| Кисловодск |
Предыстория Кисловодска
История заселения территории, на которой находится современный Кисловодск, является весьма продолжительной. Минеральные воды, наряду с благоприятной и живописной природной средой и выгодным расположением на пересечении путей сообщения, хозяйственных и культурных связей и контактов, уже в глубокой древности привлекали к себе представителей различных племен и народов. В толще веков теряется время. когда человек впервые вступил на эту землю, подошел к бурлящему минеральному источнику и, отведав его живительной влаги, ощутил прилив сил. И были периоды, когда окрестности Нарзана так густо заселялись, что в определенной мере можно говорить о существовании древних и средневековых предшественников Кисловодска.
В границах современной городской черты и в прилегающих районах Кисловодском котловины археологи и краеведы выявили и учли сотни древних и средневековых памятников, относящихся к огромному периоду, начиная с V-IV тысячелетия до н.э. и вплоть до XVIII века н.э. включительно. Большое количество курганов конца III-II тысячелетия до нашей эры свидетельствует о сосредоточии здесь пастушеских племен - представителей различных этнокультурных обществ Предкавказья указанного периода. Носители так называемой кобанской культуры и VII-VI в., до н.э. использовали фактически все удобные для проживания и хозяйственной деятельности места, сооружали искусственные террассы дамбы, каналы и т.п. Их поселки и более крупные селения располагались так плотно, что почти соприкасались и переходили друг в друга. Такие скопления поселений по внешнему виду могли напоминать древние города.
Спустя несколько веков относительного запустения, в середине первогоо тысячелетия ситуация повторилась. Многочисленные сообщества раннесредневековой аланской культуры, вероятно, не только собственно аланы, но и представители других племен и народов, вновь заняли все возвышенности и долины, скальные мысы речных ущелий. Они строили крепости и оборонительные системы, восстанавливали и расширяли древние террасы, создавали, использовали, контролировали обменно-торговые пути.
После очередной непродолжительной паузы (VIII-IX вв.) наступил период расцвета средневековою Аланскою государства. Вблизи Кисловодска, на Рим-Горе, находящейся сейчас возле центра соседнего Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики селения Учкекен, возник средневековый город площадью более 150 га. А на территории промышленной зоны и бывшей станицы Кисловодской на несколько километров протянулась почти непрерывная полоса торгово-ремесленных поселений, также имевшая тенденцию к объединению.
Процесс освоения этих земель был прерван в эпоху монголо-татарских завоеваний в середине XIII века. В последующие столетия, вплоть до конца XVIII века на кисловодской земле не было крупных селений. Ученые и путешественники последней трети XVIII в. отмечали проживание в Кисловодской котловине абазинцев «из джантемировского рода», сакли которых размещались от будущей станицы Кисловодской в направлении Нарзана и гор. Пока остается загадкой, с каким периодом истории района Кисловодска был связан масштабный и протяженный вал, перегораживавший долину Подкумка и прикрывавший окрестности Нарзана. Когда он впервые был описан академиком П. С. Палласом в 1793 г., проживавшие здесь абазинцы называли его «татарским». Позднее казаки-старожилы именовали этот вал «турецким». Оба эти термина не имеют конкретного этнокультурного содержания, но указывают на отражение древности объекта в обыденном сознании местных жителей.
Нарзан, являвшийся центром притяжения к благодатному району, издавна был популярным и почитаемым. Это, в частности, отразилось в фольклоре местных народов. Сохранились предания об обрядах вызывания воды на поверхность с помощью установки креста, массового посещения источника, «нарзанопития», ритуального купания в целебном колодце в доспехах с оружием. На минеральные воды региона обращали внимание и иноземные посетители. Так, турецкий путешественник второй половины XVII в.Эвлия Челеби называл источники верховьев Подкумка «реками с живой водой». Хорошо известны два названия мощного кислого источника в местных языках: адыгское «Нарзан» и тюркское «Аче-су». Термин «Нарзан» трактуют как «Нарт-сано (санох)» и переводят на русский язык как «Богатырская вода» или «Напиток богатырей» Тюркское наименование «Аче-су» означает просто «Кислая вода». Данные переводы приводятся уже в ранних кавказоведческих трудах конца XVIII века. Однако существуют и другие менее известные названия
кислого источника и трактовки гидронима «Нарзан». Доктор ф. Гааз писал, что черкесы исстари именовали этот источник на своем языке «духом героев». А кабардинский просветитель середины XIX в. Шора Ногмов записал кабардинское наименование «Псинаху», т.е. «светлая вода». Советский исследователь местной топонимики Э. М. Мурзаев считал неверной лингвистическую связь термина «Нарзан» с мифическими нартами и предполагал в нем иные и более древние корни. Кабардинское слово «арсан» — «минеральный или теплый источник», он соотносил с выражением «аршан» в монгольском и бурятском языках, которое в свою очередь выводил из санскрита — «святая вода, минеральная вода, целебный источник». С исторической точки зрения монголо-язычная этимология «Нарзана» возможна, потому что в период господства Золотой Орды район находился вблизи ставок ордынских ханов, а с XVII-XVIII веков на Кавминводах по различным политическим причинам и экономическим поводам нередко обитали калмыки.
Предпринимались и попытки перевода термина «Нарзан» — «Нарсана» с карачаевского языка.
Нарзан стал основным природным градообразующим объектом курорта. Да и салю имя российского селения связано с русским вариантом названия источника — «Кислая вода» («Кислый родник»). Однако на различных этапах истории выносились предложения и предпринимались попытки дать курорту иное наименование. Так, в 1835 г. друг А. С. Пушкина писатель Я. И. Сабуров, считавший топоним «Кисловодск» неоригинальным и непоэтичным, предлагал назвать курорт «Нарзанополисом» или «Нарзанградом». Позднее, когда в 1880 г. выдвигалась первая инициатива преобразования слободы в городок или местечко, были подготовлены документы о системе местного самоуправления «посада Нарзан». Однако эти предложения не были поддержаны.
|