояния.

Емануель всегда жил скромно, был хороший хозяин. Этот воин столь грозный для врагов, был самый нежный и заботливый отец и супруг; все, что окружало его, было довольно и счастливо. В обращении своем он был всегда кроток, приветлив, учтив. Я находился при нем три года безотлучно, и могу сказать, что никогда не видел его несправедливым или враждебным, или даже нетерпеливым.

Праведное негодование свое он изъявлял всегда в пристойных выражениях и без всякой запальчивости. Он считал, что взыскивать по службе должно, но не признавал ни в ком права быть невежливым».

Память о генерале Г. А. Емануеле навсегда осталась в Пятигорске. Еще в бытность его начальником Кавказской области на склоне Машука, близ Елизаветинского источника, появился Емануелевский сад. Это по его тенистым дорожкам прогуливался Григорий Александрович Печорин - герой романа М. Ю. Лермонтова.

Это генерал приказал пятигорской Строительной комиссии построить грот близ Николаевских ванн, в Цветнике, и именовать его «гротом Дианы». Это Емануель придумал имя городу - Пятигорск, которое было утверждено в 1830 году.

…На планах Пятигорска начала ХХ века обозначено название одной из небольших улиц - Емануелевский проспект. Одно было дано в память о человеке, который так много сделал для России, Кавказа, Пятигорска.

Пришли другие времена, имя царского генерала стерли с карты города, улицу назвали другим именем. А может, стоит восстановить справедливость?

А. КОВАЛЕНКО, журнал

ЧИТАТЬ НА ТЕМУ:

Генерал Г. А. Емануэль
Что нашла экспедиция Емануэля
Маршрутом Емануэля
Г. А. Емануель на Кавказе
Серб на службе русской
Награды Емануеля
Память величия, достоинства и чести нерушима

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


«Мост через столетие»
«М. Ю. Лермонтов и князья Голицыны»
«Алексей Петрович Ермолов»
«Пятигорск - шаги времени»
«Первые садоводы Пятигорска»
«Кызыл дженерал»
«Обелиск у вершины»
«Пока русские будут говорить русским языком...»
«Визит профессора»
«Все в этом крае прекрасно»
«Главный доктор при Кавказских Водах»
«Мемориальная» слободка»
«Печорин, Бендер и нарзан»
«Лучший Арбенин»
«Самовар-паша»
«О чем молчит седой исполин»
«Меж горами и степью»
«Я была почти счастлива на Кавказе...»
«Так начинался общественный транспорт»
«Служение электричеству»
«Брату своему он брат»
«Фотолетопись Кавказа»
«Возрожденный Гааз»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Пятигорские светописцы»
«Этот легендарный Дорохов»
«Спасибо, кызыл дженерал!»
«Немного истории»
«Нестор кабардинской истории»
«Память о казачьем командире»
«Ваша слава принадлежит России...»
«На бывшей Театральной улице»
«Первопоселенец Кисловодска»
«Привет с Кавказа, или О чем рассказали старые открытки»
«Люблю я цвет их желтых лиц»
«Разведчик Кавказа Федор Федорович Торнау»
«Г. А. Емануель на Кавказе»
«Серб на службе русской»
«Награды Емануеля»
«Память величия, достоинства и чести нерушима»
Преображение «Грязнушки»
«Родился благодетельный тандем»
«И ванны, и грязь, и многое другое»
«Возвращение к истокам»
«Строили для эмира Бухарского»
«Вольтова дуга» генерала Ермолова
«Курьезы курортного бытия»
«На пользу и в украшение»
«Рождение туризма на Кавказе в дореволюционный период»
«Балакирев и Кавказ»







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!