пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | архитектура старого кисловодска
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВДобавить в избранное
АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА • Книга С. В. Боглачева и С. Н. СавенкоОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Кисловодск 

Курзал железной дороги

Общественные здания КисловодскаКаждый, впервые приезжающий в Кисловодск, выходя с вокзала, невольно обращает внимание на величественное здание роскошной архитектуры, окруженное мощной подпорной стеной. Подобно средневековому замку, оно царит над городом. Его светлые купола видны из разных уголков Кисловодска и являются весьма приметным ориентиром. Ни один курорт России не имеет такого монументального здания Курзала. Оно служит символом Кисловодска, его своеобразной «визитной карточкой», который навсегда остается в памяти его гостей.

Общественные здания КисловодскаДля удобного сообщения строящегося вокзала Владикавказской железной дороги (ВЖД) с центром курорта и старыми кварталами Кисловодском слободы в северном отроге Крестовой горы, который был ранее приобретен Обществом ВЖД, в 1892-1893 гг. были пробиты две большие дороги - проезжая (ныне - ул. Вокзальная) и пешеходная (ныне -пр. К. Маркса). Между ними образовалась изолированная пустынная возвышенность. Обочины этих дорог были довольно неприглядны. Между тем постройка Минераловодской ветви дала мощный импульс для капитального строительства в регионе КМВ, т.к. существенно возрос поток приезжающих больных, а также облегчилась доставка строительных материалов для возведения больших капитальных сооружении. Стремясь привлечь к повой железной дороге внимание посетителей КМВ, правление Общества ВЖД в 1892 г. решило на конечной станции Кисловодск построить, по примеру первой российской железной дороги Петербург-Павловск (1838), крупный культурно-развлекательный комплекс («новое Тиволи»), так называемый Курзал («Курортный зал»). Как указывало правление Общества ВЖД, «устройство увеселительного Курзала на конечной станции Кисловодск Минераловодской ветви, главным образом, имеет целью привлечение публики с соседних станций и развитие, таким образом, движения по ветви в местном сообщении. Курзал имеет служить местом отдыха и развлечения для публики, посещающей КМВ и охотно навещающей Кисловодск, ради прекрасных свойств Нарзана и живописной местности». С этой целью правление ВЖД летом 1892 г. поручило своему молодому архитектору Валериану Гусеву разработать проект Курзала для Кисловодска на пустынной возвышенности западнее нового вокзала. Эскизный проект двухэтажного Курзала с Концертным залом на 600 человек был составлен В. В. Гусевым к осени 1892 г. 25 сентября этот проект (главный фасад, поэтажные планы и разрезы) был утвержден в Департаменте железных дорог, но с целым перечнем замечаний. Следовало уточнить глубину здания, толщину стен, ввести каменные столбы в вестибюле, лестницы из несгораемого материала, сделать прочностные расчеты стропил, колонн и пр. Особые нарекания вызвал неуклюжий фасад Курзала в эклектическом стиле. Фасад был признан «неудачным и пестрым» и рекомендован к пересоставлению.

Общественные здания КисловодскаЗодчий Гусев занялся подробной разработкой проекта. Осенью 1893 г. он был командирован правлением ВЖД на КМ В «для выработки проекта Курзала в Кисловодске». Следует отметить, что в разработке проекта Курзала принимали участие инженер ВЖД М. С. Кербедз (проектирование и расчет стропил Курзала, устройство перекрытия Концертного зала и пр.), старший архитектор Министерства путей сообщения Михаил Васильевич Лаврентьев и другие специалисты. В итоге рабочий проект Курзала, который был завершен лишь осенью 1894 г., значительно отличался от первого эскизного проекта. В сентябре 1893 г. молодой гражданский инженер Евгений Дескубес был принят на работу в Общество ВЖД «для технических занятий по должности производителя работ строящейся Минераловодской железнодорожной ветви». Ему было поручено, главным образом, строительство кисловодского Курзала, которое велось, согласно документам, с осени 1894 г. до лета 1897 г. Очевидно, что в процессе работы зодчий Е. И. Дескубес внес ряд серьезных изменений и дополнений в окончательный проект Курзала, в результате чего здание приняло существующий облик. В строительстве Курзала принимал деятельное участие и гражданский инженер Н. Э. Кордес, работавший в Службе зданий и сооружений Минераловодской ветви ВЖД и руководивший кисловодским участком дороги.

