пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | СТАТЬИ Поезда пошли на юг «Памятники Отечества» | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Поезда пошли на югНачало 1890-х годов в истории Кавказских Минеральных Вод отмечено событием, которое решающим образом сказалось на ходе развития курортов, содействовало росту их популярности и превращению в здравницы мирового значения. Весной 1892 года были начаты и через два года закончены работы по прокладке железнодорожной ветви, соединившей станцию Минеральные Воды с Пятигорском, Ессентуками и Кисловодском. В июле 1872 года барону Р. В. Штейнгелю, основателю частно-государственного Общества Владикавказской железной дороги (ОВЖД), была выдана высочайше утвержденная концессия на «сооружение и эксплуатацию железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа и шоссе от станции Минеральные Воды на Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск». Уже через три года первый на Кавказе рельсовый путь протяженностью в 652 версты был проложен. Железнодорожное движение между Ростовом, Минеральными Водами и Владикавказом открылось 15 августа 1875 года. Одновременно курорты связала удобная шоссейная дорога. На Кавминводы хлынул поток «курсовых». По новому шоссе от станции Минеральные Воды в Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск и Железноводск покатили дилижансы. Для приема все возрастающего числа приезжих строились гостиницы, дома, в которых открывались «меблированные комнаты» и «домашние кухни». Благодаря поддержке правительства, министерств путей сообщения, финансов, военного и других, ОВЖД выдержало жесточайшую конкурентную борьбу с иностранным капиталом, прежде всего с англо-голландским, пытавшимся захватить кавказский рынок. В начале XX века оно превратилось в мощное предприятие с чисто национальным капиталом. В начале XX века Общество многое делало для подъема благосостояния своих работников. В 1905 году, когда в забастовке на дороге приняло участие до 30 тысяч человек, собрание акционеров Общества посчитало необходимым значительно увеличить социальное и материальное обеспечение рабочих и служащих. Строились учебные заведения, жилые дома бесплатные больницы, ОВЖД содержало за свой счет военный госпиталь, больницу во Владикавказе и ряд других учреждений. В 1910-е годы Общество приступило к строительству санаториев. Было возведено роскошное здание Курзала (общественного центра) в Кисловодске, сооруженное в 1906 году в стиле «ренессанс», и прекрасно оборудованный санаторий им. имп. Александра II в Ессентуках (ныне корп. № 17 санатория имени Анджиевского). Вскоре после установления железнодорожного движения Ростов — Владикавказ встал вопрос и о продолжении дороги дальше к югу. В Кавказском комитете, созданном при наместнике великом князе Михаиле Николаевиче, были разработаны предложения о продлении Владикавказской железной дороги до города Петровск-Порта (с 1922 года Махачкала). Владикавказско-Петровской дороге придавалось важнейшее значение, строить ее намечалось за счет казны. В 1879 году в планах правительства, дорогу поставили «в очередь после Бакинской и Батумской». Общество Владикавказской железной дороги крепло. В 1887 году вошла в строй линия Тихорецкая, в 1888 — Екатеринодар—Новороссийск. В 1891 году наконец подошла очередь и Петровской ветви. Одновременно с ней (линия Беслан—Петровск-Порт) была утверждена и Минераловодская ветвь (Минводы—Кисловодск), первоначальный строительный капитал которой составил 3 013 809 рублей. ОВЖД сумело четко организовать работы. Летом и осенью 1891 года были выполнены необходимые полевые изыскания, а зимой собранные материалы обработаны и представлены в Департамент железных дорог. Там они быстро прошли все инстанции и весной 1892 года были рассмотрены в Министерстве путей сообщения. 1 мая 1892 года, когда главный инженер стройки получил утвержденные расценочные ведомости (на сумму 2 864 985 руб.), началось строительство ветви, а уже через год, 14 мая 1893 года, по участку Минводы — Ессентуки (протяженностью в 41 версту) прошел первый товарный состав. 6 августа движение открылось уже на всей ветви Минеральные Воды—Кисловодск (61 верста). 1 января 1894 года считается официальной датой открытия движения, с перевозкой в течение определенного времени только коммерческих грузов. Открытие движения в полном объеме, включая пассажирское, произошло 17 мая, как об этом свидетельствует «Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания до 1897 года включительно». Прошел век. По-прежнему радуют взор пассажира приветливые привокзальные здания Кисловодска и Железноводска. До сих пор слышны сожаления по поводу того, что их «собрат» в Пятигорске, вопреки желанию местных жителей и гостей Кавминвод заменен на сооружение из стекла и бетона. Ессентукский вокзал, как и его сохранившиеся ровесники, доживший до своего 100-летия, к сожалению, после варварского разрушения в период немецкой оккупации 1942 года был воссоздан с большими отклонениями от своего первоначального вида. Правда, можно надеяться, что в будущем он предстанет перед нами в своей первозданной красе. Уже подготовлен проект восстановления навеса над его перроном. Имеется согласие железной дороги и на реставрацию вокзального здания. Юрий Андреев, «Памятники Отечества». |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |