пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВДобавить в избранное
СТАТЬИ • Первый в России памятник Лермонтову • «Памятники Отечества»ОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

Первый в России памятник Лермонтову

Первый в России памятник Лермонтову в ПятигорскеПоэт в раздумье сидит на уступе скалы. Сброшена шинель, расстегнут офицерский сюртук. Раскрытая книга упала к ногам, взор устремлен на снежную цепь Кавказских гор. Так выглядит памятник Лермонтову в Пятигорске, созданный скульптором А. М. Опекушиным. Его бронзовый Пушкин стал украшением Москвы. Бронзовый Лермонтов стал символом Пятигорска.

В 1870 году журналист П. К. Мартьянов писал в журнале «Всемирный труд»: «Петербург и Кронштадт ставят памятники Крузенштерну и Беллингсгаузену, Киев — Богдану Хмельницкому и графу Бобринскому, Смоленск — Глинке, почему бы Пятигорску, с его тысячами посетителями вод, не принять инициативы в деле сооружения памятника М. Ю. Лермонтову?».

Идею сооружения памятника поэту поддержал тогдашний главный арендатор Кавказских Минеральных Вод А. М. Байков. Он обратился к начальнику Главного управления Кавказского наместника барону А. П. Николаи с докладной запиской, в которой говорилось: «В Пятигорске все напоминает Лермонтова. Там он писал свои лучшие сочинения и там кончил свою жизнь. Лермонтов поэт Кавказа и увековечить память его нужно в Пятигорске...» Ответ пришел быстро: «Высочайше разрешено 23 июля 1871 года сооружение в Пятигорске памятника М. Ю. Лермонтову и открытие повсеместной в империи подписки для сбора пожертвований на этот памятник.

Восемнадцать лет собирались народные средства на памятник М. Ю. Лермонтову. В 1874 году, на Водах были устроены публичные литературные чтения, собранные от которых 163 рубля послужили первоначальным вкладом на сооружение памятника. В начале 1875 года была открыта подписка в тех частях Кавказской армии, где служил поэт. Во Владикавказе был учрежден специальный комитет, куда со званием «строитель памятника» был введен и арендатор Кавминвод А. М. Байков. Члены комитета разработали «Правила о сооружении памятника поэту Лермонтову», утвержденные- 30 сентября 1875 года.

Политическая обстановка в те годы неблаготворно отражалась на деятельности лермонтовского комитета. В 1876-1878 годы в России проходили сборы денег для оказания помощи балканским славянам. Работу комитета приостановили. Как только закончилась война с Турцией, его деятельность возобновилась. В начале 1880 года в журнале «Вестник Европы» члены комитета опубликовали воззвание. И призыв был услышан. За один только 1880 год комитетом было получено 8253 руб. 50 коп. Из них тысячу рублей собрал среди своих знакомых А. И. Васильчиков, секундант Н. С. Мартынова на дуэли с Лермонтовым.

Деньги на памятник стали поступать со всех концов России. Газета «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод» выделила специальную рубрику «О подписке на памятник Лермонтову в городе Пятигорске».

По инициативе комитета в Пятигорске, начиная с 15 июля 1881 года, стали проводить ежегодный День памяти М. Ю. Лермонтова. Состоялось открытие первой временной мемориальной доски на доме, в котором жил поэт в 1841 году, и возложение венков к бюсту М. Ю. Лермонтова в Елизаветинской галерее. Вечером в день сорокалетия гибели поэта состоялся большой концерт, в котором участвовали столичные артисты. Весь сбор с него поступил в фонд памятника. В результате чествования была собрана довольно крупная сумма — 2000 рублей.

10 января 1883 года сумма в фонде комитета достигла почти 30 000 рублей, что позволяло приступить к работе по изготовлению памятника. Решено было объявить всероссийский конкурс. Председатель комитета, начальник Терской области генерал А. П. Свистунов обратился к редактору журнала «Хозяйственный строитель» П. П. Мижуеву с предложением редакции взять на себя организацию конкурса. П. П. Мижуев предложил сделать его всенародным.

В состав конкурсной комиссии вошли: М. О. Микешин, автор проектов памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве, Екатерине II в С-Петербурге, И. Н. Крамской — известный художник, один из создателей Артели художников и Товарищества передвижных выставок, А. А. Краевский, издатель журнала «Отечественные записки», лично знавший М. Ю. Лермонтова, сослуживцы поэта А. И. Арнольди, М. И. Цейдлер, начальник Николаевского кавалерийского училища А. А. Бильдерлинг — основатель первого лермонтовского музея и другие. Председателем комиссии стал П. П. Мижуев.

На заседании комиссии обсуждалось и мнение о том, что «Лермонтов принадлежит всей России, а потому место ему не на Кавказе, а в одном из двух центров». Спор разрешился в пользу Кавказских Минеральных Вод, чему способствовало и решение главноначальствующего гражданской частью на Кавказе князя А. М. Дондукова-Корсакова. Местом для сооружения памятника Лермонтову был утвержден Пятигорск. Комиссия выработала специальную программу и опубликовала ее во многих газетах и журналах России.

Участники конкурса обязаны были представить свои работы к 17 февраля 1883 года. В состав жюри вошли: профессор Ф. И. Иордан, известный гравер, создавший в свое время портрет М. Ю. Лермонтова (гравированный на стали с акварели К. А. Горбунова), К. Е. Маковский, художник М. А. Зичи, иллюстратор поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени», живописец, гравер и коллекционер произведений искусства М. П. Боткин. Были и литераторы, скульпторы, архитекторы.

