пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | архитектура старого кисловодска |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА Книга С. В. Боглачева и С. Н. Савенко | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Железнодорожный вокзал
Автором утвержденного эскизного проекта зданий кисловодского вокзала был, предположительно, гражданский инженер Николай Эдуардович Кордес. Он принял деятельное участие в сооружении гражданских сооружений Минераловодской ветви.
Одноэтажное протяженное здание пассажирской станции III класса на невысоком каменном, цоколе построено в эклектическом «кирпичном» стиле. Главный, фасад здания обращен на запад. Центральный входной ризалит имеет дверной проем в виде стрельчатой арки. На щипце ризалита, украшенном ступенчатым рельефом, надпись «КИСЛОВОДСКЪ». По сторонам от входа имеется по три окна. Фасады украшены лопатками с вертикальными углублениями и круглыми выступами, аркатурным поясом и фризом с выступающими квадратами. Лопатки завершаются над карнизом, кирпичными, тумбами. Восточный фасад, обращенный к перрону, имеет ряд окон и дверей с арочными проемами, украшенными полуциркульными наличниками. Над восточным, фасадом находится фигурный аттик с большим круглым углублением, на слегка скошенных углах, фасада сделаны глухие островерхие башенки, высота пассажирского и служебных помещений была более 4м. Стены были кирпичные, а полы деревянные. Потолки по балкам были сделаны, двойные, оштукатуренные. Крыша на деревянных стропилах покрыта железом. Отопление здания велось кирпичными печами. Было предусмотрено большое помещение для почтового ведомства площадью 25 кв. м. Низкая платформа перед пассажирским зданием была укрыта от непогоды длинным навесом на высоких чугунных столбах. 17 апреля 1895 года в Царском Селе, в Малом дворце состоялся Высочайший осмотр новых построек Министерства путей сообщения. В числе прочего 26-летиий импера тор Николай II с интересом осмотрел большие фотографии и чертежи новой Минераловодской ветви, среди которых было два вида кисловодского вокзала. Пояснения молодому царю давал председатель правления ОВЖД Станислав Валерианович Кербедз, отец главного строителя этой дороги. В 1896 г. ОВЖД закупило партию американских паровозов «Baldween» (Филадельфия), которые стали основными для Минераловодской ветви. Для обслуживания паровозов было сооружено паровозное депо и поворотный круг на кисловодской станции. Первым начальником кисловодского депо был Иван Христофорович Варакоис. С появлением Минераловодской ветви число посетителей КМВ стало быстро возрастать и в последующие десять лет увеличилось более чем в шесть раз. Позднее севернее главного пассажирского здания было пристроеню узкое и протяженное одноэтажное багажное отделение, западный фасад которого имел подвальный этаж. Пристройка была сооружена из кирпича на цоколе из кисловодского камня; на крыше был сделан приземистый купол с высоким шпилем. Фасады имели множество дверей и окон, обрамленных П-образными наличниками с двойными замковыми камнями. Навес был продлен до конца пристройки. В 1910 г. южнее главного здания, на месте небольших павильонов бакалейной лавки, жандармского кабинета и «ретирадника» по проекту тогдашнего архитектора Управления ОВЖД (Ростов-на-Дону) было построено кирпичное здание Столовой в стиле «модерн». Сооружение отличалось асимметричными фасадами и состояло из двухэтажного здания и главного зала, Высокий обеденный зал с широкими окнами и расписным потолком имел два входа. Один из них с угла украшен широким аттиком. Другой угол зала был оформлен в виде башни. Прилегающее к залу двухэтажное здание имело вспомогательный характер. Предположительно южная его часть включала в себя небольшие номера для отдыха состоятельных особ. Содержателем станционных буфетов, а затем и столовой был Василии Иванович Д.злиев. В летние сезоны начала XX пока при вокзале действовало Экскурсионное бюро «русского Бедекера» - Григория Георгиевича Москвича (ок. 1865-ок. 1927), ялтинского книготорговца и известного издателя серии «иллюстрированных практических путеводителей» по Крыму, Кавказу и другим регионам России. Бюро Москвича располагало конными экипажами, автомобилями, пароходами и вагонами. Экскурсии устраивались по всему Кавказу. В начале XX века начальником станции был Ю. М. Верженский. В 1915 г. были проведены работы по расширению пассажирского здания. Для удобства жителей Кисловодска был построен бетонный пешеходный мостик над железнодорожными путями, который вел к дачам и гостиницам Вокзального переулка, к храму и гимназиям. Вообще сооружение железнодорожного вокзала сыграло важную роль в развитии Кисловодска. Его появление дало мощный стимул к образованию огромного дачного селения на востоке от железной дороги, на привокзальной горке и в Ребровой балке, которое сложилось всего за два десятилетия, в 1897-1917 гг. Вокзал пережил все революции и войны России XX века. В 1936 г., с появлением электровозов, на месте поворотного круга была устроена широкая Привокзальная площадь. В 1975-1988 годах была произведена реконструкция вокзала (арх. И. М. Фриденталь). Были построены 20-метровая башня с часами и вокзал для поездов местного сообщения. 17 мая 2003 г. в бывшем помещении Столовой, где находится администрация вокзала и станции, в присутствии министра путей сообщении РФ была открыта постоянная выставка «История развития железнодорожного транспорта» и освящена часовня Св. Николая Чудотворца. Старые здания пассажирского вокзала значительно перестроены внутри.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
|
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |