| пятигорск | статьи | на бывшей театральной улице |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • На бывшей Театральной улице •ОГЛАВЛЕНИЕ


 Статьи 

На бывшей Театральной улице

На бывшей Театральной улице

Бывшая улица Театральная

Улица Братьев Бернардацци первоначально называлась Театральной. Почему? Ответ подсказывает здание, протянувшееся вдоль северной стороны улицы - одно из немногих уцелевших после реконструкции 70-х годов. Несмотря на свой невыразительный, даже унылый вид, оно может похвалиться богатой и яркой историей, вмещающей немало страниц культурной жизни нашего города.

С искусством Мельпомены и Талии жители и гости Пятигорска получили возможность познакомиться благодаря наместнику Кавказа М. С. Воронцову, немало сделавшему для развития культуры в регионе. Видимо, прослышав об этом, в 1846 году на Ставрополье прибыл со своей труппой украинский антрепренер К. М. Зелинский. Первые спектакли его актеры показывали в губернском городе Ставрополе.

Понимая, сколь выгодно будет давать театральные представления для курортной публики, антрепренер обратился к Воронцову с просьбой о строительстве театра в Пятигорске. Разрешение было дано, и уже в 1851 году появляются сообщения о первых спектаклях. Зелинский со своими актерами проработал до конца 50-х годов. После этого здание перешло в руки некоей госпожи Пожидаевой. А руководил труппой, игравшей в нем, актер М. Ф. Яковлев, о чем известно из статьи театрального критика А. Н. Баженова в журнале «Театральный и музыкальный вестник» за 1860 год.

Баженов называет пьесы Островского, входившие в репертуар, «Гроза», «Воспитанница», «Доходное место», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», а также «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина, инсценировку «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя и ряд популярных в то время водевилей. Из статьи Баженова мы узнаем, как выглядело тогда здание: «Театр в Пятигорске снаружи - довольно почтенное, каменное, но некрасивое здание с окнами, забитыми досками... Внутренняя отделка проста до неудобства: потолок сколочен на живую нитку, так что из-за больших щелей между досками шум дождя, падающего на железную крышу, мешает зрителям слушать актеров... Стены и ложи (в три яруса) выкрашены грязно-дикою краской. Вместо кресел стоят деревянные, ничем не обитые диваны...»

К сожалению, полных сведений о театральной жизни последующих лет не имеется - известны лишь отдельные эпизоды. Так, в 1864 году в Пятигорск прибыла театральная труппа Ставропольской дирекции, которая дала здесь представление. Два года спустя, 29 июня 1866 года, зрители, пришедшие в театр, увидели феерическое зрелище - сцену «Волчья долина» из оперы Вебера «Волшебный стрелок» «с превращениями, полетами, огненной колесницей, воздушной охотой, фуриями, адом, адскими чудовищами, огненным дождем и явлением Сатаны».

В 1867-м в стенах театрального здания звучала божественная музыка Верди, Доницетти и других композиторов солнечной Италии - в Пятигорске гастролировала итальянская оперная труппа под управлением известного певца Франческо Корона. 1869 год. «Сезонный листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод» сообщает о гастролях Русской драматической труппы из Тифлиса. А в 1875-м любителей театрального искусства ожидал приятный сюрприз. Приехавшая лечиться в Железноводск замечательная актриса М. Г. Савина согласилась сыграть в составе гастролировавшей на Кавминводах труппы Ф. А. Надлера. С ее участием прошли два спектакля - драма Дьяченко «Светские ширмы» и комедия Островского «Доходное место».

Позднее местная пресса сообщает в основном о спектаклях, сыгранных любителями. Видимо, это было связано с необходимостью заполнить вакуум, вызванный отсутствием профессиональных трупп. А те стали реже бывать, не имея нормальных условий для показа спектаклей. Ведь здание театра катастрофически ветшало. Его тогдашняя владелица, госпожа Берестовская, решила открыть в нем цирк. Помещение перестроили - от старожилов можно услышать о том, что «там были конюшни», видимо, построенные специально для цирковых лошадей.