Вершина изолированной возвышенности между двумя дорогами, западнее вокзала, была срыта и превращена в огромную ровную площадку, с восточной и южной стороны которой была возведена мощная подпорная стена из каменных блоков с широкими лестницами и пристроенными помещениями. Нахождение объекта близ железной дороги существенно упрощало доставку строительных материалов, техники и оборудования. Крупные каменные блоки из местного доломита для ансамбля Курзала добывались и обтесывались на особой каменоломне под Кисловодском, которая даже получила название Курзальной. Заготовкой блоков занимался местный каменных дел мастер Томас Тимофеевич Рафаэлли. Желтый кирпич доставлялся с кирпично-черепичного завода Л. В. Штейнгеля и В. И. Грозмани во Владикавказе. В первую очередь строилась северная часть Курзала, где планировался ресторан с кухней и подземным хозяйственным двором. Сооружение огромного здания Концертного зала велось на последнем этапе. Все здания были вчерне отстроены в конце 1895 г., о чем указывает дата на фасаде.

В середине августа 1895 г., уже в конце сезона, открылась первая часть Курзала - ресторан с кухней, содержателем которого надолго стал А. Л. Шавгулидзе. Однако вскоре выяснилось, что помещения кухни тесны и их следует расширять. Основные строительные и отделочные работы продолжались до 22 июня 1896 г., когда состоялось настоящее открытие нового Концертного зала, хотя полностью все отделочные работы в Курзале были завершены только к сезону 1897 г. Первое же театральное представление (оперетта) состоялось в театре Курзала 15 июля 1896 г. Полное сооружение Курзала обошлось Обществу ВЖД почти в миллион царских рублей.

Архитектурный ансамбль Курзала из желтого кирпича и местного камня построен в эклектическом стиле — в формах, характерных, для французского ренессанса, с обилием разнообразных, декоративных деталей. Ансамбль образован несколькими зданиями, которые занимают Концертный зал и ресторан с кухней. Они связаны между собой одноэтажными переходами. Все здания находятся на широкой и ровной площадке, с восточной и южной сторон которой была возведена мощная подпорная стена из каменных блоков с балюстрадой и террасами, а также внутренними помещениями. В плане здания образуют незамкнутое каре с внутренним двориком (курдонером), открытым к главному зданию вокзалу, куда ведет широкая восточная лестница. Этим подчеркивалась органичная связь вокзала и Курзала, входящих в единый комплекс гражданских сооружений Владикавказской железной дороги в Кисловодске.

Другая, южная лестница, (с 33 ступенями), подводит с привокзального спуска (ныне — пр. К. Маркса) к главному и крупнейшему зданию Курзала, которым является Концертный корпус, расположенный в южной части ансамбля. Его парадный фасад обращен на запад, к старинному центру курорта, величественный входной портал с просторным вестибюлем образован двумя мощными угловыми башнями и центральным ризалитом. Прямоугольные трехъярусные башни с выступающим карнизом на модульонах увенчаны высокими четырехгранными французскими куполами с чешуйчатым покрытием и с мансардными слуховыми окнами под треугольными сандриками. Эта пара светлых и крутых куполов напоминает двугорбую вершину Эльбруса. Двухъярусный ризалит с широким балконом и собственной коробовой крышей отличается обилием оконных и дверных арочных проемов, которые украшены рустованными наличниками с высокими замковыми камнями. За порталом находится огромный трехъярусный корпус под двухскатной крышей с треугольными фронтонами. Он заключает в себе большой зрительный зал с боковыми галереями и сценические помещения с боковыми террасами. Третий ярус этого корпуса выделен по фасадам чередой круглых окон со стрельчатыми бровками. С юга к корпусу примыкают дополнительные разноэтажные пристройки служебного назначения.

Северная часть ансамбля Курзала представлена двумя схожими двухэтажными корпусами. Западное здание заключает в себе ресторан с номерами, а восточное— кухню. Они имеют одинаковые мансардные крыши с круглыми слуховыми окнами и угловые ризалиты в виде башен с высокими четырехгранными французскими куполами с мансардными слуховыми окнами под треугольными сандриками. Ансамблевость зданий Курзала подчеркивается схожими французскими куполами, единой горизонтального тягой на уровне второго этажа и одинаковой формой обработки оконных проемов (рустованные наличники с замками и веерными розетками) и углов этого этажа (трехчетвертные колонки). Говорят, что здание Курзала похоже на знаменитое Казино в Монте-Карло.

В единый архитектурно-ландшафтный ансамбль зданий Курзала входили цветники, Музыкальная раковина, танцплощадка и летняя эстрада, летняя веранда с навесом для ресторана, а также большой детский парк, к которому вел северный ажурный мостик. В 1909 г. был сооружен южный ажурный мостик, который соединил Курзал с небольшим парком на склоне Крестовой горы. По отзывам многих современников, кисловодский Курзал вполне мог бы украсить любую столицу Европы. Вход публики на территорию Курзала для «увеселения и развлечений» был платным. Днем в раковине играл оркестр, на летней эстраде выступали различные артисты. К услугам публики служили читальня, бильярдные, комнаты для игры в карты и прочее. Одним из первых заведующих Курзалом был В. И. Томашевский.

Театрально-концертный зал, рассчитанный на 650 зрителей, с балконом и колоннами, был роскошно отделан внутри бархатом, бронзой и художественной лепниной, барельефными портретами Глинки, Чайковского, Бетховена, Верди и Моцарта. Хорошо оборудованная глубокая сцена была украшена занавесом работы художника Саллы. В фойе были выставлены картины крупнейших русских и зарубежных мастеров. Эксплуатацию театра Правление ОВЖД поручило антрепренеру Тифлисского театра Виктору Людвиговичу Форкатти. Во время курортного сезона представления в театре давались не менее 4 раз в неделю.

В Курзале проходили концерты, оперные и драматические спектакли с участием известных артистов и музыкантов России и Европы. На его сцене выступали: В. Ф. Комиссаржевская, М. Г. Савина, Ю. М.Юрьев, К. А.Варламов, В. И.Качалов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Дм. Смирнов, А. В. Нежданова, Н. А.Обухова, Н. В. Плевицкая, Вяльцева, Варя Панина, Пронская, Е. Гельцер, М. М. Фокин, Адамо Дидур, Ян Слезак, Маттиа Баттистини и многие другие. Симфонический оркестр Курзала насчитывал 80 человек. Им дирижировали И. Глазунов, Л. П. Штейнберг, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сафонов и другие. Кисловодский зодчий Э. Б. Ходжаев, хорошо игравший па флейте, слыл большим любителем и знатоком симфонической музыки и с конца XIX века состоял музыкальным рецензентом Курзала.

В 1907 г. арендатором ресторана был Габуния, затем снова Шавгулидзе. К осени 1913 г. ресторан содержал Востряков, затем Л. К. Астафьев и И. А. Александров. Перед революцией в ресторане «Курзал» давались обеды и ужины a la carte; вечерами играл итальянский струнный оркестр под управлением Джузеппе Фальконе. При ресторане действовала летняя веранда и бильярдная.

