«Не падайте духом, поручик Голицын, корнет Оболенский, налейте вина!» Эти строки из песни, популярной несколько лет назад, познакомили широкую публику с фамилией, принадлежавшей одному из самых знатных российских княжеских семейств. Его представителем был и Григорий Сергеевич Голицын, который почти десять лет управлял Кавказом.
Окончив Пажеский корпус, юноша был выпущен в лейб-гвардии гусарский полк. В 1860 году произошла первая встреча Григория Сергеевича с Кавказом - после окончания Академии Генерального штаба он был назначен служить в штаб Кавказской армии. Позже расторопный офицер командовал различными полками. Успешное выполнение служебных обязанностей привлекло к нему внимание императора. В 1896 году Голицын вновь прибыл на Кавказ, теперь уже в качестве Главноначальствующего по гражданской части на Кавказе и командующего войсками Кавказского военного округа.
Годы управления Голицына Кавказом были временем бурного развития хозяйственной и культурной жизни Кавказских Минеральных вод. Очень многие вопросы не могли быть решенными без Голицына, который был причастен к ряду преобразований в курортном регионе. Наиболее яркий пример тому - его участие в решении проблем «Ессентукской группы». Ее развитие сдерживалось тем, что небольшая территория курорта была окружена со всех сторон землями, принадлежавшими казакам станицы Ессентукской, не желавшим никаких перемен.
По просьбе доктора Зернова, озабоченного положением курорта, Голицын сумел преодолеть сопротивление станичников, обратившись непосредственно к императору Николаю II. Вскоре последовал Высочайший Указ об изъятии в казну более ста десятин земли, окружавшей курорт. Там Зернов предлагал строить дачи, пансионаты, лечебницы. Но часть ее рекомендовал занять парком, поскольку ессентукский курорт был очень беден зеленью.
Зернов вспоминал: «Князь и слушать не хотел о моих доводах, будучи недоволен моей новой просьбой. Возмущенный донельзя, он буквально выходил из себя, оправдывая данное ему прозвище «Самовар-паша»: «Вы сами просто не знаете, чего хотите! Только что хлопотали о прирезке земли для постройки помещения больным. Теперь, когда Ваше ходатайство получило удовлетворение, Вы просите об обращении этой земли в парк!».
Горяч был князь, но умен, добр и отходчив. Буквально через два дня после его отъезда из Ессентуков в Управление Вод пришел приказ, где повелевалось на Ессентукской группе «немедленно приступить к насаждению большого английского парка по ту сторону железной дороги».
В Ессентуках после этого появилось несколько кварталов - зеленых, тенистых, застроенных чудесной архитектуры особняками. А в центре этой страны здоровья возвышается уникальное здание грязелечебницы. Думается, что даже если бы Голицын более ничего не сделал бы для Кавказских Минеральных Вод, он все равно заслужил благодарность потомков.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!