| Кисловодск |
Образование станицы Кисловодской
Учреждение новой станицы у Кислых Вод было частью общего плана превращения Кавказской губернии в казачий край, разработанного командующим на Кавказе генералом Ермоловым. С лета 1818 г. Ермолов докладывал императору Александру I необходимости переселения казаков поближе к новой Кавказской линии. Вопрос рассматривался поэтапно. Указом от 6 марта 1819 г. Александр I повелел наделить землею казаков, поселенных на Кавказской линии. Определение мест для размещения новых границ было поручено командующему Кавказской линией генералу А. А. Вельяминову и чиновнику особых поручений администрации Ермолова А. Ф. Реброву, который занимался «обозрением земель Кавказской губернии». Ермолов докладывал императору 11 марта 1821 г. о результатах этой работы: «...Основываясь на сведениях, от Реброва ко доставленных, а еще более на личном моем во многих частях удостоверении, осмеливаюсь представить на Ваше благоусмотрение сделанные мною замечания и предположения.
Из станицы Ставропольской, от густого населения стесненной в землях до того, что в число определенной 30-десятинной пропорции, по сделанной проверке, едва и по 10 десятин на казака достанется, необходимость заставляет первый случай также столько семейств переселить на другое место, сколько возможность дозволит. Признавая случай сей самым удобнейшим для прочного основания при Кислых Водах, где доныне ничего нет, необходимо нужно водворить здесь небольшую станицу из Ставропольской, где обыватели найдут себе наилучшие земли и взаимные выгоды от посетителей вод, нуждающихся в пристанище и в продовольствии». Позднее данный план был скорректирован.
На начальном этапе станина занимала часть нынешней территории въездного района города. Нa плане 1831 г., подписанном действительным статским советником Озерским, станица показана в виде каре из двух рядов строений с центральной площадью у слияния реки Березовки с Подкумком в северо-западной части исторической станичной территории. Постройки были ограждены рвом и валами.
По свидетельствам старожилов и краеведов, окружавший станицу ров имел глубину 3 метра (полторы сажени) и ширину около 4-5 метров (2 сажени). Начинался он в том месте, где сейчас находится городское домоуправление №1 на ул. Haбережной. Затем шел в сторону нынешней базы реализации хлебопродуктов, потом по юго-западной окраине разоренного станичного кладбища, по нынешнему переулку Калинина до улицы Пушкина. Перейдя ул. Пушкина, ров резко, под прямым углом, сворачивал в сторону железнодорожного переезда и выходил дальше к реке Подкумок в конце проспекта Победы. Эта конфигурация не совпадает с границами станицы, показанной на раннем плане. Возможно, описываемый ров существовал на более позднем этапе ее развития. Некоторые старики вспоминали, что по рву текла речка Белая. Где и как она подводилась ко рву, точно не устанавливается.
На защищенную территорию было два основных въезда через ворота. Первый был со стороны станицы Ессентукской, там, где сейчас расположен второй железнодорожный переезд, второй — с запада, со стороны Клин-Яра. Волгские первопоселенцы одними из первых образовали старинную станичную улицу Стародубовскую. Среди первых домов были деревянные «плашного типа», перевозимые казаками с места на место в разобранном виде. Еще в начале 1990-х годов на территории бывшей станицы встречались единичные образцы таких построек с толсто оштукатуренными стенами. Большая часть домов казаков представляла собой типичные турлучные одноэтажные «куреня» под соломенными кровлями. Камень и кирпич в качестве строительных материалов стали применяться уже в конце XIX века. Тогда же появились черепичные железные крыши на жилых постройках.
Большая часть новопоселенных казаков была старообрядцами. По преданию, первая деревянная церковь была привезена в разобранном виде из станицы Александровской, а туда - с Волги. Еще одна старообрядческая церковь или часовня, возможно находилась в северной части нынешнего въездного района, где до конца 1920-годов действовало, а до начала 1970 гг. частично сохранялось старообрядческое кладбище.
|