пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Поезда пошли на юг • «Памятники Отечества»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Поезда пошли на юг

Станция Минеральные ВодыНачало 1890-х годов в истории Кавказских Минеральных Вод отмечено событием, которое решающим образом сказалось на ходе развития курортов, содействовало росту их популярности и превращению в здравницы мирового значения. Весной 1892 года были начаты и через два года закончены работы по прокладке железнодорожной ветви, соединившей станцию Минеральные Воды с Пятигорском, Ессентуками и Кисловодском.

В июле 1872 года барону Р. В. Штейнгелю, основателю частно-государственного Общества Владикавказской железной дороги (ОВЖД), была выдана высочайше утвержденная концессия на «сооружение и эксплуатацию железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа и шоссе от станции Минеральные Воды на Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск». Уже через три года первый на Кавказе рельсовый путь протяженностью в 652 версты был проложен.

Железнодорожное движение между Ростовом, Минеральными Водами и Владикавказом открылось 15 августа 1875 года. Одновременно курорты связала удобная шоссейная дорога. На Кавминводы хлынул поток «курсовых». По новому шоссе от станции Минеральные Воды в Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск и Железноводск покатили дилижансы.

Для приема все возрастающего числа приезжих строились гостиницы, дома, в которых открывались «меблированные комнаты» и «домашние кухни». Благодаря поддержке правительства, министерств путей сообщения, финансов, военного и других, ОВЖД выдержало жесточайшую конкурентную борьбу с иностранным капиталом, прежде всего с англо-голландским, пытавшимся захватить кавказский рынок. В начале XX века оно превратилось в мощное предприятие с чисто национальным капиталом.

В начале XX века Общество многое делало для подъема благосостояния своих работников. В 1905 году, когда в забастовке на дороге приняло участие до 30 тысяч человек, собрание акционеров Общества посчитало необходимым значительно увеличить социальное и материальное обеспечение рабочих и служащих. Строились учебные заведения, жилые дома бесплатные больницы, ОВЖД содержало за свой счет военный госпиталь, больницу во Владикавказе и ряд других учреждений.

В 1910-е годы Общество приступило к строительству санаториев. Было возведено роскошное здание Курзала (общественного центра) в Кисловодске, сооруженное в 1906 году в стиле «ренессанс», и прекрасно оборудованный санаторий им. имп. Александра II в Ессентуках (ныне корп. № 17 санатория имени Анджиевского).

Вскоре после установления железнодорожного движения Ростов — Владикавказ встал вопрос и о продолжении дороги дальше к югу. В Кавказском комитете, созданном при наместнике великом князе Михаиле Николаевиче, были разработаны предложения о продлении Владикавказской железной дороги до города Петровск-Порта (с 1922 года Махачкала). Владикавказско-Петровской дороге придавалось важнейшее значение, строить ее намечалось за счет казны.

В 1879 году в планах правительства, дорогу поставили «в очередь после Бакинской и Батумской». Общество Владикавказской железной дороги крепло. В 1887 году вошла в строй линия Тихорецкая, в 1888 — Екатеринодар—Новороссийск. В 1891 году наконец подошла очередь и Петровской ветви. Одновременно с ней (линия Беслан—Петровск-Порт) была утверждена и Минераловодская ветвь (Минводы—Кисловодск), первоначальный строительный капитал которой составил 3 013 809 рублей.

ОВЖД сумело четко организовать работы. Летом и осенью 1891 года были выполнены необходимые полевые изыскания, а зимой собранные материалы обработаны и представлены в Департамент железных дорог. Там они быстро прошли все инстанции и весной 1892 года были рассмотрены в Министерстве путей сообщения.

1 мая 1892 года, когда главный инженер стройки получил утвержденные расценочные ведомости (на сумму 2 864 985 руб.), началось строительство ветви, а уже через год, 14 мая 1893 года, по участку Минводы — Ессентуки (протяженностью в 41 версту) прошел первый товарный состав.

6 августа движение открылось уже на всей ветви Минеральные Воды—Кисловодск (61 верста).

1 января 1894 года считается официальной датой открытия движения, с перевозкой в течение определенного времени только коммерческих грузов.

Открытие движения в полном объеме, включая пассажирское, произошло 17 мая, как об этом свидетельствует «Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания до 1897 года включительно».

Прошел век. По-прежнему радуют взор пассажира приветливые привокзальные здания Кисловодска и Железноводска. До сих пор слышны сожаления по поводу того, что их «собрат» в Пятигорске, вопреки желанию местных жителей и гостей Кавминвод заменен на сооружение из стекла и бетона.

Ессентукский вокзал, как и его сохранившиеся ровесники, доживший до своего 100-летия, к сожалению, после варварского разрушения в период немецкой оккупации 1942 года был воссоздан с большими отклонениями от своего первоначального вида. Правда, можно надеяться, что в будущем он предстанет перед нами в своей первозданной красе. Уже подготовлен проект восстановления навеса над его перроном. Имеется согласие железной дороги и на реставрацию вокзального здания.

Юрий Андреев, «Памятники Отечества».


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


Наместник на Кавказе П. С. Воронцов
Наместник на Кавказе А. И. Барятинский
Генерал Г. А. Емануэль
И раздалось мощное: «Я здесь!»
Кисловодск Антону Павловичу понравился
Командировки мастера Раева
Гостиная Благодать
Дачные кварталы Ессентуков
Станция почтовых дилижансов
Крепость у кислого колодца
Целебные воды и горы
100 лет Кавминводам
Поезда пошли на юг
Археологические реликвии Кисловодска и его окрестностей
Лечебный парк Железноводска
Дворец эмира Бухарского
Большой Провал
Дары Железной горы
Дар божий в руках государства
Прошлое и настоящее Курзала
Воплощение мечты товарища Серго
Грязелечебница Евгения Шреттера
Первая в мире энергосистема
Наследие Ивана Байкова
Фотолетописец Кавказа
Алябьев в Пятигорске
Дом генерала Верзилина в Пятигорске
Н. Львов - первый зодчий Горячих Вод
Мелодия, услышанная композитором
Проходившие останавливались пораженные
Зодчий Самуил Уптон
Братья Бернардацци - строители Пятигорска
Притяжение Белой Виллы
Два Кавказских года Льва Толстого
Домик Лермонтова
Первый в России памятник Лермонтову
На месте поединка
Тайна Лермонтовскрй могилы
Пишу из Кабардинской слободки...
Музыка гор
(О Н. Ярошенко)
В горах осталось его сердце
Горы производят странное впечатление на душу...
Пятигорск - колыбель «Орестеи»
...Утром пойду в парк
Добро пожаловать в Ресторацию
Где жили первые посетители Горячих Вод?
...Назвался к Дроздову
Памятные адреса
На кабардинской слободке № 252
Трижды рождавшаяся








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!