| Кисловодск |
Воронцовский мост
Ныне на пересечении Курортного бульвара и Первомайского пр. находится почти незаметный под асфальтовым покрытием широкий мост через Ольховку. Его присутствие выдает только решетчатая ограда по бокам и фонари на ее концах. Здесь испокон веков находился самый главный проезжий мост Кислых Вод.
Первый деревянный мост через Ольховку в этом месте появился в начале XIX века и был сооружен солдатами. Он находился на той большой дороге, которая вела из крепости и Солдатской слободки к Кислому колодцу и дальше, на Горячие Воды. Этот проезжий мост требовал постоянного ремонта или обновления после наводнений. А Кисловодск, подобно Петербургу, известен своими страшными наводнениями, которые обычно случаются здесь в мае-июне. Летом 1836 г. по проекту архитектора Джузеппе Бернардацци был сооружен очередной деревянный мост через Ольховку около источника Нарзана. Широкий мост с перилами был сделан из сосновых брусьев и выстлан досками.
10-12 июня 1845 г. Ольховка, которая постоянно грозила опасностью источнику Нарзана, в результате большого наводнения от сильных дождей разрушил несколько домов и половину казенной купальни у источника, а также полностью снесла деревянный проезжий мост.
Первый кавказский Наместник князь Михаил Семенович Воронцов, который выбрал Кислые Воды своим любимым местом для отдыха, во избежание повторения подобных бедствий приказал принять самые решительные меры. Выполняя его распоряжение, архитектор С. И. УПТОН в 1846-1847 гг. устроил высокую набережную из дикого камня на восточном берегу Ольховки. Он выстроил прочный каменный мост через нее, а саму речку отвел ниже моста в новое обводное русло длиной около полукилометра за Казачьей горкой. Ниже речка возвращалась в прежнее русло.
Мост через Ольховку был сделан у самого ее соединения с Березовкой. Этот первый каменный мост на Кислых Водах получил название Воронцовского.
Воронцовский мост простоял более 40 лет, благополучно пережив несколько серьезных наводнений. Страшное наводнение произошло 14 мая 1890 г. После сильной ливня с обильным градом потоки с окрестных гор быстро заполонили русло Ольховки
в Кисловодском ущелье, которая неслась с неимоверной быстротой. Наводнение реки было так сильно, что под сводами Воронцовского моста почти не оставалось воздушного пространства. Мощный поток, сорвав малые пешеходные мосты в парке и выравши
прибрежные деревья с корнями, тащил с собою строительные материалы, стога сена, обломанные ветви и даже камни. Вся эта масса навалилась на Воронцовский мост, который один противостоял бушующей стихии. У среднего быка моста образовалась
стихийная плотина. Вода поднялась выше этой плотины (на 2 м выше ординара) и стала заливать мост и часть парка с Нарзанной галереей. Бурный поток вскоре подмыл неглубоко заложенный фундамент среднего мостового быка, который осел обрушив арки моста. Вскоре вода начала спадать.
Правительственный комиссар П. П. Сущинский вечером тоге, же дня осмотре, разрушения и телеграммой па имя министра государственны, имушеств попроси, кредит на немедленное приведение группы в порядок. Министр Островский раз решил восстановительные работы. Вскоре, среди прочего, был наведен и временный деревянный мост на старых береговых устоях. Спустя девять лет деревянные опоры этого моста мости стили требовать замены. Поэтому в 1899 г. был составлен и утвержден проект железобетонного проезжего моста через Ольховку. Предположительно, автором проекта был архитектор И. И. Байков. Работы по сооружению моста велись в 1899-1900 гг., а рядом был сделан временный деревянный мост шириной в 5 м. Новый однопролетный арочный мост имел длину 13 м. Его арка была сделана из железобетона по системе Монье. При сооружении моста были использованы каменные части береговых устоев старого Воронцовского моста. Проезжая часть нового моста составляла 6,5 м, а боковые тротуары по 1 м.
Мост был огражден чугунной решеткой с дюжиной каменных тумб. На концах южной ограды моста были установлены две чугунные колонки с цинковыми застекленными фонарями. В 1913 г. немного южнее его, над подземным руслом Ольховки, была построена кофейня Р. Д. Вострякова с белоснежной колоннадой.
На протяжении XX века железобетонный мост продолжал служить людям, немного изменяя свой внешний облик.
|