пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | архитектура старого кисловодска |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА Книга С. В. Боглачева и С. Н. Савенко | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Нижний паркВверх по берегам речки Ольховки, от белоснежной Колоннады до ажурного мостика «Дамский каприз», раскинулся небольшой Нижний парк, который прежде назывался Публичным садом. Это самая старая часть современного Курортного парка. Исторически обширный курортный парк Кисловодска сложился из трех структурных частей, различающихся по времени создания, расположению, рельефу местности, характеру и стилю насаждений: Нижний (Старый), Верхний (Новый) и Горный парки. Нижний парк является самой старой, первоначальной частью нынешнего паркового комплекса. Он занимает ныне пространство около 15 га. Нижний парк начинается от источника Нарзана в галерее, затем тянется вдоль тенистой долины горной речки Ольховки вверх по ее течению до Зеркального пруда, и чуть южнее до изгиба реки с обрывистыми берегами с подъемом на возвышенную площадку, между Крестовой и Сосновой (Романовской, раньше — Тупой) горками. История Нижнего парка насчитывает уже более ISO лет. В конце XVIII века, когда Нарзан стал использоваться россиянами, древесной растительности возле источника почти не было. Согласно картине неизвестного художника «Нарзан в 1803 году» в долине Ольховки в это время находились скопления низкорослых лиственных деревьев (ольхи, берез и пр.) и кустарника, образующих небольшие балковые рощи. Этот типичный местный ландшафт существовал с давних времен. Иначе речки Козода и Элькуша не были бы названы российскими солдатами Ольховкой и Березовкой. Эти русские наименования помещены на картах и в описаниях очевидцев уже с 1822 г. тогда, когда работы по разведению парка еще не начинались. В повести «Княжна Мери» писатель-реалист Лермонтов представил парк так: «Здесь дышится уединением, здесь все таинственно, и густые сени липовых аллей... и свежесть ароматического воздуха отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянно, сладостно усыпляющий шум студеных ручьев...». В 1841 г. курорт посетил преподаватель Ставропольской гимназии П. Хицунов. Ему показалось, что «прелестнее этого сада ничего вообразить невозможно». Еще одно из образных описаний парка относится к 1843 году: «После обеда на Кисловодском гулянье кипела публика... Сад, где собираются посетители, раскинут в теснине гор, из ущельев всегда веет прохлада, упитанная благовонием цветущей липы и других душистых дерев и растений; густая тень делает это гулянье приятным даже в самый cильный зной. Горный ручей, быстро и ропотно стремящийся во все протяжение сада, 113B1 ждется по каменистому руслу. Аллея тянется столь же извилисто, как и ручей. Посетители доходят до конца ее в густой тенистой группе берез: здесь ручей ниспадает с камня вышиною около сажени. Это место почтили названием каскада. У водопада в тени берез стоит скамья. ...Зелень кисловодского сада, поддерживаемая влажностью воздуха, остается во всей красоте до глубокой осени». Одним из самых лучших периодов развития и улучшения кисловодского парка в XIX веке являлось время наместничества князя М. С. Воронцова, который сделал Кисловодск своей летней резиденцией. Среди разнообразных забот Михаила Семеновича о курорте были меры по его озеленению и, прежде всего, по дальнейшему благоустройству и расширению парка. В начале управления наместнику пришлось преодолевать последствия наводнения 1845 г., от которого особенно пострадала парковая зона. По указанию Воронцова из его крымских владений на Воды доставлялись лучшие сорта саженцев деревьев и кустарников, а также огородных и цветочных семян. Высококачественный посадочный материал направлялся также из Никитского и Тифлисского садов, из Риги от садовника Вагнера. Нижний парк пополнился тогда каштанами и платанами, ореховым и мыльным деревом, татарской туей и другими редкими породами. Супругами Михаилом Семеновичем и Елизаветой Ксаверьевной Воронцовыми в память об их пребывании в парке на «Аллее свидании» вблизи Семиградусного источника были посажены отдельно два каштана. Позднее они были ограждены ажурными чугунными решетками. Деревья стали своеобразными памятниками княжеской чете и долгое время охранялись. В советский период они засохли и были срублены в 1950-е годы. Наместник Воронцов не оставлял попечительство о Кисловодском парке до конца своей службы. К середине 1850-х годов парковая территория была огорожена каменной стеной и перилами на каменных столбах с деревянными воротами. В парке были и отдельные постройки: деревянная купальня для пресной воды под железной кровлей и деревянный на каменном фундаменте трехкомнатный садовый домик. У южных границ парка были образованы «садовая школа», казенный сад и цветник. При контрагентстве Н. А. Новосельского в парке летом 1864 г. появились 24 «фотонафтилевых» фонаря на деревянных столбах. В период контрагентства A.M. Байкова на КMB приезжал командированный ученый-садовник Шарреран, составивший перспективные планы расширения и переустройства курортных парков, в том числе и кисловодского. Во второй половине XIX в. великолепный кисловодский парк стал популярным, как Нарзан. В 1869 г. профессор А. Соколовский писал, что Кисловодск, прежде щедро наделенный природными богатствами, обладает сосредоточием объектов искусства вокруг кипучего Нарзана в виде прекрасного парка, великолепной галереи и пр.». О ранних деревянных беседках мы имеем самые общие представления. Они иногда указывались в воспоминаниях о парке, но очень обобщенно. Так, П. Залесов посетивший Кисловодск в 1881 г., давая образные характеристики природным объектам парка, замечает, что «...переброшенные через ручей мостики и уединенные беседки делают парк поэтичным и живописным». Парковые гроты берут свое начало от искусственного грота под лестницей здания Ресторации. Он создан творческим дуэтом зодчих братьев Бернардацци. На рубеже веков появились грот «Тур» («Цветочный») и другие. Один из мостиков в южной части парка в начале XX в. получил особое название - «Дамский каприз». Он расположен у подножья бывшей Тупой, затем Романовской, а ныне — Сосновой горки. Мостик неоднократно менял свой внешний вид на протяжении последующего столетия. В конце 1880-х годов оформился развернутый парковый комплекс. О нем можно судить на основании подробного плана Кисловодском группы, изданного в 1887 г. На территории парка была распланирована сложная сеть прогулочных дорожек. Осевую позицию среди них занимала старая центральная аллея. Она имела вытянутую по продольной линии плавно извилистую конфигурацию. Параллельно ей, или пересекая ее, проходили небольшие прямые дорожки, В районе Нарзанной галереи они были более короткими и частыми, пересеклись между собой. В северной часта парка между дорожками и вдоль средней оси центральной аллеи размещались клумбы и газоны различных очертаний, преимущественно прямоугольных или многоугольных. По свидетельствам современников на них произрастали разнообразные ароматные цветы, в частности, розы. К 1891 г. парк по вечерам освещался 47 керосиновыми фонарями, из которых дюжина находилась на парковой площадке перед Нарзанной галереей, где играла музыка. Помимо казенной гостиницы (Ресторации), уже полностью вписавшейся в парковую зону, в ее границах были и другие сооружения. На месте торговой галереи («Подковы») находился прежде павильон для музыки. Южнее казенной гостиницы и к западу от частной гостиницы Сафонова «Парк» показано вытянутое прямоугольное здание курортной читальни, построенное до 1887 г. Вопрос о создании «правильно организованных» читален во всех группах КМВ обсуждался в августе 1887 г. в Медицинской комиссии, и правительственный комиссар в письме от 4 февраля 1888 г. к директору Горного департамента предлагал увеличить расходы на их содержание. Ближе к средней части парка, вблизи центральной аллеи, был расположен первый кегельбан, а в юго-западном секторе размещалась площадка для гимнастики. У юго-западного края на поверхность выходил знаменитый пресный Семиградусный источник. При нем был устроен пруд с водопадом и деревянная купальня. Недалеко от них действовала и речная купальня на Ольховке. Следы ее сохранились на скальном берегу реки у мостика «Дамский каприз». На плане 1887 г. также обозначены: необорудованная еще к тому времени Царская площадка, каштаны четы Воронцовых и Великокняжеская скамейка, получившая свое название в честь Наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича, любившего отдыхать в этом месте парка. В том же 1887 г. архитектором Кодрунцевым была построена новая ограда в виде железной решетки на каменном фундаменте вдоль западной границы парка от Нарзанной галереи и по улице, прилегающей к владениям генерала Коханова. Свидетели этого периода, очарованные красотой парка, оставили немало восторженных воспоминаний об этом уникальном творении рук человеческих и природы. Кисловодский врач П. И. Погожев подчеркивал, что парк просто поражал «каждого с первого раза своей растительностью». Профессор П. И. Ковалевский, неоднократно отдыхавший на курорте, писал в 1894 году: «Кисловодский парк... своею дивною красою, грандиозностью и причудливостью сочетаний невольно порождает любовь к Богу и природе». В 1894 г. было впервые устроено электрическое освещение галереи и парка. Новый этап преобразования Нижнего парка пришелся на конец 1890-х годов. С 1897 г. ученым-садовником КМВ был Кронов. Он занимался и вопросами развития Кисловодского парка. Архитектор Управления Вод И. И. Байков соорудил несколько оригинальных парковых павильонов, включая и кирпичную беседку над водопадом Семиградусного источника. Этот павильон у пруда был сооружен в 1896 г. Одновременно были укреплены грунтовые берега декоративного Зеркального пруда. При проведении в 1895 году первого водопровода от Лермонтовского источника в Кисловодске появились первые фонтаны, придавшие курортному парку еще большую красоту. Было устроено три фонтана: один на Царской площадке и два у Нарзанной галереи, с южной и западной стороны. Они фигурные или округлые в плане с центральным расположением основного конструктивного элемента. Особенно популярным среди посетителей, фотографов и художников стал фонтан «Лягушки» в курдонере Нарзанной галереи, построенный в 1895 г. В публикациях местных периодических изданий 1902 г. как «новый» описывался некий фонтан на спуске с Романовской горки, вероятно, на Царской площадке вблизи центральной парковой аллеи. В этот период на площадке южнее Нарзанной галереи была установлена великолепная музыкальная раковина с портретом русского композитора М. И. Глинки на верхней части арочного обрамления сцены. Необычное и красивое здание Торговой галереи («Подкова») также появилось вблизи Нарзанной галереи в самом конце XIX века. Впервые строение показано на плане парка 1900 г. Возведено оно было на месте первой музыкальной площадки или вблизи нее. В начале XX века в этой галерее находился ряд частных лавочек и небольшое сезонное почтовое отделение. После сноса во время строительства Скальковских ванн (1895 г.) старого кумысно-лечебного заведения, кумысный павильон был устроен в парке чуть южнее казенной гостиницы. В 1898 г. у средней части центральной аллеи было возведено изящное белое здание новой курортной библиотеки-читальни «в прекрасном античном стиле». Десятилетия этот павильон использовался по назначению как летняя читальня. В последние годы XIX в. началось расширение Нижнего парка. Силами администрации Бештаугорского лесничества на склонах Крестовой горы была произведена посадка сосны на площади в четыре десятины. Высаживались «дикие» саженцы, привезенные из Баталинского отделения лесничества. Сосны располагались на расстоянии сажени друг от друга. В конце XIX -- начале XX веков парк приобрел характер курортного центра. В нем протекала и даже «главным образом сосредотачивалась» разнообразная социально-культурная жизнь гостей курорта и горожан. Появились традиции проведения массовых гуляний, торжественных мероприятий, вроде освящения Нарзана в начале каждого курортного сезона в середине июня, и другое. Не обходили парк и серьезные политические события. Так, 16 декабря 1907 г. в Кисловодском парке, напротив входа в Казенный ресторан, молодыми революционерами был застрелен начальник кисло-водской полиции, сорокалетний штабс-капитан Владимир Болдырев. Это был один из первых террористических актов, совершенных в Кисловодске. Общий облик и строение Нижнего парка конца дореволюционного периода оформились к началу 1910-х годов. Его можно представить себе на основе мемуаров, газетных и журнальных статей, а также подробных путеводителей этого времени. Возле Нарзанной галереи, слева от обширной площадки, размещались, непосредственно примыкающие к зданию Розливная и газовый завод. Несколько далее — полукруглое строение торговой галереи, и за ним на высоком холме — ресторан с огромной открытой верандой. Напротив ресторана находилась монументальная кофейня, построенная в 1914 г., и рядом с ней — грандиозная раковина-эстрада. Против эстрады по другую сторону аллеи, па тенистой площадке с казенной кумысной располагался целый ряд карточных и шахматных столиков. В узкой и сильно наросшей центральной части Нижнего парка проходило, кроме основной, еще три аллеи, две из которых шли по обеим сторонам Ольховки и были соединены изящными мостиками. У центральной аллеи, выходившей к мостику, ведущему к выходу из парка в районе собора, на возвышении располагался украшенный колоннами павильон читальни. От моста в конце центральной аллеи шла другая дорожка к беседке с водопадом и пруду «Стеклянная струя». Неподалеку на р. Ольховке в 1910 г. по проекту И.И. Байкова было возведено здание электрической водокачки (ныне - Насосная станция), подающей воду по трубам с помощью мощных насосов наверх в бетонное водохранилище, устроенные выше Рома попе кой горки. Оттуда она шла на дачи Ребровой балки и распределялась между пользователями водопровода. По дороге к семи градусному источнику росли каштаны четы Воронцовых в чугунной ограде с памятной табличкой. За прудом на каменном берегу реки находилось место, которое называлась «Уголком поэзии» или «Уголком поцелуев». Здесь располагалась Купальня, а позднее — округлое в плане спортивное сооружение «Скеттинг-ринга», за ним — мостик «Дамский каприз». За мостиком по крутому склону Романовской горы шла дорожка к Царской площадке, близ которой находилась высокая смотровая беседка. К Царской площадке спилу подходила центральная аллея, участок которой резко поворачивался вверх от моста через Ольховку. В этой, наиболее широкой части старого парка, вправо от аллеи находился крытый кегельбан, сооруженный в 1902 г. слева — детская и гимнастическая площадки. У подножья Романовской горки на время сезона отводились и площадки для «лаун-тенниса». Они арендовались различным лицами на один или несколько сезонов. Известен, например, текст