пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | архитектура старого кисловодска
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА • Книга С. В. Боглачева и С. Н. СавенкоОГЛАВЛЕНИЕ



 Кисловодск 

Железнодорожный вокзал

Общественные здания КисловодскаНыне всех приезжающих в Кисловодск встречает ряд приземистых старинных зданий с западной стороны железнодорожного вокзала. Здесь кончаются рельсы Минераловодской железнодорожной ветки, которая существует уже более века. Инженер путей сообщения барон Рудольф Васильевич Штейнгель (1841-1892) летом 1872 г. получил от правительства концессию для постройки на частные средства железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа и ее эксплуатацию до 1956 года, а также на устройство и содержание на свои средства шоссированного пути и экипажного сообщения от железнодорожной станции Кумская (ныне - Минводы) до Кисловодска. С этой целью Штейгель основал акционерное Общество Владикавказской железной дороги (ОВЖД). Сооружение указанной железной дороги велось под его руководством и было завершено в 1874 г. В это же время инженер Алексей Иванович Скибинский (1830-1881) по поручению барона Штейнгеля провел шоссе от Кумской до Кисловодска с почтовыми станциями на всех группах КМВ. Общественные здания КисловодскаПоследняя почтовая станция была построена в Кисловодске, в конце Шоссейной улицы (ныне - ул. Кирова, 1), у начала Тополевой аллеи (ныне - Курортный бульвар). На этом Почтовом дворе находилось Главное почтовое отделение Кисловодска. Первый поезд из Ростова-на-Дону до Владикавказа прошел 15 июля 1875 г. Барон Р. В. Штейнгель был избран первым председателем правления ОВЖД. После его смерти эту должность занимал инженер-путеец Станислав Ипполитович Кербедз (1844-1910), а с 1910 г. - Константин Иванович Шестаков (1847 - после 1917). Правление Общества ВЖД находилось в Петербурге, а Управление дороги - в Ростове-на-Дону. Бессменным управляющим ВЖД в 1880-1908 гг. был инженер путей сообщения Иван Дмитриевич Иноземцев (1843-1913), живший в Ростове-на-Дону и имевший 4 дачи под общим названием «Уютность» в Кисловодске. Уже в 1879 г. Наместник Кавказа Великий Князь Михаил Николаевич поднял вопрос о проведении железнодорожного пути от станции Минеральные Воды до Пятигорска, но его решение было отложено из-за слишком больших затрат. В 1888 г. петербургские инженеры Л. С. Путткамер и Ф. П. Попов разработали проект узкоколейной железной дороги от станции Минеральные Воды до Кисловодска, но получить концессию и кредит на ее сооружение не сумели.

Общественные здания КисловодскаВ 1890 г. по инициативе управляющего И. Д. Иноземцева правление ОВЖД обратилось к правительству с предложением построить Минераловодскую ветвь до Кисловодска за собственный счет. Решение о сооружении ОВЖД этой ветви, длиной в 64 км и стоимостью около 3 миллионов рублей, было утверждено Александром III 15 июня 1891 г. Окончательные изыскания по новой ветви были исполнены летом и осенью 1891 г. Для нее предполагалось построить ряд пассажирских зданий, в том числе и станцию III класса для Кисловодска и особый жилой дом ВЖД на северном склоне Крестовой. 8 февраля 1892 г. состоялось совещание, в котором приняли участие инженеры управления ВЖД, комиссар КМВ П. П. Сущинский и горный инженер А. И. Незлобинский. Было решено построить кисловодский вокзал на месте, которое предложили инженеры ВЖД. Отчуждение под железную дорогу земельных участков в Кисловодске, принадлежащих Управлению КМВ и обществу Кисловодском слободы, производил агент ОВЖД землемер-таксатор А. В. Замковой. На неудобной территории будущего вокзала и Курзала прежде находились слободские огороды. План направления и профиль ветви с указанием расположения станций были утверждены 21 марта 1892 г. После этого началось сооружение железной дороги. Главным инженером по постройке ветви стал Михаил Станиславович Кербедз (1854-1932).

Общественные здания КисловодскаСамые крупные сооружения железнодорожной ветви - металлический мост длиной в 33 м на каменных опорах через Подкумок близ Кисловодска был построен по проекту инженера Л. Ф. Рунге, а каменный виадук через кисловодскую Шоссейную улицу (ныне - пр. Кирова) - по проекту инженера М.С. Кербедза. На площади у подножия Крестовой горы, в конце железнодорожных путей, был устроен особый поворотный круг, который разворачивал паровозы для обратного движения. Ввиду недостатка места на пассажирской станции Кисловодска для устройства путей и помещений товарной станции все товарные операции были выделены и перенесены на отдельную станцию, севернее вокзала. Для удобного сообщения вокзала с кисловодским курортом и слободой в северном отроге Крестовой горы были пробиты две дороги - проезжая (ныне - ул. Вокзальная) и пешеходная (ныне - пр. К. Маркса).

Автором утвержденного эскизного проекта зданий кисловодского вокзала был, предположительно, гражданский инженер Николай Эдуардович Кордес. Он принял деятельное участие в сооружении гражданских сооружений Минераловодской ветви.

Общественные здания КисловодскаДетальная разработка этого проекта во всех подробностях, с отоплением, вентиляцией, водопроводом и прочим производилась летом 1892 г. в конторе главного инженера М. С. Кербедза. Исполнительный проект был утвержден Департаментом железных дорог 19 сентября 1892 г. Строительство вокзала и станционных сооружений производилось с весны 1893 г. К осени пассажирское здание и особый жилой дом ВЖД на склоне Крестовой были готовы вчерне, а их отделка была завершена весной 1894 г. Производителем работ со второй половины 1893 г. был гражданский инженер Е. И. Дескубес. Полное освидетельствование Минераловодской ветви особой правительственной комиссией состоялось 3 мая 1894 г. Комиссия признала гражданские здания кисловодского вокзала «отличные красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия определила все работы качественными и разрешила начать эксплуатацию Минераловодской ветви.

Одноэтажное протяженное здание пассажирской станции III класса на невысоком каменном, цоколе построено в эклектическом «кирпичном» стиле. Главный, фасад здания обращен на запад. Центральный входной ризалит имеет дверной проем в виде стрельчатой арки. На щипце ризалита, украшенном ступенчатым рельефом, надпись «КИСЛОВОДСКЪ». По сторонам от входа имеется по три окна. Фасады украшены лопатками с вертикальными углублениями и круглыми выступами, аркатурным поясом и фризом с выступающими квадратами. Лопатки завершаются над карнизом, кирпичными, тумбами. Восточный фасад, обращенный к перрону, имеет ряд окон и дверей с арочными проемами, украшенными полуциркульными наличниками. Над восточным, фасадом находится фигурный аттик с большим круглым углублением, на слегка скошенных углах, фасада сделаны глухие островерхие башенки, высота пассажирского и служебных помещений была более 4м. Стены были кирпичные, а полы деревянные. Потолки по балкам были сделаны, двойные, оштукатуренные. Крыша на деревянных стропилах покрыта железом. Отопление здания велось кирпичными печами. Было предусмотрено большое помещение для почтового ведомства площадью 25 кв. м. Низкая платформа перед пассажирским зданием была укрыта от непогоды длинным навесом на высоких чугунных столбах.

17 апреля 1895 года в Царском Селе, в Малом дворце состоялся Высочайший осмотр новых построек Министерства путей сообщения. В числе прочего 26-летиий импера тор Николай II с интересом осмотрел большие фотографии и чертежи новой Минераловодской ветви, среди которых было два вида кисловодского вокзала. Пояснения молодому царю давал председатель правления ОВЖД Станислав Валерианович Кербедз, отец главного строителя этой дороги.

В 1896 г. ОВЖД закупило партию американских паровозов «Baldween» (Филадельфия), которые стали основными для Минераловодской ветви. Для обслуживания паровозов было сооружено паровозное депо и поворотный круг на кисловодской станции. Первым начальником кисловодского депо был Иван Христофорович Варакоис. С появлением Минераловодской ветви число посетителей КМВ стало быстро возрастать и в последующие десять лет увеличилось более чем в шесть раз. Позднее севернее главного пассажирского здания было пристроеню узкое и протяженное одноэтажное багажное отделение, западный фасад которого имел подвальный этаж. Пристройка была сооружена из кирпича на цоколе из кисловодского камня; на крыше был сделан приземистый купол с высоким шпилем. Фасады имели множество дверей и окон, обрамленных П-образными наличниками с двойными замковыми камнями. Навес был продлен до конца пристройки.

В 1910 г. южнее главного здания, на месте небольших павильонов бакалейной лавки, жандармского кабинета и «ретирадника» по проекту тогдашнего архитектора Управления ОВЖД (Ростов-на-Дону) было построено кирпичное здание Столовой в стиле «модерн». Сооружение отличалось асимметричными фасадами и состояло из двухэтажного здания и главного зала, Высокий обеденный зал с широкими окнами и расписным потолком имел два входа. Один из них с угла украшен широким аттиком. Другой угол зала был оформлен в виде башни. Прилегающее к залу двухэтажное здание имело вспомогательный характер. Предположительно южная его часть включала в себя небольшие номера для отдыха состоятельных особ. Содержателем станционных буфетов, а затем и столовой был Василии Иванович Д.злиев. В летние сезоны начала XX пока при вокзале действовало Экскурсионное бюро «русского Бедекера» - Григория Георгиевича Москвича (ок. 1865-ок. 1927), ялтинского книготорговца и известного издателя серии «иллюстрированных практических путеводителей» по Крыму, Кавказу и другим регионам России. Бюро Москвича располагало конными экипажами, автомобилями, пароходами и вагонами. Экскурсии устраивались по всему Кавказу.

В начале XX века начальником станции был Ю. М. Верженский. В 1915 г. были проведены работы по расширению пассажирского здания. Для удобства жителей Кисловодска был построен бетонный пешеходный мостик над железнодорожными путями, который вел к дачам и гостиницам Вокзального переулка, к храму и гимназиям.

Вообще сооружение железнодорожного вокзала сыграло важную роль в развитии Кисловодска. Его появление дало мощный стимул к образованию огромного дачного селения на востоке от железной дороги, на привокзальной горке и в Ребровой балке, которое сложилось всего за два десятилетия, в 1897-1917 гг.

Вокзал пережил все революции и войны России XX века. В 1936 г., с появлением электровозов, на месте поворотного круга была устроена широкая Привокзальная площадь. В 1975-1988 годах была произведена реконструкция вокзала (арх. И. М. Фриденталь). Были построены 20-метровая башня с часами и вокзал для поездов местного сообщения. 17 мая 2003 г. в бывшем помещении Столовой, где находится администрация вокзала и станции, в присутствии министра путей сообщении РФ была открыта постоянная выставка «История развития железнодорожного транспорта» и освящена часовня Св. Николая Чудотворца. Старые здания пассажирского вокзала значительно перестроены внутри.


К началу книги
Посвящение
Введение

Очерки истории и застройки Кисловодска
Предыстория Кисловодска
Исследовательский период (1784-1803)
Подготовительный период (1803-1822)
Военно-строительный период период (1822-1845)
Период Дирекции КМВ (1845-1861)
Контрагентский период (1861-1883)
Комиссариатский период (1883-1896)
Директорский период (1896-1917)
История образования города
Кисловодская слобода
История Кисловодской станицы
Образование станицы Кисловодской
Столица Кавказского линейного войска

Оборонительные объекты
Кисловодская крепость

Лечебные заведения
Колодец источника Нарзана
Нарзанная галерея
Нарзанные ванны
Лечебные купальни
Ванны военного ведомства
Скальковские ванны
Углекислые ванны Нарзана
Разливная Нарзана

Храмы Кисловодска
Никольская церковь
Часовня Реброва
Крестовоздвиженская церковь
Константино-Еленинская церковь
Пантелеймоновская церковь

Гостиницы, пансионаты и рестораны Кисловодска
Казенная ресторация
Номера Найтаки-Щербины
Подворье Бештау
Гостиница Смирнова «Нарзан»
Гостиница Сафронова «Парк»
Гостиница А. Н. Зипалова
Офицерский дом
Отель «Централь»
Гостиница «Красные камни»
Гостиница Тамбиева «Московская»
Казенная гостиница «Гранд-отель»
Отель-пансион Ганешина
Отель Кундури «Эльбрус»
Санаторий акцизного ведомства
Отель Сильникова «Скала»
Отель Кекишевой «Центр»
Кофейня Вострякова «Парк»
Ресторан «Замок коварства и любви»

Общественные здания
Железнодорожный вокзал
Курзал железной дороги
Хлудовская больница
Слободское училище
Женская гимназия Васильевой
Городская мужская гимназия
Торговые ряды

Особняки и дачи
Домик Дебу-Хастатовой
Дома Шайкина-Мерлини
Дома помещика Реброва
Дача художника Ярошенко
Дом Скаржинского
Дом полковника Мистрова
Дом Понятовской
Дача Барановской «Мавритания»
Дача Хомяковых
Дача братьев Тарасовых
Дом Калинкина
Дом Агафонова
Дача Очакова
Дом врача Склотовского
Дача Ушаковой
Дача Гориной
Дача братьев Бландовых
Дом Финкейзеров
Особняк архитектора Ходжаева
Дача Кабат
Дача Твалчрелидзе
Дача Миклашевского
Дом доктора Барта
Особняк князя Дондукова-Корсакова

Ландшафтная архитектура
Нижний парк
Тополевая аллея
Казенный сад
Царская площадка
Цветник нарзанной галереи

Малые архитектурные формы
Каменная лестница с гротом
Воронцовский мост
Памятный крест на горе
Мостик «Дамский каприз»
Лермонтовкий водопровод
Беседка «Стеклянная струя»
Летняя читальня
«Храм любви»
Надгробный памятник Ярошенко
Торговая галерея
Грот «Пещера демона»
Павильон «Храм воздуха»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!