На первый конкурс было представлено 52 проекта. 15 моделей и о письменных заявлений — идей без рисунка. Но ни один из них не был одобрен.

Комиссия решила объявить второй конкурс, определив срок 5 апреля 1883 года. Участвовать в нем были приглашены скульпторы и художники П. П. Забелло, М. М. Антокольский. Н. И. Лаверецкий. К. Е. Маковский. М. А. Зичи и другие. Второй конкурс тоже оказался несостоятельным, хотя было прислано 65 проектов. По этому случаю был избран новый состав жюри.

30 октября 1883 года комиссия подвела итоги третьего конкурса. Представлено было 15 моделей. Члены жюри сделали окончательный выбор: первую премию и 1000 рублей получил проект №14 под девизом «Порыв». Автором модели оказался академик A. M. Опекушин, известный как автор памятника А. С. Пушкину, открытого за три года перед тем в Москве. Работа Опекушина отличалась простотой композиции, высоким профессиональным мастерством.

А. М. Опекушин выполнил огромную подготовительную работу, прежде чем создал окончательный вариант памятника. Он не оставлял работы над поиском образа и после того, как получил первую премию. Самым сложным для скульптора оказался вопрос о внешности поэта, чей образ он должен был представить в бронзе. При исполнении бюстов и статуй Пушкина скульптор мог видеть посмертную маску поэта и ряд превосходных его портретов. А вот с лица Лермонтова посмертная маска не была снята, портреты его были весьма противоречивы и вызывали споры среди тех, кто знал его лично.

Скульптор строил фигуру учитывая окружающую природу. Монументальные качества не должны были быть подавлены масштабом гор.

Вдали тянулись розовой стеной.
Прощаясь с солнца горы снеговые.
Машук склонялся зысон головой.
Через струи Подкумка голубые.
Казалось, думал: тяжкою стопой
Перешагнуть в поместил чужие...

20 марта 1889 года генерал А. А. Бильдерлннг сообщал во Владикавказ: «Академик Опекушин почти совершенно окончил лепку статуи Лермонтова, остается только окончить некоторые детали и проработать лицо по имеющимся у меня портретам и по указаниям современников — г. г. Краевского и Арнольди. Сегодня еще видел в мастерской Опекушина статую в глине и нахожу, что в художественном отношении она исполнена очень хорошо».

Скульптура высотой в 2,35 метра отливалась на заводе Морана в Санкт-Петербурге, и в начале июля была выставлена на дворе литейного заведения. Она изображает Лермонтова сидящим на обломке скалы в задумчивой позе, военная шинель сброшена с плеч и красивыми складками драпируется сбоку.

Памятник предполагалось открыть 15 октября, в день 75-летия М. Ю. Лермонтова. Но после завершения курортного сезона в Пятигорске осенью жизнь замирала, и поэтому торжество по случаю открытия памятника привнесли на август этого же года.

Прибывшие с Опекушиным в Пятигорск опытные мастера приступили к работам. 16 (28) августа 1889 года в Пятигорске состоялось открытие монумента. «Это был праздник Пятигорска, — писала газета «Северный Кавказ», — все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу».

Окруженный флагами, цветами, гирляндами, на площадке, усыпанной чистым песком, высился огромный памятник, завешанный белым покрывалом. После торжественной панихиды в соборе все присутствующие во главе с начальником Тверской области, наказным атаманом генерал-лейтенантом А. С. Смекаловым, отправились к памятнику в сопровождении военного оркестра. Смекалов прочитал краткий отчет о приходе и расходе сумм, собранных на памятник. Капитал составлял 54 409 рублей 64 копейки. Из него израсходовано было на премию по составлению эскиза и проекта памятника 1701 руб. 25 коп., на строительство сквера со всеми постройками в нем, в том числе и Лермонтовского грота, 25 324 руб. 23 коп. Стоимость изготовления бронзовой фигуры Лермонтова составила 14 179 руб 20 коп., стоимость пьедестала из крымского гранита, с установкой 6023 руб. 82 коп. Всего было израсходовано 49 093 руб. 41 коп. Остаток денег предполагалось употребить «с пользою» для увековечения памяти М. Ю. Лермонтова.

С монумента упала завеса. Перед заполнившей сквер публикой возник образ певца Кавказа. Оркестр Тенгинского полка заиграл гимн, а потом исполнил сочиненный В. Саулем марш «Лермонтов». Тенгинцы возложили к памятнику поэта серебряный венок. В торжествах участвовал осетинский поэт Коста Хетагуров. Он напомнил всем собравшимся лермонтовского «Пророка». «Пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде» — заключил он свою речь.

Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске стал символом всенародной любви к поэту. Здесь всегда букеты живых цветов.

Читать на тему:
Памятник Лермонтову («Архитектура старого Пятигорска»)
Первый в России (Библиотека)

Мануэлла Домианиди, «Памятники Отечества».

Поля в 2010-10-12 21:04:49 пишет:
интересно написано) люблю Лермонтова)
Оля в 2009-10-05 15:57:24 пишет:
Очень интересно и понятно

Страницы: 1
Загрузка...

Оставить отзыв

Ваше имя:
Ваш отзыв:

Написанное мной подтверждаю

Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!