Наступил ХХ век, и его детище - кино - начало свое победное шествие по городам и весям. В 1912-м здание купила у Берестовской другая предприимчивая дама - госпожа Кампиони. Она превратила цирк «Колизей» в кинотеатр того же названия. Он просуществовал недолго - до 1920 года. Потом, из-за отсутствия картин, «Колизей» снова стал театром. Здесь ставил пьесы будущий драматург Б. Ромашов, выступавший под псевдонимом Эрбе. Здесь пытались разместить опереточную труппу.

Регулярный показ фильмов на Кавминводах начался в 1927 году. В Пятигорске главным киноцентром стал, конечно, добрый старый «Колизей», получивший новое название «Родина». В городе были, конечно, и другие кинотеатры, но истинные любители кино предпочитали смотреть фильмы именно здесь. На дневные сеансы ходили ребятишки, а вечерами собиралась взрослая публика. О послевоенном кино в Пятигорске тепло рассказывает в своих воспоминаниях старожил города Г. Тумбулиди: «На эстраде фойе кинотеатра «Родина» перед вечерне-ночными сеансами выступал небольшой оркестр... наряду с советскими «крутили» и трофейные фильмы. Каждый фильм был праздником. Впервые пятигорчане увидели цветные ленты, ими были «Багдадский вор» и «Девушка моей мечты». После страшных лет долгой войны какой легкой, сытой, завораживающе интересной и привлекательной представлялась жизнь смелых, великодушных и элегантных героев и стерильно красивых героинь, людей из другой, незнакомой, но почти понятной для нас жизни. «Большой вальс», «В старом Чикаго», «Двойная игра», «Серенада солнечной долины», «Сестра его дворецкого», «Восстание в пустыне» ...впервые без обиняков утверждали, что возможно быть другими...»

Кинотеатр «Родина» действовал многие десятилетия, до тех пор, пока в конце ХХ века кино не начало сдавать свои позиции, уступая могучему натиску видеопродукции. Здание закрытого кинотеатра отдали было под салон мебели, а в конце концов превратили в центр развлечений, который ныне, кажется, тоже прекратил свое существование.

Вадим ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ,



Ксения  2012-07-18 14:34:14
В театре были какие не будь происшествия?

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


«Мост через столетие»
«М. Ю. Лермонтов и князья Голицыны»
«Алексей Петрович Ермолов»
«Пятигорск - шаги времени»
«Первые садоводы Пятигорска»
«Кызыл дженерал»
«Обелиск у вершины»
«Пока русские будут говорить русским языком...»
«Визит профессора»
«Все в этом крае прекрасно»
«Главный доктор при Кавказских Водах»
«Мемориальная» слободка»
«Печорин, Бендер и нарзан»
«Лучший Арбенин»
«Самовар-паша»
«О чем молчит седой исполин»
«Меж горами и степью»
«Я была почти счастлива на Кавказе...»
«Так начинался общественный транспорт»
«Служение электричеству»
«Брату своему он брат»
«Фотолетопись Кавказа»
«Возрожденный Гааз»
«Князь Воронцов помог построить в Пятигорске Спасский собор»
«Пятигорские светописцы»
«Этот легендарный Дорохов»
«Спасибо, кызыл дженерал!»
«Немного истории»
«Нестор кабардинской истории»
«Память о казачьем командире»
«Ваша слава принадлежит России...»
«На бывшей Театральной улице»
«Первопоселенец Кисловодска»
«Привет с Кавказа, или О чем рассказали старые открытки»
«Люблю я цвет их желтых лиц»
«Разведчик Кавказа Федор Федорович Торнау»
«Г. А. Емануель на Кавказе»
«Серб на службе русской»
«Награды Емануеля»
«Память величия, достоинства и чести нерушима»
Преображение «Грязнушки»
«Родился благодетельный тандем»
«И ванны, и грязь, и многое другое»
«Возвращение к истокам»
«Строили для эмира Бухарского»
«Вольтова дуга» генерала Ермолова
«Курьезы курортного бытия»
«На пользу и в украшение»
«Рождение туризма на Кавказе в дореволюционный период»
«Балакирев и Кавказ»


Яндекс.Дзен





Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!