В годы революции и Гражданской войны в Курзале проходили различные политические собрания. В советское время Курзал принадлежал Орджоникидзевской (Северо-Кавказской) железной дороге и продолжал быть очагом культуры КМВ. Ныне здесь помещается Государственная филармония на КМВ, которая имеет два концертных зала - старинным Большой имени Сафонова и современный Малый имени Скрябина, И советское время была произведена надстройка верхнего яруса театрального зала и создана попам коробоиая крыша, что значительно увеличило высоту прежнего концертного корпуса.

В 1931 г. в перестроенных номерах Курзала был открыт корпус санатория имени А. А. Андреева на 200 коек, для рабочих и служащих железных дорог. В годы войны здесь разменялся госпиталь. Ныне здесь находится гостиница Госфилармонии. Кисловодский Курзал - «храм искусств» - связан с самыми яркими событиями артистическом жизни па КМВ минувшего века. В 1965 г. в здании Курзала открылся Музей музыкальной и театральном культуры. Основателем и первым директором музея стал известный искусствовед КМВ Борис Матвеевич Розенфельд.

К началу книги
Посвящение
Введение

Очерки истории и застройки Кисловодска
Предыстория Кисловодска
Исследовательский период (1784-1803)
Подготовительный период (1803-1822)
Военно-строительный период период (1822-1845)
Период Дирекции КМВ (1845-1861)
Контрагентский период (1861-1883)
Комиссариатский период (1883-1896)
Директорский период (1896-1917)
История образования города
Кисловодская слобода
История Кисловодской станицы
Образование станицы Кисловодской
Столица Кавказского линейного войска

Оборонительные объекты
Кисловодская крепость

Лечебные заведения
Колодец источника Нарзана
Нарзанная галерея
Нарзанные ванны
Лечебные купальни
Ванны военного ведомства
Скальковские ванны
Углекислые ванны Нарзана
Разливная Нарзана

Храмы Кисловодска
Никольская церковь
Часовня Реброва
Крестовоздвиженская церковь
Константино-Еленинская церковь
Пантелеймоновская церковь

Гостиницы, пансионаты и рестораны Кисловодска
Казенная ресторация
Номера Найтаки-Щербины
Подворье Бештау
Гостиница Смирнова «Нарзан»
Гостиница Сафронова «Парк»
Гостиница А. Н. Зипалова
Офицерский дом
Отель «Централь»
Гостиница «Красные камни»
Гостиница Тамбиева «Московская»
Казенная гостиница «Гранд-отель»
Отель-пансион Ганешина
Отель Кундури «Эльбрус»
Санаторий акцизного ведомства
Отель Сильникова «Скала»
Отель Кекишевой «Центр»
Кофейня Вострякова «Парк»
Ресторан «Замок коварства и любви»

Общественные здания
Железнодорожный вокзал
Курзал железной дороги
Хлудовская больница
Слободское училище
Женская гимназия Васильевой
Городская мужская гимназия
Торговые ряды

Особняки и дачи
Домик Дебу-Хастатовой
Дома Шайкина-Мерлини
Дома помещика Реброва
Дача художника Ярошенко
Дом Скаржинского
Дом полковника Мистрова
Дом Понятовской
Дача Барановской «Мавритания»
Дача Хомяковых
Дача братьев Тарасовых
Дом Калинкина
Дом Агафонова
Дача Очакова
Дом врача Склотовского
Дача Ушаковой
Дача Гориной
Дача братьев Бландовых
Дом Финкейзеров
Особняк архитектора Ходжаева
Дача Кабат
Дача Твалчрелидзе
Дача Миклашевского
Дом доктора Барта
Особняк князя Дондукова-Корсакова

Ландшафтная архитектура
Нижний парк
Тополевая аллея
Казенный сад
Царская площадка
Цветник нарзанной галереи

Малые архитектурные формы
Каменная лестница с гротом
Воронцовский мост
Памятный крест на горе
Мостик «Дамский каприз»
Лермонтовкий водопровод
Беседка «Стеклянная струя»
Летняя читальня
«Храм любви»
Надгробный памятник Ярошенко
Торговая галерея
Грот «Пещера демона»
Павильон «Храм воздуха»







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!