Русский композитор, педагог и музыкальный ученый Сергей Иванович Танеев приезжал на Кавказ 10 раз в летние месяцы. Весь июнь 1885 года Танеев провел в Ессентуках, принимая курс лечения под наблюдением доктора Богословского. Жил композитор в доме казака Яницкого на Кисловодском шоссе. На отдыхе, как и все люди искусства, Танеев не прекращал работу. Из письма к П. Чайковскому узнаем, что в Ессентуках он написал этюды для фортепиано. Композитору А. Аренскому сообщал о том, что похудел, окреп. Около 1 июля переедет в Кисловодск.
В Кисловодске композитор остановился в доме Гайвалева на Верхней улице, занимая отдельную большую комнату. Встречался со старыми друзьями и добрыми знакомыми: И. Иванюковым – профессором Московского университета, экономистом; М. Ковалевским – ученым, историком и этнографом; Н. Михайловским – публицистом и литературным критиком. Всех объединяла любовь к Кавказу, и каждый по-своему пытался приоткрыть «завесу горных таинств».
Из Кисловодска в июле 1885 года Танеев совершил многодневное путешествие в Сванетию через Кавказский хребет. В письме к Аренскому композитор сообщал маршрут: «…я, Ковалевский и Иванюков сейчас уезжаем в большое путешествие. В дороге будем дней 20… Перевал сделаем близ Урусбиевского аула, недалеко от Эльбруса». Это путешествие открыло композитору музыку горцев: непривычную, поразившую резкими звуками и удивительными ритмическими ходами. В результате этой поездки появилась тетрадь кавказской музыки, в которую вошли 20 песен: две одноголосые, остальные – на два голоса. В музее П. Чайковского в Клину хранится рукопись этой «Горской тетради» с пометкой «Кавказ, 1885, 25 июля, Урусбиевский аул».
Пребывание Танеева на Водах в 1890 году отмечено рождением известного Первого струнного квартета, посвященного учителю и другу П. Чайковскому. Последующие приезды на Кавказ в 91, 92 и 94 годах связаны с упорной работой композитора над единственной его оперой «Орестея», по сюжету одноименной трагедии Эсхила. В письме к Чайковскому из Пятигорска узнаем подробности: «Я очень усердно занимаюсь сочинением, пишу ежедневно утром и вечером…» Чайковский из Клина отвечал: «Думаю, что опера твоя будет совершенно особняком, редко выдающимся по оригинальности замысла и зрелой обдуманности исполнения произведением». Опера-трилогия «Орестея» стала удивительным в русской музыкальной культуре опытом претворения античного сюжета, воплощенного в величавых пластически строгих музыкальных образах. И Пятигорск послужил колыбелью этого выдающегося создания С. Танеева.
Предлагаем несколько интересных фрагментов воспоминаний о Танееве. Они принадлежат одному из его многочисленных учеников – Леониду Сабанееву – блестящему представителю русской музыкальной критики начала ХХ века. «Мне много раз приходилось думать об историческом знании творчества Танеева. Его музыка была из тех, которым не посчастливилось при жизни. <…> В общем, мир равнодушно прошел мимо плодов этой напряженной трудовой и подвижнической жизни, прошел с таким равнодушием, что больно становилось за того, кто всю чистоту своего облика и все напряжение своих научных и художественных сил отдал своему горячо любимому делу». «Как бы ни относиться к творчеству С. Танеева – даже совершенно вне всякой музыки – Танеев есть один из тех великих русских людей, великих духом и силой воли, которым во всяком случае место в истории есть и должно быть. В этом смысле я считаю его личностью, которая ценна с точки зрения истории культуры вообще, вне профессиональных музыкальных или иных интересов и задач.
Танеевское творчество и его труды – не для современников и даже не для ближайших потомков. Эта музыка, честно созданная и мастерски сделанная, из тех, смысл, значимость и размеры которой становятся ясными только удаленным поколениям… Несколько лет пройдут, и Танеев станет действительно тем, чем он и хотел быть в начале своей карьеры и чем он незаметно для себя и стал, — русским классиком, представителем чистой музыки, которой так мало было уделено внимания русскими композиторами».
Приведенные отрывки из книги Л. Сабанеева «С. И. Танеев. Мысли о творчестве и воспоминания о жизни» не лишены субъективизма, свойственного, впрочем, любым воспоминаниям, но многие мысли автора с позиции сегодняшней оценки места Танеева в отечественной и мировой культуре кажутся очень точными и проницательными.
В творчестве Танеева непосредственно с нашим краем связано не так много, но, несомненно, «Горская тетрадь» и сегодня занимает видное место в музыкальном наследии Сергея Танеева, привлекая внимание музыкантов, композиторов и простых слушателей уже на протяжении многих лет.
Екатерина НОВИКОВА, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова,
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!