пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностейОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей

на земле Кисловодска и окрестностей зафиксировано более 500 археологических памятников, самые древние из которых относятся к V тысячелетию до н.э. Из них только часть стоит на государственной охране (190 — в городской черте и несколько более 50 в Предгорном районе Ставропольского края). Уже в глубокой древности район будущей всероссийской здравницы располагался на перекрестках экономических этнических трасс множества племен и народов.

Первые научные данные об археологических памятниках кисловодского района стали фиксироваться во второй половине XVIII века, а активное их изучение с применением метода раскопок ведется уже более 100 лет.

Кисловодские памятники уже в течение десятков лет включаются в местные туристические маршруты. Приобретен и опыт международных туров. В реализуемой сейчас «Городской программе выявления, учета, сохранения и использования историко-культурного наследия города Кисловодска на 1998-2003 годы» предусматривается развитие этого направления, включая музеефикацию части археологических объектов. Находки времени нового каменного века — неолита — кремневые изделия и отщепы, каменные орудия — встречены в верховьях реки Подкумок, в районе Кисловодской городской больницы и в некоторых других местах. Следующая историческая эпоха, называемая энеолитом — медно-каменным веком — представлена несколькими выразительными памятниками. Расположенный в районе знаменитого туристического объекта — «Замка коварства и любви» энеолитический бытовой комплекс «Замок» территориально связан с целой группой разновременных поселений, могильников и культовых мест эпохи бронзы, раннего железа и средневековья. Небольшие раскопки, проведенные в 60-е и 80-е годы XX столетия.

К энеолитической эпохе относятся и наиболее ранние ямные захоронения в курганах Пятигорья, датируемые концом IV - началом III тысячелетия до н.э. К позднему периоду эпохи ранней бронзы, связанному в нашем районе с так называемой «майкопской культурой», относится целый ряд поселений в ущельях рек Аликоновки и Кабардинки, а также ранние погребения в многочисленных курганах Кисловодска и окрестностей. Здесь также встречались захоронения знатных и состоятельных людей, относящиеся ко второй половине III тысячелетия до н.э. В подкурганном погребении у Кольцо-Горы найдены крупный бронзовый котел и прекрасный красно-коричневый глиняный сосуд явно не местного производства, изготовленный на гончарном круге. Возможно, к этому же времени относится основное захоронение в высоком (около 10 метров) кургане в районе старого указанного озера.

Поселения указанного времени пока слабо изучены, но полученные находки позволяют выявить здесь некоторые особенности пастушеского хозяйства с элементами земледелия.

Курганные могильники, состоящие из цепочек или групп по нескольку насыпей, встречаемые в большом количестве по водоразделам рек Березовки, Аликоновки, Эшкакона, Верхнего Подкумка, покрывали ранее и возвышенности Кисловодской котловины,о чем свидетельствуют научные данные. Отдельные памятники этого типа и сегодня сохранились в границах городской застройки (ул. Кутузова, район Профтехучилища № 29) и прилегающих поселков.

Курган — это сложное погребальное сооружение, часто включающее большое число разновременных захоронений. В окрестностях Кисловодска курганы использовали особенно активно во втором тысячелетии до н.э., в эпоху Средней бронзы. Однако известны здесь и отдельные случаи захоронения скифо-сарматского периода первой половины и середины I тысячелетия н.э., а также так называемые «старокабардинские» курганные могильники XV - XVIII веков н.э

Культура населения эпохи средней бронзы региона Кавминвод известна нам сегодня именно по курганным захоронениям. Часть из них раскапывалась и доследовалась в районе Кисловодска. Майкопская культура на рубеже III-II тысячелетия до н.э. сменяется рядом родственных культурных общностей, отражающих этнокультурные взаимоотношения населения региона. Исследователи отмечают, что в начале и первой половине II тысячелетия до н.э. из погребений исчезают предметы «тонкой работы», сокращается число изделий из бронзы, попадается в основном грубая лепная посуда. Это свидетельствует о заметном упадке уровня культуры в сравнении с майкопским временем. Но и в этот период археологические материалы достаточно выразительны. Встречаемые в погребениях предметы вооружения и быта — бронзовые ножи и кинжалы, кремневые наконечники стрел, каменные топоры и булавы, иногда остатки повозок, а также богато орнаментированные украшения (бусы, подвески и др.), позволяют судить о хозяйстве рассматриваемого времени как пастушеском и пастушеско-земледельческом. Поселения этого периода есть в окрестностях Кисловодска (Замок-2, Правоберезовское, Острый Мыс). Следует предполагать умелое и широкое использование камня в строительном деле, прослеживаемое при изучении внутрикурганных конструкций. Под насыпями II тысячелетия до н.э. встречаются кольцевые выкладки из массивных камней — кромлехи, стены, группы взаимосвязанных гробниц и каменных ящиков.

На рубеже II—I тысячелетий до н.э. характер культуры населения Кисловодского региона существенно меняется. В начале I тысячелетия до н.э. район населяют племена, обладающие материальной и духовной культурой, сходной со знаменитыми кобанскими памятниками Центрального Кавказа и Предкавказья. Только в городской черте таких памятников выявлено уже десятки. Это естественно и иногда искусственно защищенные поселения на возвышенностях и скальных выступах речных ущелий и долин, а также могильники.

При недавнем обследовании небольшого участка поселения на Крестовой горке, в центре Кисловодска, выявлен характер заглубленных в землю прямоугольных домов (в среднем размеры 5 на 4 метра) с каменными фундаментами и стенами. Внутри имелись очаги, перегородки, лежанки. Встречается большое количество фрагментов глиняных сосудов и отдельные целые формы. Посуда богато орнаментирована. Распространены были миски, горшки, корчаги. Ручки на сосудах раннего этапа очень редки. Попадаются и керамические пряслица, изделия из кости и камня. Металлические предметы в слоях поселений единичны. Характер костей животных свидетельствует о том, что скотоводство было одним из основных хозяйственных занятий. Была распространена и охота на оленей, косуль, кабанов, медведей. Зернотерки, бронзовые серпы говорят о достаточно высоком уровне развития земледелия.

Яркие материалы находятся в могильниках. Относительно масштабно исследовались погребения рассматриваемого времени у городской Мебельной фабрики, на могильниках Березовский, Клинярский, Крестовая и Барановская горки и другие. В каменных ящиках и грунтовых ямах погребенные располагались скорченно на боку. Их сопровождали различные сосуды из глины, украшения, предметы обихода и оружие из камня и металла. Бронзовых предметов собственно кобанского облика (орнаментированные бронзовые топоры, мелкая пластика из бронзы) в Пятигорье немного.

VIII-VII века до н.э. - это время расселения в Причерноморье и Предкавказье первых из засвидетельствованных в античной и древневосточной письменной традициях племенных объединений Юго-Восточной Европы кимерийцев и скифов. В целом преобладает мнение об ирано-язычности основной части киммерийцев и скифов.

Что касается нашего региона, то достоверно установлены связи населения Кисловодской котловины рассматриваемого времени с Закавказьем и Передней Азией, где источники указывают на присутствие киммерийцев. В Клин-Ярском и Султан-Горском могильниках обнаружены уникальные для Северного Кавказа шлемы ассирийского типа, закавказские «пекторали», бронзовые сосуды и ряд других изделий, которые могли попасть на кисловодскую землю только в результате широких хозяйственно-политических связей.

Основная территория расселения скифских племен в VII-VI веках до н.э. располагалась севернее Кисловодской котловины. Однако уже в конце VII века до н.э. влияние скифских элементов начало ощущаться и в местных памятниках. Стали распространятья типичные бронзовые втульчатые наконечники стрел с шипами, железные мечи-акинаки, характерные детали конской сбруи. Появились кружки с ручками. В целом, местный этнос, видимо, сохранялся и в скифский период, до IV века до н.э. включительно.

Памятников последней трети I тысячелетия до н.э. в Кисловодской котловине почти нет. Материалы II—I веков до н.э. содержались в коллективной каменной гробнице на Кабан-горе. К I веку до н.э. относились также и отдельные предметы из катакомб могильника Подкумская Терраса.

С начала I тысячелетия н.э. все чаще встречаются ранние катакомбные погребения. Активизируются племенные связи, в том числе и вдоль северных ответвлений Великого Шелкового пути. В погребениях встречается римско-причерноморские и азиатско-китайские предметы импорта (бронзовые зеркала, посуда, фаянсовые фигурки, бусы из различных материалов). Под влиянием привозных изделий развиваются местные подражания. В этническом отношении население центральных районов Северного Кавказа относится либо к ранним аланам, либо к местным capматским группам.

Целый ряд поселений и укреплений (в границах Кисловодска около 30) сегодня широко датируется в пределах I тысячелетия н.э. Ситуация перехода от поздне-сарматского времени к эпохе раннего средневековья в целом пока не ясна.

Достоверно датированным историческим событием, которое в определенной I степени характеризует этот переход, считается нашествие гуннских тюрко-язычных племен из Азии в конце IV века н.э. В последующем в Предкавказье перемещались и другие кочевые и полукочевые степные племена — болгары, хазары, еще позднее — мадьяры, печенеги, половцы. К середине — второй половине I тысячелетия н.э. относится третий после эпохи средней бронзы и кобанского времени период густого заселения Кисловодска и окрестностей. В это время здесь расселялись аланские племена, взаимодействовавшие с тюркоязычными полукочевыми и кочевыми народами, местными горскими группами и другими этническими общностями. Образовался сложный культурный комплекс раннесредневекового населения района.

В начале раннего средневековья образуются небольшие, но густо расположенные поселки на естественно защищенных возвышенностях и скальных мысах. Возводились также каменные башни и стены. Рядом расположенные поселения объединялись в группы. На скальных мысах в речных ущельях и долинах сохранились остатки разрушенных башен, стен, кладок, других строений. Такие объекты имеются в промышленной зоне Кисловодска, на отрогах Джинальского хребта в парковой зоне, в ущельях рек Аликоновки, Березовки, Ольховки, а также в ущелье Эшкакона и верховьях Подкумка. Осмотр подобных памятников представляет значительный интерес для экскурсантов.

Абсолютное большинство памятников этого типа археологически слабо изучено. Исследованиями последних десятилетий на этих поселениях и на ряде могильников, которые исследовались значительно больше, обнаружен обширны и разнообразный материал, включающий богато орнаментированную, часто лощеную глиняную посуду, различные предметы вооружения, детали конской сбруи, украшения, предметы обихода, орудия труда. Хозяйство аланских племен и других этнических групп, проживающих рядом с ними, определяется как скотоводческо-земледельческое. Значительная часть изделий — детали поясных наборов, дорогие ткани, разнообразные бусы, подвески — была неместного производства.

Под влиянием разнообразных межрегиональных связей формировались духовная культура и религиозные представления местного населения. При господстве ранних языческих культов в середине I тысячелетия н.э. распространяются элементы зороастризма. Появляется христианство. Культовые действия в это время отправлялись в пещерах, в скальных гротах или под скальными навесами, в сооружениях на могильниках, в священных рощах, у почитаемых источников, а также, вероятно, в «центральных» общинно-родовых святилищах. Поминальные сооружения известны у Замка коварства и любви, у Аланской крепости, на Остром Мысе... В районе Кисловодска есть несколько обжитых пещер и гротов, используемых еще со II—I тысячелетий до н.э. Особенно интересно святилище под скальным навесом, открытое недавно у Замка коварства и любви. В нем сосредоточено большое количество фрагментированных глиняных сосудов, обнаружены железные удила и стремена, найдены черепа и кости мелких и крупных рогатых животных, что связано, вероятно, с жертвоприношениями.

В начале II тысячелетия н.э. продолжалась жизнь и в ряде крупных мысовых поселений в бассейне Верхнего Подкумка.

В музеях Кисловодска, других городов Кавминвод, Ставрополя, центральных городов России хранятся различные выразительные предметы, характеризующие развитую позднеаланскую культуру Кавминвод. Дружинные захоронения Кольцо-Горы и Рим-Горы включали богато украшенные сабли, детали конской сбруи, элементы костюма, остатки тканей, керамику и стеклянную посуду.

Источники свидетельствуют, что аланские правители в X веке приняли христианство из Византии. Существовали тесные взаимоотношения Алании с другой христианской страной — Грузией, а также с Арменией. В соседней Карачаево-Черкесии до сих пор неплохо сохранились позднеаланские христианские храмы X-XI веков. Можно предполагать, что церкви и храмы были и в бассейне верхнего Подкумка, но пока об этом нет достоверных данных. Остатки их либо не сохранились, либо не выявлены. Влияние христианства фиксируется во многих археологических памятниках — изменяются детали погребального обряда (сокращается инвентарь, появляются деревянные гробы), встречаются тельные крестики и изображения крестов.

В хозяйственной жизни завершающего этапа раннего средневековья отмечается преобладание оседлого земледелия, отгонного скотоводства, развитие различных ремесел. Идут сложные этнические процессы.

Бассейн реки Подкумок считается в фольклорных традициях местом происхождения и исторической землей восточных адыгов, ногайцев-борганов, карачаевцев, западных осетин (алан). В то же время нужно иметь в виду то, что воссоздание объективной картины происхождения народов невозможно без детального изучения археологических памятников региона.

Сергей Савенко, «Памятники Отечества».

Загрузка...

Оставить отзыв

Ваше имя:
Ваш отзыв:

Написанное мной подтверждаю


Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!