пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | архитектура старого кисловодска
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА • Книга С. В. Боглачева и С. Н. СавенкоОГЛАВЛЕНИЕ



 Кисловодск 

Предыстория Кисловодска

Предыстория КисловодскаИстория заселения территории, на которой находится современный Кисловодск, является весьма продолжительной. Минеральные воды, наряду с благоприятной и живописной природной средой и выгодным расположением на пересечении путей сообщения, хозяйственных и культурных связей и контактов, уже в глубокой древности привлекали к себе представителей различных племен и народов. В толще веков теряется время. когда человек впервые вступил на эту землю, подошел к бурлящему минеральному источнику и, отведав его живительной влаги, ощутил прилив сил. И были периоды, когда окрестности Нарзана так густо заселялись, что в определенной мере можно говорить о существовании древних и средневековых предшественников Кисловодска.

В границах современной городской черты и в прилегающих районах Кисловодском котловины археологи и краеведы выявили и учли сотни древних и средневековых памятников, относящихся к огромному периоду, начиная с V-IV тысячелетия до н.э. и вплоть до XVIII века н.э. включительно. Большое количество курганов конца III-II тысячелетия до нашей эры свидетельствует о сосредоточии здесь пастушеских племен - представителей различных этнокультурных обществ Предкавказья указанного периода. Носители так называемой кобанской культуры и VII-VI в., до н.э. использовали фактически все удобные для проживания и хозяйственной деятельности места, сооружали искусственные террассы дамбы, каналы и т.п. Их поселки и более крупные селения располагались так плотно, что почти соприкасались и переходили друг в друга. Такие скопления поселений по внешнему виду могли напоминать древние города.

Спустя несколько веков относительного запустения, в середине первогоо тысячелетия ситуация повторилась. Многочисленные сообщества раннесредневековой аланской культуры, вероятно, не только собственно аланы, но и представители других племен и народов, вновь заняли все возвышенности и долины, скальные мысы речных ущелий. Они строили крепости и оборонительные системы, восстанавливали и расширяли древние террасы, создавали, использовали, контролировали обменно-торговые пути.

После очередной непродолжительной паузы (VIII-IX вв.) наступил период расцвета средневековою Аланскою государства. Вблизи Кисловодска, на Рим-Горе, находящейся сейчас возле центра соседнего Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики селения Учкекен, возник средневековый город площадью более 150 га. А на территории промышленной зоны и бывшей станицы Кисловодской на несколько километров протянулась почти непрерывная полоса торгово-ремесленных поселений, также имевшая тенденцию к объединению.

Процесс освоения этих земель был прерван в эпоху монголо-татарских завоеваний в середине XIII века. В последующие столетия, вплоть до конца XVIII века на кисловодской земле не было крупных селений. Ученые и путешественники последней трети XVIII в. отмечали проживание в Кисловодской котловине абазинцев «из джантемировского рода», сакли которых размещались от будущей станицы Кисловодской в направлении Нарзана и гор. Пока остается загадкой, с каким периодом истории района Кисловодска был связан масштабный и протяженный вал, перегораживавший долину Подкумка и прикрывавший окрестности Нарзана. Когда он впервые был описан академиком П. С. Палласом в 1793 г., проживавшие здесь абазинцы называли его «татарским». Позднее казаки-старожилы именовали этот вал «турецким». Оба эти термина не имеют конкретного этнокультурного содержания, но указывают на отражение древности объекта в обыденном сознании местных жителей.

Нарзан, являвшийся центром притяжения к благодатному району, издавна был популярным и почитаемым. Это, в частности, отразилось в фольклоре местных народов. Сохранились предания об обрядах вызывания воды на поверхность с помощью установки креста, массового посещения источника, «нарзанопития», ритуального купания в целебном колодце в доспехах с оружием. На минеральные воды региона обращали внимание и иноземные посетители. Так, турецкий путешественник второй половины XVII в.Эвлия Челеби называл источники верховьев Подкумка «реками с живой водой». Хорошо известны два названия мощного кислого источника в местных языках: адыгское «Нарзан» и тюркское «Аче-су». Термин «Нарзан» трактуют как «Нарт-сано (санох)» и переводят на русский язык как «Богатырская вода» или «Напиток богатырей» Тюркское наименование «Аче-су» означает просто «Кислая вода». Данные переводы приводятся уже в ранних кавказоведческих трудах конца XVIII века. Однако существуют и другие менее известные названия кислого источника и трактовки гидронима «Нарзан». Доктор ф. Гааз писал, что черкесы исстари именовали этот источник на своем языке «духом героев». А кабардинский просветитель середины XIX в. Шора Ногмов записал кабардинское наименование «Псинаху», т.е. «светлая вода». Советский исследователь местной топонимики Э. М. Мурзаев считал неверной лингвистическую связь термина «Нарзан» с мифическими нартами и предполагал в нем иные и более древние корни. Кабардинское слово «арсан» — «минеральный или теплый источник», он соотносил с выражением «аршан» в монгольском и бурятском языках, которое в свою очередь выводил из санскрита — «святая вода, минеральная вода, целебный источник». С исторической точки зрения монголо-язычная этимология «Нарзана» возможна, потому что в период господства Золотой Орды район находился вблизи ставок ордынских ханов, а с XVII-XVIII веков на Кавминводах по различным политическим причинам и экономическим поводам нередко обитали калмыки. Предпринимались и попытки перевода термина «Нарзан» — «Нарсана» с карачаевского языка.

Нарзан стал основным природным градообразующим объектом курорта. Да и салю имя российского селения связано с русским вариантом названия источника — «Кислая вода» («Кислый родник»). Однако на различных этапах истории выносились предложения и предпринимались попытки дать курорту иное наименование. Так, в 1835 г. друг А. С. Пушкина писатель Я. И. Сабуров, считавший топоним «Кисловодск» неоригинальным и непоэтичным, предлагал назвать курорт «Нарзанополисом» или «Нарзанградом». Позднее, когда в 1880 г. выдвигалась первая инициатива преобразования слободы в городок или местечко, были подготовлены документы о системе местного самоуправления «посада Нарзан». Однако эти предложения не были поддержаны.


К началу книги
Посвящение
Введение

Очерки истории и застройки Кисловодска
Предыстория Кисловодска
Исследовательский период (1784-1803)
Подготовительный период (1803-1822)
Военно-строительный период период (1822-1845)
Период Дирекции КМВ (1845-1861)
Контрагентский период (1861-1883)
Комиссариатский период (1883-1896)
Директорский период (1896-1917)
История образования города
Кисловодская слобода
История Кисловодской станицы
Образование станицы Кисловодской
Столица Кавказского линейного войска

Оборонительные объекты
Кисловодская крепость

Лечебные заведения
Колодец источника Нарзана
Нарзанная галерея
Нарзанные ванны
Лечебные купальни
Ванны военного ведомства
Скальковские ванны
Углекислые ванны Нарзана
Разливная Нарзана

Храмы Кисловодска
Никольская церковь
Часовня Реброва
Крестовоздвиженская церковь
Константино-Еленинская церковь
Пантелеймоновская церковь

Гостиницы, пансионаты и рестораны Кисловодска
Казенная ресторация
Номера Найтаки-Щербины
Подворье Бештау
Гостиница Смирнова «Нарзан»
Гостиница Сафронова «Парк»
Гостиница А. Н. Зипалова
Офицерский дом
Отель «Централь»
Гостиница «Красные камни»
Гостиница Тамбиева «Московская»
Казенная гостиница «Гранд-отель»
Отель-пансион Ганешина
Отель Кундури «Эльбрус»
Санаторий акцизного ведомства
Отель Сильникова «Скала»
Отель Кекишевой «Центр»
Кофейня Вострякова «Парк»
Ресторан «Замок коварства и любви»

Общественные здания
Железнодорожный вокзал
Курзал железной дороги
Хлудовская больница
Слободское училище
Женская гимназия Васильевой
Городская мужская гимназия
Торговые ряды

Особняки и дачи
Домик Дебу-Хастатовой
Дома Шайкина-Мерлини
Дома помещика Реброва
Дача художника Ярошенко
Дом Скаржинского
Дом полковника Мистрова
Дом Понятовской
Дача Барановской «Мавритания»
Дача Хомяковых
Дача братьев Тарасовых
Дом Калинкина
Дом Агафонова
Дача Очакова
Дом врача Склотовского
Дача Ушаковой
Дача Гориной
Дача братьев Бландовых
Дом Финкейзеров
Особняк архитектора Ходжаева
Дача Кабат
Дача Твалчрелидзе
Дача Миклашевского
Дом доктора Барта
Особняк князя Дондукова-Корсакова

Ландшафтная архитектура
Нижний парк
Тополевая аллея
Казенный сад
Царская площадка
Цветник нарзанной галереи

Малые архитектурные формы
Каменная лестница с гротом
Воронцовский мост
Памятный крест на горе
Мостик «Дамский каприз»
Лермонтовкий водопровод
Беседка «Стеклянная струя»
Летняя читальня
«Храм любви»
Надгробный памятник Ярошенко
Торговая галерея
Грот «Пещера демона»
Павильон «Храм воздуха»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!