одного из арендных договоров между заведующим Кисловодской группой С. В. Ясенским и студентом Московского Императорского технического училища В. М. Чупахиным от 31 мая 1911 г., по которому арендовался относительно ровный участок площадью 23 квадратных саженей и деревянный павильон возле него. Свои впечатления о Кисловодском парке начала 1910-х годов оставил датский путешественник и писатель, называвший себя потомком норвежских королей, Сигурд О. Патурсон и Киркюбе. Ему довелось провести в Кисловодске летний сезон 1910 г. и первый в истории города и российских курортов зимний курс 1910-1911 года. Он сравнивал «грандиозный парк» с человеческим обществом, в котором деревья как люди: высокая, развесистая статная липа — «аристократка парка»; «белая прелестная береза — воплощение неги, красоты и женственности»; «стройный горделивый пирамидальный тополь — это молодой светский курортный денди». Писатель заметил, что «кудрявые» ели и сосны на склоне Романовской горки распространяют смолистый запах, который «...насыщает окружающий воздух подобно ладану в храме». В оригинальных образных описаниях были отражены как природные, так и культурные парковые объекты. Парк продолжал жить и развиваться и в трудные времена середины 1910 годов. В годы Первой мировой войны в нем предпринимались работы по благоустройству. Объекты и территории парка были востребованы арендаторами и использовались для различных целей обслуживания гостей курорта. Развитие Нижнего парка продолжалось и в советское время. В 1920-е годы в парк продолжилось развитие искусства живописных клумб из ковровых цветов, появились сюжетные и портретные произведения. В начале 1930-х годов у южного входа в Нарзанную галерею справа был создан редкий объект садово-декоративного искусства -цветочный календарь. Позднее идея флористического календаря с часами была вновь реализована на расстоянии 200-250 м южнее на обращенном к Ольховке склоне Крестовой горы, у поляны, окруженной цветниками. Там календарь существует и сейчас. Длительное время сохранялась эстрада для симфонического оркестра, площадка ДЛЯ детских игр, библиотека-читальня. В середине 1930-х годов на базе курортной библиотеки временно располагалось кафе «Молсоюз». В колоннаде в это время действовала диетстоловая. На местах бывших павильонов или возле них развернуты: тир, шахматная беседка, площадка для аттракционов и некоторые другие парковые объекты. Облик парка постоянно менялся и в послевоенный период. Его территория и объекты украшались гипсо-бетонной и гипсовой скульптурой советского стиля, расширялись и перепланировались спортивные площадки. В 1950-е годы к аллее выше площадки Роз была перенесена от Нарзанной галереи парковая музыкальная раковина. Затем она была и полностью демонтирована. Сначала в павильоне, а затем на месте старинного кегельбана под бывшей Царской площадкой в советские годы долгое время существовала шахматная беседка. В 1970-1980-е годы в парке проводились реставрационные работы на ряде дореволюционных объектов: «Стеклянная струя» (с полным разбором и последующим восстановлением павильона, обновлением оформления и облицовки пруда), мостик «Дамский каприз» и другие. В особенно благоприятный период парк был прекрасно ухожен, почти под каждым крупным и уникальным деревом были установлены таблички с обозначением породы и дополнительных сведений. Существенные перемены в старом парке начались на рубеже 1980-1990-х годов. Тяжелое финансово-экономическое положение сказалось на общем облике и санитарном состоянии парковой территории. Неоднократно менялись хозяева и выдвигались различные проекты дальнейших перспектив развития данного курортного комплекса. Прошла перепрофилировка части парковых объектов. Здание «Подковы», где в предвоенный период было курортное отделение почты и телеграфа, а затем почти полвека располагалась выставка «История курорта», в 2003 г. стало частной галереей. В помещениях павильона летней читальни ныне действует кафе. Шахматная беседка сгорела в начале 2002 г. и на ее участке строится капитальное здание кафе. Из десятков древесных пород, начиная с дореволюционного периода, в парке прижились редкие виды: тополь (китайский, итальянский, канадский, лавролистный), дуб пирамидальный, сосны вецмутовы и Палласа, голубая серебристая ель Энгельмана, пихта Нордмана, кипарисовик Лавсона, можжевельник китайский, сафора японская, ясень пенсильванский, туя гигантская и другие. Из более 50 различных кустарников выделяются: азалия желтая, вейгла, диервилла, магония, миндаль трехполосный, перия японская, спирея, форзиция и т.п. В нижней части парка и сегодня немало уютных привлекательных уголков и объектов. Многие из дореволюционных парковых элементов и объектов сохраняются в несколько измененном виде и сейчас. Старинный уникальный памятник ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства - Нижний парк, уверенно идет к двухсотлетнему рубежу своей истории.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |