пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | архитектура старого кисловодска |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА Книга С. В. Боглачева и С. Н. Савенко | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Курзал железной дорогиКаждый, впервые приезжающий в Кисловодск, выходя с вокзала, невольно обращает внимание на величественное здание роскошной архитектуры, окруженное мощной подпорной стеной. Подобно средневековому замку, оно царит над городом. Его светлые купола видны из разных уголков Кисловодска и являются весьма приметным ориентиром. Ни один курорт России не имеет такого монументального здания Курзала. Оно служит символом Кисловодска, его своеобразной «визитной карточкой», который навсегда остается в памяти его гостей. Для удобного сообщения строящегося вокзала Владикавказской железной дороги (ВЖД) с центром курорта и старыми кварталами Кисловодском слободы в северном отроге Крестовой горы, который был ранее приобретен Обществом ВЖД, в 1892-1893 гг. были пробиты две большие дороги - проезжая (ныне - ул. Вокзальная) и пешеходная (ныне -пр. К. Маркса). Между ними образовалась изолированная пустынная возвышенность. Обочины этих дорог были довольно неприглядны. Между тем постройка Минераловодской ветви дала мощный импульс для капитального строительства в регионе КМВ, т.к. существенно возрос поток приезжающих больных, а также облегчилась доставка строительных материалов для возведения больших капитальных сооружении. Стремясь привлечь к повой железной дороге внимание посетителей КМВ, правление Общества ВЖД в 1892 г. решило на конечной станции Кисловодск построить, по примеру первой российской железной дороги Петербург-Павловск (1838), крупный культурно-развлекательный комплекс («новое Тиволи»), так называемый Курзал («Курортный зал»). Как указывало правление Общества ВЖД, «устройство увеселительного Курзала на конечной станции Кисловодск Минераловодской ветви, главным образом, имеет целью привлечение публики с соседних станций и развитие, таким образом, движения по ветви в местном сообщении. Курзал имеет служить местом отдыха и развлечения для публики, посещающей КМВ и охотно навещающей Кисловодск, ради прекрасных свойств Нарзана и живописной местности». С этой целью правление ВЖД летом 1892 г. поручило своему молодому архитектору Валериану Гусеву разработать проект Курзала для Кисловодска на пустынной возвышенности западнее нового вокзала. Эскизный проект двухэтажного Курзала с Концертным залом на 600 человек был составлен В. В. Гусевым к осени 1892 г. 25 сентября этот проект (главный фасад, поэтажные планы и разрезы) был утвержден в Департаменте железных дорог, но с целым перечнем замечаний. Следовало уточнить глубину здания, толщину стен, ввести каменные столбы в вестибюле, лестницы из несгораемого материала, сделать прочностные расчеты стропил, колонн и пр. Особые нарекания вызвал неуклюжий фасад Курзала в эклектическом стиле. Фасад был признан «неудачным и пестрым» и рекомендован к пересоставлению. Зодчий Гусев занялся подробной разработкой проекта. Осенью 1893 г. он был командирован правлением ВЖД на КМ В «для выработки проекта Курзала в Кисловодске». Следует отметить, что в разработке проекта Курзала принимали участие инженер ВЖД М. С. Кербедз (проектирование и расчет стропил Курзала, устройство перекрытия Концертного зала и пр.), старший архитектор Министерства путей сообщения Михаил Васильевич Лаврентьев и другие специалисты. В итоге рабочий проект Курзала, который был завершен лишь осенью 1894 г., значительно отличался от первого эскизного проекта. В сентябре 1893 г. молодой гражданский инженер Евгений Дескубес был принят на работу в Общество ВЖД «для технических занятий по должности производителя работ строящейся Минераловодской железнодорожной ветви». Ему было поручено, главным образом, строительство кисловодского Курзала, которое велось, согласно документам, с осени 1894 г. до лета 1897 г. Очевидно, что в процессе работы зодчий Е. И. Дескубес внес ряд серьезных изменений и дополнений в окончательный проект Курзала, в результате чего здание приняло существующий облик. В строительстве Курзала принимал деятельное участие и гражданский инженер Н. Э. Кордес, работавший в Службе зданий и сооружений Минераловодской ветви ВЖД и руководивший кисловодским участком дороги. Вершина изолированной возвышенности между двумя дорогами, западнее вокзала, была срыта и превращена в огромную ровную площадку, с восточной и южной стороны которой была возведена мощная подпорная стена из каменных блоков с широкими лестницами и пристроенными помещениями. Нахождение объекта близ железной дороги существенно упрощало доставку строительных материалов, техники и оборудования. Крупные каменные блоки из местного доломита для ансамбля Курзала добывались и обтесывались на особой каменоломне под Кисловодском, которая даже получила название Курзальной. Заготовкой блоков занимался местный каменных дел мастер Томас Тимофеевич Рафаэлли. Желтый кирпич доставлялся с кирпично-черепичного завода Л. В. Штейнгеля и В. И. Грозмани во Владикавказе. В первую очередь строилась северная часть Курзала, где планировался ресторан с кухней и подземным хозяйственным двором. Сооружение огромного здания Концертного зала велось на последнем этапе. Все здания были вчерне отстроены в конце 1895 г., о чем указывает дата на фасаде. В середине августа 1895 г., уже в конце сезона, открылась первая часть Курзала - ресторан с кухней, содержателем которого надолго стал А. Л. Шавгулидзе. Однако вскоре выяснилось, что помещения кухни тесны и их следует расширять. Основные строительные и отделочные работы продолжались до 22 июня 1896 г., когда состоялось настоящее открытие нового Концертного зала, хотя полностью все отделочные работы в Курзале были завершены только к сезону 1897 г. Первое же театральное представление (оперетта) состоялось в театре Курзала 15 июля 1896 г. Полное сооружение Курзала обошлось Обществу ВЖД почти в миллион царских рублей. Архитектурный ансамбль Курзала из желтого кирпича и местного камня построен в эклектическом стиле — в формах, характерных, для французского ренессанса, с обилием разнообразных, декоративных деталей. Ансамбль образован несколькими зданиями, которые занимают Концертный зал и ресторан с кухней. Они связаны между собой одноэтажными переходами. Все здания находятся на широкой и ровной площадке, с восточной и южной сторон которой была возведена мощная подпорная стена из каменных блоков с балюстрадой и террасами, а также внутренними помещениями. В плане здания образуют незамкнутое каре с внутренним двориком (курдонером), открытым к главному зданию вокзалу, куда ведет широкая восточная лестница. Этим подчеркивалась органичная связь вокзала и Курзала, входящих в единый комплекс гражданских сооружений Владикавказской железной дороги в Кисловодске. Другая, южная лестница, (с 33 ступенями), подводит с привокзального спуска (ныне — пр. К. Маркса) к главному и крупнейшему зданию Курзала, которым является Концертный корпус, расположенный в южной части ансамбля. Его парадный фасад обращен на запад, к старинному центру курорта, величественный входной портал с просторным вестибюлем образован двумя мощными угловыми башнями и центральным ризалитом. Прямоугольные трехъярусные башни с выступающим карнизом на модульонах увенчаны высокими четырехгранными французскими куполами с чешуйчатым покрытием и с мансардными слуховыми окнами под треугольными сандриками. Эта пара светлых и крутых куполов напоминает двугорбую вершину Эльбруса. Двухъярусный ризалит с широким балконом и собственной коробовой крышей отличается обилием оконных и дверных арочных проемов, которые украшены рустованными наличниками с высокими замковыми камнями. За порталом находится огромный трехъярусный корпус под двухскатной крышей с треугольными фронтонами. Он заключает в себе большой зрительный зал с боковыми галереями и сценические помещения с боковыми террасами. Третий ярус этого корпуса выделен по фасадам чередой круглых окон со стрельчатыми бровками. С юга к корпусу примыкают дополнительные разноэтажные пристройки служебного назначения. Северная часть ансамбля Курзала представлена двумя схожими двухэтажными корпусами. Западное здание заключает в себе ресторан с номерами, а восточное— кухню. Они имеют одинаковые мансардные крыши с круглыми слуховыми окнами и угловые ризалиты в виде башен с высокими четырехгранными французскими куполами с мансардными слуховыми окнами под треугольными сандриками. Ансамблевость зданий Курзала подчеркивается схожими французскими куполами, единой горизонтального тягой на уровне второго этажа и одинаковой формой обработки оконных проемов (рустованные наличники с замками и веерными розетками) и углов этого этажа (трехчетвертные колонки). Говорят, что здание Курзала похоже на знаменитое Казино в Монте-Карло. В единый архитектурно-ландшафтный ансамбль зданий Курзала входили цветники, Музыкальная раковина, танцплощадка и летняя эстрада, летняя веранда с навесом для ресторана, а также большой детский парк, к которому вел северный ажурный мостик. В 1909 г. был сооружен южный ажурный мостик, который соединил Курзал с небольшим парком на склоне Крестовой горы. По отзывам многих современников, кисловодский Курзал вполне мог бы украсить любую столицу Европы. Вход публики на территорию Курзала для «увеселения и развлечений» был платным. Днем в раковине играл оркестр, на летней эстраде выступали различные артисты. К услугам публики служили читальня, бильярдные, комнаты для игры в карты и прочее. Одним из первых заведующих Курзалом был В. И. Томашевский. Театрально-концертный зал, рассчитанный на 650 зрителей, с балконом и колоннами, был роскошно отделан внутри бархатом, бронзой и художественной лепниной, барельефными портретами Глинки, Чайковского, Бетховена, Верди и Моцарта. Хорошо оборудованная глубокая сцена была украшена занавесом работы художника Саллы. В фойе были выставлены картины крупнейших русских и зарубежных мастеров. Эксплуатацию театра Правление ОВЖД поручило антрепренеру Тифлисского театра Виктору Людвиговичу Форкатти. Во время курортного сезона представления в театре давались не менее 4 раз в неделю. В Курзале проходили концерты, оперные и драматические спектакли с участием известных артистов и музыкантов России и Европы. На его сцене выступали: В. Ф. Комиссаржевская, М. Г. Савина, Ю. М.Юрьев, К. А.Варламов, В. И.Качалов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Дм. Смирнов, А. В. Нежданова, Н. А.Обухова, Н. В. Плевицкая, Вяльцева, Варя Панина, Пронская, Е. Гельцер, М. М. Фокин, Адамо Дидур, Ян Слезак, Маттиа Баттистини и многие другие. Симфонический оркестр Курзала насчитывал 80 человек. Им дирижировали И. Глазунов, Л. П. Штейнберг, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сафонов и другие. Кисловодский зодчий Э. Б. Ходжаев, хорошо игравший па флейте, слыл большим любителем и знатоком симфонической музыки и с конца XIX века состоял музыкальным рецензентом Курзала. В 1907 г. арендатором ресторана был Габуния, затем снова Шавгулидзе. К осени 1913 г. ресторан содержал Востряков, затем Л. К. Астафьев и И. А. Александров. Перед революцией в ресторане «Курзал» давались обеды и ужины a la carte; вечерами играл итальянский струнный оркестр под управлением Джузеппе Фальконе. При ресторане действовала летняя веранда и бильярдная. В годы революции и Гражданской войны в Курзале проходили различные политические собрания. В советское время Курзал принадлежал Орджоникидзевской (Северо-Кавказской) железной дороге и продолжал быть очагом культуры КМВ. Ныне здесь помещается Государственная филармония на КМВ, которая имеет два концертных зала - старинным Большой имени Сафонова и современный Малый имени Скрябина, И советское время была произведена надстройка верхнего яруса театрального зала и создана попам коробоиая крыша, что значительно увеличило высоту прежнего концертного корпуса. В 1931 г. в перестроенных номерах Курзала был открыт корпус санатория имени А. А. Андреева на 200 коек, для рабочих и служащих железных дорог. В годы войны здесь разменялся госпиталь. Ныне здесь находится гостиница Госфилармонии. Кисловодский Курзал - «храм искусств» - связан с самыми яркими событиями артистическом жизни па КМВ минувшего века. В 1965 г. в здании Курзала открылся Музей музыкальной и театральном культуры. Основателем и первым директором музея стал известный искусствовед КМВ Борис Матвеевич Розенфельд.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |